kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Происхождение и функции денег

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - изучение нового материала с элементами беседы, игры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Происхождение и функции денег»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36»











Методическая разработка урока по экономике

на тему: «Происхождение и функции денег»















Разработала:

Учитель истории, обществознания, экономики и права

Чекалова Елизавета Николаевна









Новокузнецк

2021 г.

Тема урока:  Происхождение и функции денег

Цель: познакомить учащихся с понятием деньги, их видами и функциями.

Класс: 10 А

Задачи:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Основные термины: деньги, функции денег, виды денег, бартер, эквивалент.

Ожидаемые учебные результатыПосле изучения темы учащиеся должны:

знать, что такое деньги, историю их возникновения;

- понимать, какую роль выполняют деньги в человеческом обществе, и каковы их функции;

- уметь определять функции денег.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование.

Оборудование: рабочие тетради, наглядное пособие карточки-задания.

ХОД УРОКА.

Эпиграф к уроку:

«Деньги – очень плохой господин, но весьма хороший слуга.»

Френсис Бэкон


1.Организационный момент.

Начинаем наш урок. Желаю всем нам плодотворной работы.

Запись отсутствующих.

2.Актуализация опорных знаний

по теме: « Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.»

проверка домашнего задания дать определение понятий: «стоимость», «цена товара», «бартер», «торговля», «реклама»

Стоимость - мера, с помощью которой определяется ценность товара и его полезность.

Цена товара -сумма денег, которая уплачивается при покупке товаров или услуг.

Торговля -отрасль хозяйства, реализующая товары путем купли - продажи.

Реклама - информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи.

- объяснить значение русских пословиц: «Хорошо дешево не бывает», «Дорожиться - товар залежится, продешевить - барышей не нажить».


Раздаются карточки для актуализации знаний. В них необходимо отметить знаками Знаю+, не знаю-, хочу узнать - восклицательный знак

Вопрос:

Всегда ли существовали деньги?

Какие функции выполняют деньги?

Какие виды денег вы знаете?

Какая наука изучает монеты?

Что такое аверс, реверс?


Отложите карточки в сторонку. В завершении урока посмотрим, получили ли вы ответы на свои вопросы.


3.Изучение нового материала.

  • Возможно, вы спрашиваете себя: «Зачем изучать экономическую теорию»? Но нужно отметить, что некоторые экономические процессы, напрямую затрагивают ваши интересы: – одни как личность, обладающую определенными желаниями и потребностями, другие – как человека, который зарабатывает и тратит деньги, третьи – как гражданина страны. Еда, одежда, жилье и даже то, как вы проводите свое свободное время, – все это, так или иначе, определяется экономическими силами. Изучение экономической теории поможет вам лучше понять законы и принципы, в соответствии с которыми они действуют.


Я кладу их не в платок, Я кладу их в кошелек.

1.Причины возникновения денег.

Предлагаю  вместе определить тему сегодняшнего урока.

На доске дана загадка. Разгадав слова мы получим тему нашего урока.

Загадка. Я кладу их не в платок, Я кладу их в кошелек. (Деньги).

Тема нашего урока. История возникновения денег. Виды денег. Наличные и безналичные денежные средства.

- Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. Представление о законах денежного мира необходимо знать каждому.

- Хотите ли вы узнать о денежном мире? (ответы детей).

- Конечно же, на сегодняшнем уроке основополагающая Цель: мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами и функциями.

Эту цель мы будем решать в течение 2-х уроков

- Запишите тему урока

Учитель объясняет. Структура нашего урока.


    1. История возникновения денег.

    2. Виды денег.

    3. Наличные и безналичные денежные ср-ва.

1.История происхождения денег

Каждому из нас приходится иметь дело с деньгами, получать и тратить их. Экономическая наука помогает разобраться в сущности денег и их роли в жизни людей.

Развитие свободного рынка породило деньги, денежные отношения. Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства.

При натуральном обмене денег нет. Работнику трудно было найти людей, которым нужен его товар и которые имели бы товар, нужный работнику.

В экономической истории эта задача была решена с помощью меновых, ходовых товаров в качестве посредников. Эти товары обладали специфичной общественной полезностью – были всеобщим эквивалентом (ВЭ)

С начало роль всеобщего эквивалента выполняли скот, меха, соль, зерно, ракушки и т.п. В последующем роль всеобщего эквивалента выполняли те товары, естественные свойства которых были более благоприятными для этого.

Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги.

Итак, золото стало деньгами 7000 лет назад. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков. При покупке товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластины и отрезать от них кусочки. В процессе дальнейшей эволюции денег появились слиточки, а затем – «лепёшечки». Слитки серебра в 13 веке рубили на куски, получившие название рублей.

Бумажные деньги начали хождение в 18 веке, но зародились они гораздо раньше. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году при Екатерине 2, они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов. В это период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом.

После первой мировой войны (1914 – 1918) начался постепенный «отрыв» бумажных денег от их реального золотого содержанияИ только в 30 – х г.г.20 века обеспечение бумажных денег золотом прекратилось.

 

Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют, а именно: мера стоимости, средство  обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги.

На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость и транспортабельность.


  1. Виды денег

Существует два вида денег: наличные и безналичные. Наличные (монеты и купюры), безналичные (банковский чек и электронные карточки).

  А еще я хочу сегодня вас познакомить с языком монеты. Аверс- лицевая сторона монеты, Реверс – оборотная сторона монеты

1)Наличные деньги – это денежные средства, используемые в наличном обращении.

  • Монеты – это металл определённой формы и веса. Они служат в качестве разменных денег.

  • Банкноты – это бумажные деньги. Выпускаемые в обращение ЦБ РФ.

  • Казначейские билеты – это те же бумажные деньги, но выпускаемые государственным казначейством – Министерством финансов.

2)Безналичные деньги

К ним относятся:

  • Ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты)

  • Вклады в банках

  • Дорожные чеки (American Express) 

3)Электронные деньги – это деньги, находящиеся на счетах компьютерной памяти банка, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства (банкомат).

Пластиковая карта – пластинка из пластического материала с нанесённым на неё магнитным кодом или с встроенным кодируемым элементом памяти (дебетовые и кредитовые; «золотые», «серебряные», «корпоративные», «Private-карточки», «карточки для VIP  клиентов»).

5. Викторина. А знаете ли вы что-нибудь о российских деньгах? Сейчас мы это проверим. Давайте ответим на несколько вопросов(учащиеся делятся на 3 группы, им раздаются копии купюр).

Вопросы к учащимся:

1)С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 10 рублей? (Красноярск)

2)Виды какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 500 рублей? (Архангельск)

3)Из скольки цифр состоит номер на любой современной российской купюре? (Из семи)

4)Виды и герб какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 1000 рублей? (Ярославль)

5)Сколько раз на российской банкноте отпечатан её номер?  (Два)

У денег есть своя энергия, и они, как и другие материальные объекты обладают собственным разумом и эмоциями. В природе сущуствуют определенные законы, по которым они к нам приходят и уходят от нас. Поэтому, чтобы у нас водились деньги нужно знать некоторые простые истины и не нарушать их.

Задание «Русские пословицы»

На знание пословиц и поговорок, в которых используются слова: “деньги” или другие “денежные знаки”.

В процессе проведения этого конкурса учащиеся имеют неоценимую возможность развивать свою речь.

Эталон ответа:

Деньги делают деньги

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

Копейка рубль бережет

С копейки начинается миллион.

 Время - деньги.

 Разменяться на мелкие монеты.

Отплатить той же монетой.

Принимать за чистую монету.

Посмотрел, как рублем одарил.

Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.

Легче прожить деньги, чем нажить

Хлебу мера, а деньгам счет..

А знаете ли вы приметы, связанные с деньгами?(учащиеся вместе с преподавателям вспоминают приметы). Например:

Нельзя выносить мусор из квартиры вечером – денег не будет.

Не считать деньги после захода солнца, иначе убудут.

Ладонь чешется – к деньгам.


Работа в группах

(задача учащихся определить, о какой из функций денег идет речь)

Карточка №1

Единственное их занятие- торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обращения ( обмена)

Карточка №2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Мера стоимости (средство измерения)


Карточка №3

В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).


Карточка №4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа.


Подведение итогов:

 Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.



Домашнее задание.  Для любознательных, темы сообщений: 1. Валюта разных стран мира, 2. Юбилейные монеты. 








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Происхождение и функции денег

Автор: Чекалова Елизавета Николаевна

Дата: 22.02.2021

Номер свидетельства: 573857

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Урок «Бартер и деньги»"
    ["seo_title"] => string(23) "urok_bartier_i_dien_ghi"
    ["file_id"] => string(6) "455509"
    ["category_seo"] => string(9) "ekonomika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518012315"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Открытый урок по технологии по теме "Бюджет семьи" "
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyi-urok-po-tiekhnologhii-po-tiemie-biudzhiet-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "191356"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427296999"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Выращивание монокристалов "
    ["seo_title"] => string(29) "vyrashchivaniie-monokristalov"
    ["file_id"] => string(6) "210949"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431521083"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства