kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебное пособие «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное пособие «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебное пособие «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»»

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов

Нижегородской области


ГБПОУ «Работкинский аграрный колледж»






УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по учебной дисциплине ОП.07



ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ


специальности 35.02.05. АГРОНОМИЯ


(заочная форма обучения)











п. Волжский 2018г.



Рассмотрены на заседании

методической комиссии

специальных дисциплин

Протокол № __________________

Председатель комиссии

__________________Акашева С. Н.

«_____» _______________201 год








Рецензент__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Составитель: Маткин С.В., преподаватель экономических дисциплин



Учебное пособие составлено в соответствии с программой учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по специальности 35.02.05. Агрономия и требований к минимуму результатов освоения дисциплины и адресованы студентам заочной формы обучения в помощь для организации самостоятельной работы по изучению материалов курса.

Учебное пособие содержит рекомендации по изучению теоретического блока, перечень практических занятий и задач, задания для выполнения контрольной работы, а также включает вопросы по промежуточной аттестации.






СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1. Введение

4

2. Тематический план

6

3. Содержание дисциплины

8

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


15

5. Контрольная работа

19

6. Информационное обеспечение дисциплины

33

7. Глоссарий

34

ВВЕДЕНИЕ


Уважаемый студент! Самостоятельная работа при заочной форме обучения является основным видом учебной деятельности. Ваша самостоятельная работа по дисциплине предполагает следующее:

− самостоятельное изучение теоретического материала;

− выполнение практических работ;

− выполнение контрольной работы;


Учебное пособие по дисциплине ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.05. Агрономия (базовый уровень).


Содержание дисциплины ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА разбито на смысловые блоки (разделы), которые изучаются по темам. Структура каждой темы представлена следующим образом:

  • Основные понятия и термины по теме (определения даются в глоссарии)

  • План изучения темы (вопросы, необходимые для изучения).

  • Практическая работа (если предусмотрена в теме) оформляется в виде инструкционных карт.

Выполнение практических работ обязательно!

  • Основные и дополнительные источники по теме. Из всего перечня рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.


Для того чтобы Вы успешно прошли итоговую форму контроля, Вам необходимо, помимо освоения теоретического материала и отчета по практическим работам, выполнить домашнюю контрольную работу, предусмотренную учебным планом.

Определив свой вариант контрольной работы по присвоенному Вам шифру, вы должны:

  • внимательно ознакомиться с вопросами (теоретическими и практическими) своего варианта;

  • подобрать соответствующие учебно-методические пособия, изданные в колледже, учебную литературу, нормативные и нормативно-правовые документы;

  • ознакомиться с подобранной информацией;

  • выполнить задания по теоретическим вопросам, составив, в зависимости от задания, конспект, таблицу, схему, план ответа и др.

Если Вами не освоен теоретический материал или у Вас возникают трудности при выполнении практических работ, а также при выполнении контрольной работы, необходимо обратиться за помощью к преподавателю или попытаться ещё раз самостоятельно с помощью данных методических указаний пройти весь образовательный маршрут по проблемному разделу.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

  • анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • основные положения экономической теории;

  • принципы рыночной экономики;

  • современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и механизации;

  • роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

  • формы оплаты труда;

  • стили управления, виды коммуникации;

  • принципы делового общения в коллективе;

  • управленческий цикл;

  • особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;

  • сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

  • формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

  • максимальной учебной нагрузки обучающихся -152 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся -28 часов;

  • самостоятельной работы обучающихся -124 часов














Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи


Количество

часов

Практические работы

10

Контрольная работа

1

Промежуточная аттестация

экзамен



ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Таблица 2

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная по очной форме обучения

152

Объем аудиторных занятий

28

в том числе:


обзорные и установочные занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

124

Контрольная работа – 1

Форма промежуточной аттестации: экзамен

















Наименование

разделов

и тем

Количество часов

Обязатель-ных по очной форме

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Раздел 1. Основы экономики

40


36

Тема1.1.Сущность экономики и история ее развития



6

Тема1.2.Производство и экономика


2


Тема1.3.Принципы рыночной экономики



6

Тема1.4.Макроэкономические показатели


2


Тема1.5.Макроэкономическая нестабильность



6

Тема1.6.Макроэкономическое регулирование



2

Раздел 2.Экономика сельского хозяйства

60


46

Тема.2.1.Значение сельского хозяйства в АПК


2


Тема.2.2.Предприятие – объект и материальная база предпринимательства



6

Тема.2.3.Факторы сельскохозяйственного производства


4

4

Тема.2.4.Технико- экономические показатели


4


Тема.2.5.Оплата труда в сельском хозяйстве


4


Раздел 3. Основы менеджмента

30


24

Тема.3.1.Сущность современного менеджмента



6

Тема.3.2.Цикл управления


2


Тема.3.3.Методы управления


4

4













Раздел 4 Основы маркетинга

20


16

Тема.4.1.Сущность маркетинга


2






Тема.4.2.Основные стратегии маркетинга


2

2

Итого:

152

28

124




СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел 1. Основы экономики

Тема 1.1..Сущность экономики и история ее развития

Основные понятия и термины по теме: Экономика, этапы развития экономической теории, основные направления развития экономической теории


План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

1.Понятие об экономике и экономической деятельности людей.

2.Методы и функции экономической теории.

3.Микро- и макроэкономика.

4.Школы экономических учений.


Тема 1.2.Производство и экономика


Основные понятия и термины по теме: Факторы производства, средства производства, воспроизводство, кривая производственных возможностей, вмененные издержки, цена выбора

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

1.Значение процесса производства и его место в экономике страны.

2.Факторы производства. Стадии развития производства. Структура современного производства.

3.Натуральное и товарное производство.

4.Издержки производства.

5.Типы и модели экономических систем.

6.Кривая производственных возможностей.


Тема 1.3.Принципы рыночной экономики

Основные понятия и термины по теме: Рынок, виды рынков, спрос, предложение, рыночная цена, конкуренция, монополия, модели современного рынка, эластичность, издержки производства, прибыль, рентабельность производства, типы экономических систем.


План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

1.Понятие рынка, условия его возникновения. Виды рынков. Основные функции рынка.

2. Механизм рыночного саморегулирования и его основные элементы

3.Законы спроса и неценовые факторы рыночного спроса.

4.Закон предложения и неценовые рыночные предложения. Кривая спроса и предложения.

5.Эластичность спроса и предложения. Рыночная цена и точка равновесия


Тема 1.4. Макроэкономические показатели


Основные понятия и термины по теме: Система национальных счетов, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, чистый национальный продукт, амортизация, номинальный и реальный ВНП, интенсивный, экстенсивный путь экономического роста,


План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

1.Основные черты макроэкономики.

2. Система показателей макроэкономики.

3.Экономический рост в обществе.

4.Глобальные проблемы экономического роста российской экономики



Тема 1.5.Макроэкономическая нестабильность


Основные понятия и термины по теме: текущие колебания, экономический цикл, фазы экономического цикла, безработица её виды, естественный уровень безработицы, полная занятость, закон Оукена, инфляция и ее виды, инфляция спроса, инфляция издержек, кривая Филлипса.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

  1. Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики. Экономический цикл и его фазы.

  2. Две стороны экономического кризиса. Последствия неравновесия

  3. Безработица, ее типы и последствия.

  4. Сущность и виды инфляции. Причина и последствия инфляции.

  5. Взаимосвязь безработицы и инфляции.


Тема 1.6. Макроэкономическое регулирование


Основные понятия и термины по теме: Государство, рынок, предприятие, финансовая политика, государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг, фискальная политика государства, налоги, виды налогов, кривая Лоренца и индекс Джини, уравнение обмена, денежные агрегаты, денежные реформы.


План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

1.Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики.

2.Социальная политика государства. Проблема неравенства доходов в обществе.

3.Кредитно-денежная политика государства.


Раздел 2.Экономика сельского хозяйства


Тема 2.1. .Место сельского хозяйства в АПК

Основные понятия и термины по теме: агропромышленный комплекс, отрасль, натуральные производственные показатели, экономические производственные показатели, производственный потенциал.


План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

1.Значение, современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и его механизации.

2.Агропромышленный комплекс как производственно-экономическая система


Тема 2.2.Предприятие – объект и материальная база предпринимательства.


Основные понятия и термины по теме: Производственные ресурсы, предпринимательство производственный потенциал предприятия, виды предприятий по формам собственности.


План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

1.Понятие предпринимательства, его виды и сущность. Субъекты предпринимательской деятельности. Роль и организация хозяйствующего субъекта в рыночной экономике

  1. Сельскохозяйственные предприятия как субъект предпринимательства.

  2. Современные формы сельскохозяйственных предприятий.


Тема 2.3.Факторы сельскохозяйственного производства.


Основные понятия и термины по теме: Земля, естественное и искусственное плодородие ,бонитировка почвы, земельный кадастр, сельскохозяйственные угодия, основные и оборотные средства, оснащенность предприятия, трудовые ресурсы, рабочая сила, производительность труда, трудоемкость процесса


План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

1.Земля как предмет и средство труда. Экономические показатели использования земли.

2.Классификация, состав основных фондов сельскохозяйственных предприятий и их оценка. Физический и

моральный износ. Амортизация и амортизационные отчисления.

3.Понятие о труде и трудовых ресурсах, особенности сельскохозяйственного труда. Понятие производительности труда. Пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве.

4.Современные факторы производства: организация и технология, информация и наука, энергия и экология

Практическая работа:Определение показателей экономической эффективности использования земли;

Определение показателей оснащенности основными средствами и эффективности их использования;

Расчет показателей уровня производительности труда;


Тема 2.4.Технико-экономические показатели.


Основные понятия и термины по теме: Специализация, валовая продукция, товарная продукция, цена, себестоимость, экономический эффект,

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

1.Понятие о размещении и специализации сельскохозяйственного производства.

2.Валовая и товарная продукция как основные показатели специализации производства

3. Понятие об издержках производства и себестоимости продукции

4. Сущность экономической эффективности производства и ее основные показатели.

Практическая работа: Определение специализации сельскохозяйственного производства;

Расчет себестоимости единицы продукции;

Определение показателей экономический эффективности сельскохозяйственного производства;



Тема 2.5.Оплата труда в сельском хозяйстве.


Основные понятия и термины по теме: Заработная плата, факторы влияющие на ставку заработной платы,формы оплаты труда,

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

1.Формы и виды оплаты труда на сельскохозяйственных предприятиях.

2. Сущность тарификационной системы, ее составные элементы.

Практическая работа:Определение расценки за единицу продукции. Начисление заработной платы;



Раздел 3. Основы менеджмента.


Тема 3.1. Сущность современного менеджмента.

Основные понятия и термины по теме: Менеджмент, объект управления, организация производством, управление трудовым коллективом, менеджер, типология менеджеров.


План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

1.Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы

2. История развития менеджмента. Школы менеджмента.

3. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям).

4. Организация, как форма существования людей.


Тема 3.2. Цикл управления.


Основные понятия и термины по теме:  Проектный цикл, ориентация на клиента, планирование логической структуры, устойчивость, интегрированный подход, уместность, выполнимость, устойчивость

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

1.Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта.

2. Значение и содержание функций менеджмента.

3. Цикл менеджмента. Связующие процессы.


Тема 3.3. Методы управления.


Основные понятия и термины по теме: Методы управления, Всеобщий диалектико-материалистический, общенаучные, системный, специальный.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

  1. Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие.

  2. Необходимость сочетания всех методов управления. Значение психологических методов управления

3. Личность и ее свойства. Социально-психологические отношения.

4. Информационные технологии в сфере управления.

5. Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения.

6. Законы и приемы делового общения. Барьеры общения и пути их устранения.

7.Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние. Управление неформальной организацией.

8. Управление конфликтами и стрессами

9.Форма власти и влияние.

10. Процесс принятия и реализации управленческих решений. Методика принятия решений.

11.Управление конфликтами и стрессами

12 .Значение и основные моменты мотивации. Основы формирования мотивационной политики..

13. Средства мотивации.

14.Сущность и необходимость контроля деятельности экономического субъекта. Виды контроля

15.Процесс контроля установление стандартов, сравнение результатов и корректирующие действия.


Практическая работа: Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций;




Раздел 4.Основы маркетинга.


Тема 4.1. Сущность маркетинга.


Основные понятия и термины по теме: Маркетинг, рынок, товарное предложение, спрос, рыночные цены, потребность, обмен, сделка, типы маркетинга, сегментация рынка,


План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):


  1. Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики.

  2. Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом.

  3. Управление и комплекс маркетинга. Особенности маркетинга в профессиональной деятельности (по отраслям).


Тема 4.2. Основные стратегии маркетинга


Основные понятия и термины по теме: Стратегическое планирование, жизненный цикл товара, планирование маркетинга, контроль в маркетинге, контроль прибыльности, выбор стратегии маркетинга

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

1. Сегментация рынка. Конкуренция и конкуренты

2. Понятие товара в маркетинге.

3. Жизненный цикл товара.

4. Сущность ассортиментной политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.

5. Понятие и сущность цены. Факторы, влияющие на установление цены продукта.

6. Управление ценами: скидки и демпинг.

Практическая работа: Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга. Анализ ситуации на рынке товаров и услуг;


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Рубежный контроль


Перечень практических работ, обязательных к сдаче:


1.Определение показателей экономической эффективности использования земли;

2.Определение показателей оснащенности основными средствами и эффективности их использования;

3.Расчет показателей уровня производительности труда;

4.Определение специализации сельскохозяйственного производства;

5.Расчет себестоимости единицы продукции;

6.Определение показателей экономической эффективности сельскохозяйственного производства;

7.Определение расценки за единицу продукции. Начисление заработной платы;

8.Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций;

9.Разбор ситуаций и принятие эффективных решений с использованием системы методов управления;

10.Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга. Анализ ситуации на рынке товаров и услуг;


Внимание! Выполнение практических работ является допуском к итоговой аттестации по дисциплине.





Итоговый контроль по дисциплине


Тесты к экзамену:

Вариант I

1……………………..-наука, изучающая, как люди используют имеющиеся у них ограниченные возможности для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах

2. Менеджмент - это

 а) искусство;

 б) наука;

 в) искусство и наука.

3. Средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в объеме меньшем, чем объем этих потребностей получили название

а) ресурсы;

б) неэкономические блага;

в) экономические блага.

4. Конечной целью маркетинга является:

а) максимизация прибыли;

б) производство товаров новинок;

в) стимулирование продаж.

5.Самой элементарной формой организации экономики является

а) натуральное хозяйство;

б) товарное производство;

в) рыночное хозяйство.

6. Для любого бизнесмена определяющим признаком является то, что он

 а) является собственником ценных бумаг;

 б) работает ради получения прибыли;

 в) руководит коммерческим предприятием;  

 г) берет на себя личную ответственность за совершение сделок; 

 д) имеет самостоятельность в ведении хозяйственных операций;

 е) живет мыслями о своем бизнесе.

7.Точка А на графике кривой производственных возможностей характеризует

а) полное использование ограниченных ресурсов;

б) неполное использование ограниченных ресурсов;

в) отсутствие ресурсов для производства данного объёма двух альтернативных товаров.








8.Цели деятельности фирм и цели маркетинга:

а) совершенно идентичны;

б) тесно взаимосвязаны;

в) совершенно не связаны.

9. Создание магазина по продаже полочек, стульев, столов и тумбочек при предприятии по изготовлению мебели - это стратегия:

 а) развития продукта;

 б) снятия сливок;

 в) вертикальной интеграции;

 г) горизонтальной диверсификации;

 д) флангового охвата.

10. Определить выполнение плана по часовой производительности труда, если известно, что на предприятии отработано за год (283 ´ (100 + 4) / 100) = 294,32 млн. чел.-ч. и выработано продукции на 1400 млн. руб. Плановая продолжительность рабочего дня, указанная в балансе рабочего времени, составляет 6, 75 часов, а плановая дневная выработка 29,81 руб.

11. SWOT-анализ предусматривает выявление и подробное рассмотрение   

(выберите несколько):  

а) конкурентных преимуществ;

б) сильных сторон фирмы;  

в) благоприятных возможностей для бизнеса;  

г) слабых сторон организации;  

д) угроз для бизнеса.     

12.Стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение определенного периода времени резидентами данной страны

а) ВВП;

б) ВНП;

в) ЧНП.

13.Вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена - это

а) торговля;

б) менеджмент;

в) маркетинг.

14. Процесс принятия решений начинается с:  

а) формулировки миссии предприятия;  

б) постановки управленческих целей;

в) выявления проблемы;

г) определения лица, ответственного за приятие решений;  

д) идентификации функциональной сферы, где принимается решение.     

15.Конкуренция, при которой существует множество продавцов, оперирующих однородными продуктами…………………… ……………………

16.Какая продукция считается реализованной

а) продукция отгруженная покупателю;

б)продукция, отгруженная покупателю, за которую поступили денежные средства;

в)валовая продукция предприятия.

17.Самым распространенным орудием исследования при сборе первичных данных называется:

а) анкета;

б) опрос;

в) интервьюирование.

18.Вычислите показатели


Цена, за ед. продукции,

руб.

Кол-во реализуемой продукции

Выручка

Затраты, руб.

Прибыль

убытки


постоянные

переменные

общие

1

10000


25000

36000



5

9000


25000

32000



7

8000


25000

23000



9

2000


25000

15000




19.Производством нескольких продуктов с различными свойствами, предназначенных для всех покупателей, но рассчитанных на разные вкусы называется:

а) продукто - дифференцированный маркетинг;

б) массовый маркетинг;

в) целевой маркетинг.


20. Найдите соответствие

А.Сельскохозяйственные угодия

1.Сенокосы, пастбища,многолетние насаждения

Б.Земельные угодия

2.Сенокосы, пашня, пастбища, многолетние насаждения, дороги

В.Пахотные земли

3.Пары, залежи, посевы

Г.Структура с\х угодий

4.% отношение отдельных видов с\х угодий к общей их площади




















КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Целью выполнения заданий является закрепление и углубление знаний, полученных студентами в ходе обучения.

Последняя цифра шифра

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

номера вопросов

1,

11,

21,

31,

41

2,

12,

22

32,

42

3,

13,

23,

33,

43

4,

14,

24,

34,

44

5,

15,

25,

35,

45

6,

16,

26,

36,

46

7,

17,27,37,47

8,

18,

28,

38,

48

9,

19,

29,

39,

49


10,20,30,40,50

номер задачи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Перечень вопросов


Основы экономики

1. Что изучает экономическая наука. Функции экономики. Потребность. Типы потребностей

2. Границы производственных возможностей и факторы ее изменения

3. Экономическая система. Типы экономических систем.

4. Экономика спроса и предложения. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.

5. Типы конкурентных рынков.

6. Экономическое значение рынка труда.

7. Доходы в рыночной экономике и их источники. Проблема неравенств доходов в обществе. Кривая Лоренца и индекс Джини.

8. Причины появления сущность и функции денег. Виды денег.

9. Сущность и виды безработицы.

10. Понятие о полной занятости и методы сокращения безработицы.

11. Какова взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филипса.

12. Проблема бедности и пути ее решения.

13. Причины появления банков, функции банков. Роль банков в создании денег.

14.Каковы способы финансирования дефицита госбюджета.

Государственный долг.

15. Налоги, их классификация и механизм налогообложения.

16. Экономическая природа инфляции и ее разновидности.

17. Номинальные и реальные доходы и влияние на них инфляции.

18. Основные макроэкономические показатели.

19. Макроэкономическое равновесие.

20. Глобальные проблемы экономики.

Основы маркетинга

21. Понятие маркетинг цели, функции и задачи. Виды маркетинга

22. Сущность и значение маркетинговых исследований. Этапы маркетинговых исследований.

23. Значение и виды маркетинговой информации. Методы сбора маркетинговой информации

24. Атрибуты товара: упаковка, товарный знак, маркировка. Жизненный цикл товара

25. Понятие и способы обеспечения конкурентоспособности продукции.

26. Товарная политика и ее направления.

27. Сущность и виды сегментирования рынка. Способы сегментирования рынка

28. Понятие и виды цен. Методы установления цены на продукцию

29.Понятие товародвижения. Виды каналов товародвижения

30.Понятие и составляющие комплекса маркетинговых коммуникаций.


Основы менеджмента

31. Менеджмент организации: основные понятия.

32. Становление и развитие теории и практики

33. Организация как объект управления.

34.Организация: построение структуру управления.

35.Планирование в организации.

36.Мотивация и контроль деятельности в организации.

37.Управленческие решения в организации.

38.Управленческие решения в управления конфликтами в организации.

39. Руководство и лидерство.

40.Деловое общение

Экономика отрасли

41. Народнохозяйственные значение и особенности с/х. Экономические преобразования в сельском хозяйстве.

42. Значение и особенности использования земли в сельском хозяйстве.

43. Понятие и состав трудовых ресурсов, их занятость. Обеспеченность трудовыми ресурсами и сезонность их использования в сельском хозяйстве.

44. Экономическая сущность, классификация и оценка основных средств.

45. Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств.

46.Валовая и товарная продукция сельского хозяйства

47.Себестоимость продукции с/х и пути их снижения.

48. Специализация сельскохозяйственного производства.

49. Показатели эффективности деятельности с/х организаций (предприятий).

50.Экономическая сущность и функции цен. Механизм ценообразования на с/х продукцию..





Задачи





Задача1.Определите структуру сельскохозяйственных угодий и посевных площадей, расчет показателей экономической эффективности использования земельных ресурсов по следующим исходным данным:


Угодья

площадь, га

Отчетный год структура, %

земельных угодий

с.-х.угодий

1

2

3

4

Пашня

47ХХ*



Сенокосы

18ХХ



Пастбища

106Х



Многолетние насаждения

1ХХ



Всего сельскохозяйственных угодий

?


100

Приусадебные участки, коллективные сады и огороды

1ХХ


-

Прочие земли

88Х**


-

Общая земельная площадь

?

100

-

Примечание.* Вместо символов ХХ студент подставляет предпоследнюю и последнюю цифру шифра.

** Вместо символа Х студент подставляет последнюю цифру шифра.


Методика выполнения

Графа 3, табл. (структура общей земельной площади) определяется делением площади отдельных видов угодий на общую земельную площадь и умножением на 100.

Графа 4,табл.(структура сельскохозяйственных угодий) определяется делением площади отдельных видов сельскохозяйственных угодий на общую площадь сельхозугодий и умножением на 100.





Задача 2. Определите показатели экономической эффективности использования земельных ресурсов по следующим данным:

Примечание.* Вместо символов ХХ студент подставляет предпоследнюю и последнюю цифру шифра.

** Вместо символа Х студент подставляет последнюю цифру шифра.


площадь сельскохозяйственных угодий

27ХХ га

стоимость валовой продукции

55ХХ тыс. руб

валовое производство молока

174Хт

валовое производство мяса

78Х т

валовой доход

23ХХ тыс. руб

прибыль от реализации продукции

37ХХ тыс. руб

площадь пашни

1620 га

валовой сбор зерна

600 т



Методика выполнения

Показатели экономической эффективности использования земли определяются следующим образом:

  1. производство валовой продукции на 100га сельхозугодий - отношением стоимости валовой продукции к площади сельхозугодий, умноженным на 100;

  2. валовое производство молока и мяса на 100га сельхозугодий -отношением валового молока и мяса к площади сельхозугодий, умноженным на 100;

  3. валовое производство зерна на 100 га пашни - отношением валового зерна к площади пашни, умноженным на 100;

4)валовой доход на 100 га сельхозугодий - отношением валового дохода к площади сельхозугодий, умноженным на 100;

5) прибыль от реализации продукции на 100га сельхозугодий - от­ношением прибыли к площади сельхозугодий, умноженным на 100.





Задача 3. Определить показатели обеспеченности организации (предприятия) трудовыми ресурсами по следующим исходным данным

Категория работников




Среднегодовая численность, чел

Обеспеченность

организации

(предприятия)

рабочей силой,

%




Отклонения (+,-) от

преды-дущий год



отчетный год

плана



преды-дущего года



план

факт

1

2

3

4

5(4:3)

100

6(4-3)

7(4-2) 7(4-2)

Всего

с/х предприятию

- всего

855

870

875




в том числе: работники, занятые вс.-х.

622

605

604




из них:

рабочие постоянные

460

456

458




в том числе трактористы-машинисты

52

54

54




Работники, занятые обслуживанием животноводства, всего

340

310

311




Рабочие сезонные и временные

54

38

36




Служащие

108

110

110




из них: руководители

специалисты


17


50

17


50

17


50






Работники списочного состава и привлеченные на с.-х. работы

-

-

-




Работники, занятые в подсобных промышленных предприятиях и промыслах

125

126

126






Работники ЖКХ

3

3

3




Работники торговли и

общественного

питания

43

42

41




Работники детских учреждений

-

-

-




Прочие

62

100

101




По результатам расчетов сделать вывод об обеспеченности предприятия работниками основных категорий.

Задача4. Определить показатели обеспеченности и эффективности использования основных производственных фондов по следующим исходным данным табл.

Таблица Исходные данные для расчета показателей использования основных производственных фондов (ОПФ), тыс. руб.



Показатели

Сельскохозяйственные предприятия



1

2

3

Стоимость ОПФ на начало года

918ХХ

1778ХХ

2218ХХ

Стоимость ОПФ на конец года

1022ХХ

2118ХХ

2393ХХ

Валовая продукция

560ХХ

77ХХ0

62ХХ0

Площадь с.-х. угодий, га

42ХХ

36ХХ

43ХХ

Среднесписочное число работников, занятых в с.-х. производстве, чел.

4ХХ

3ХХ

4X0

Прибыль от реализации с.-х. продукции

4ХХ0

71ХХ

6ХХ0

Примечание.* Вместо символов ХХ студент подставляет предпоследнюю и последнюю цифру шифра.

** Вместо символа Х студент подставляет последнюю цифру шифра

Итоговые данные об обеспеченности и эффективности использования основных производственных фондов



Показатели

Сельскохозяйственные предприятия

1 2 3

Среднегодовая стоимость ОПФ сельскохозяйственного назначения, тыс. руб.




Фондообеспеченность на 100 га с.-х. угодий, тыс. руб.




Фондовооруженность труда, тыс. руб./чел.




Производительность труда, тыс.руб./чел.




Фондоотдача




Фондоемкость









Методика выполнения

П оказатели обеспеченности и экономической эффективности использования основных производственных фондов определяются следующим образом:

Фондообеспеченность- стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения, приходящихся на 100 гектаров сельскохозяйственных угодий (руб.). Определяется по формуле:

Фоб =


г де Фоб — фондообеспеченность, руб.; С 0Пф — среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяй­ственного назначения, руб.; П — площадь сельскохозяйствен­ных угодий, га.

Фондовооруженность труда — стоимость основных произ­водственных фондов сельскохозяйственного назначения, при­ходящихся на среднегодового работника, занятого в сельско­хозяйственном производстве. Определяется по формуле:

Фв=

где Фв,— фондовооруженность труда, руб.; Р — число сред­негодовых работников, чел.

Ф ондоотдача — определяется по валовой продукции, ва­ловому и чистому доходу. В первом случае она исчисляется отношением стоимости валовой продукции сельского хозяйст­ва к среднегодовой стоимости производственных основных фондов сельскохозяйственного назначения; во втором — от­ношением к ней валового и чистого дохода.

Определение фондоотдачи по валовому доходу имеет противозатратный характер, потому что в этом показателе в чис­лителе дроби отсутствуют затраты прошлого труда (семена, корма, топливо и др.), являющиеся составной частью валовой продукции.

Фондоотдача определяется по формулам


Фо= или Фо= или Фо=


г де Фо„ — фондоотдача, руб.; СВП — стоимость валовой про­дукции, руб.; С „„и, — среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения, руб.; ВД — валовой доход, руб.; ЧД — чистый доход, руб.

Фондоемкость - отношение стоимости основных произ­водственных фондов к стоимости валовой продукции или ва­лового (чистого) дохода.


Фе = или Фе = или Фе =


где Фе – фондоемкость, руб.

Задача 5. Определить производительность труда в хозяйстве по имеющимся исходным данным и сделать вывод об изменениях в ее уровне за указанный период.

Расчет уровня производительности труда

Показатели

Годы

2013 г. в % к 2011 г



2011

2012

2013



1. Исходные данные

Валовая продукция в сопоставимых ценах, тыс.руб.

1628,8

1639,1

1911,6


Валовая продукция растениеводства, тыс.руб.

541,4

496,5

567,7


Валовая продукция животноводства, тыс.руб.

108,4

1142,6

1343,9


Численность работников, тыс.руб.

4ХХ

45Х

4Х6


Затраты труда на всю продукцию, тыс.руб.

766,2

781,0

752,4


Затраты труда в растениеводстве, тыс.чел.-ч

142,5

139,8

130,9


Затраты труда в животноводстве, тыс.чел.-ч

623,7

641,2

621,5


2. Расчетные данные

Производство валовой продукции в сопоставимых ценах, руб.:





а) на одного среднегодового работника





б) на 1 чел.-ч, всего





в) на 1 чел.-ч в растениеводстве





г) на 1 чел.-ч в животноводстве





Трудоемкость всей продукции, чел.-ч





Отработано одним работником за год, чел.-ч





Примечание.* Вместо символов ХХ студент подставляет предпоследнюю и последнюю цифру шифра.

** Вместо символа Х студент подставляет последнюю цифру шифра


Методика выполнения

Показатели производительности труда в сельском хозяйстве делятся на две группы: прямые и косвенные. К первой группе относят:

• отношение объема произведенной продукции к количеству

затраченного времени:

П = ВП\ Т где П –производительность труда;

ВП - объем произведенной продукции;

Т - затраты труда на производство продукции, чел.ч;

• трудоемкость продукции Тр - затраты рабочего времени на единицу
продукции или услуги:

• объем валовой продукции в расчете на одного среднегодового работника, занятого в сельскохозяйственном производстве

где Ч - среднегодовое количество работников, чел.

Ко второй группе относят показатели, характеризующие затраты труда на выполнение определенного объема работ (объем работ, выполненных в единицу времени и др.).

Исчисление основных показателей производительности труда необ-ходимо выполнить во второй части таблицы по формулам, приведенным выше.



Задача 6.Рассчитайте трудоемкость текущих ремонтов автомобилей марки ГАЗ 3307, если в хозяйстве имеется 6 автомобилей этой марки, годовой плановый пробег одного автомобиля 36000 км, трудоемкость текущего ремонта одного автомобиля по нормативным данным составляет 6,3 чел.-ч на 1000 км пробега.

Методика выполнения:

Расчет трудоемкости текущих ремонтов производится по формуле:

Тпр = Lnг * n * tmp

Lnг - годовой плановый пробег, км;

tmp - трудоемкость текущего ремонта одного автомобиля на 1000 км пробега, чел. – ч;

n – количество автомобилей.



Задача 7. Электросварщиком ремонтной мастерской VI разряда, коэффициент разряда 1,8, отработано за месяц 1ХХ ч. Работа выполнена качественно и в срок. Положением об оплате труда предприятия установ-лено. премирование за высококачественное и своевременное выполнение работ рабочих ремонтной мастерской в размере 30% к тарифной ставке. Определите величину заработной платы данного работника за месяц.

Методика выполнения:

Установленную на предприятии минимальную заработную плату за месяц умножают на коэффициент разряда и делят на 25,2 (среднее количество рабочих дней в месяце) при шестидневной рабочей неделе.

Дневную тарифную ставку делят на продолжительность рабочего дня (7 ч) и получают часовую тарифную ставку, которую используют при начислении заработной платы работника.


Задача 8.Объем перевозок по хозяйству планируют 600000 т-км. В хозяйстве 10 рабочих лошадей, которые выполняют за сезон примерно 6000 т-км (10 х 600). Транспортные работы тракторов предусмотрены в объеме 65500 т-км. Остальной объем работ, то есть 528500 т-км, будет выполнен автомашинами.

Около 30% грузов в хозяйстве перевозятся на автомашинах грузо-подъемностью 3,5 т (годовая норма 34000 т-км, марка ГАЗ-3307), а 70% грузов - на автомашинах грузоподъемностью 10 т (годовая норма 53500 т-км, марка Камаз ).

Определите плановую потребность автомашин данных марок.

Методика выполнения:

В первую очередь необходимо определить процентную долю (30% и 70%) от объема транспортных работ (528500 т-км).

Количество автомашин определяют путем деления объема грузопе-ревозок (в тонно-километрах) на годовую норму выработки одной машины, взятую по нормативам.


Задача 9.Определить эффективность использования новой техники на уборке зерновых.

Варианты

Затраты

труда на

1 га, чел.-ч

Эксплуатационные

затраты на 1 га,

руб.

Удельные капиталь-

ные вложения на

1 га, руб.

Действующая техника

5ХХ

7ХХ

Новая техника

ЗХ

4ХХ

12ХХ

Примечание.* Вместо символов ХХ студент подставляет предпоследнюю и последнюю цифру шифра.

** Вместо символа Х студент подставляет последнюю цифру шифра


Методика выполнения:

При внедрении новой техники применяют систему показателей эффективности ее использования.

1)Снижение затрат труда (Зт) определяется по формуле:

Зтд – Тн / Тд* 100%

где Тд и Тн - затраты труда при использовании действующей и новой техники, чел.-ч на 1 га.

2)Снижение эксплуатационных затрат (Э3) определяется по формуле:

Эз = Эд - Эн / Эд *100,

где Эд и Эн — эксплуатационные затраты при использовании действующей и новой техники, руб. на га.

3)Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений (Ток):
Ток = Кн – Кд / Эд – Эн *100

где Кд и К н- удельные капитальные вложения при использовании действующей и новой техники, руб. на 1 га.



Задача 10.Определить уровень рентабельности сельскохозяйственного производства в целом, а также по отдельным отраслям, рентабельность основных производственных фондов и норму прибыли по следующим исходным данным:




Расчет рентабельности сельскохозяйственного производства за анализируемый период

Показатели

Сельскохозяйственные предприятия

№1 №2 №3

Исходные данные, тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции, всего

62ХХ

-15ХХ

5 XX

в том числе продукции животноводства

42ХХ

2ХХ

продукции растениеводства

16ХХ

-19ХХ

4ХХ

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

435ХХ

129ХХ4

14ЗХХЗ

Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств

224ХХ

54ХХ1

38ХХ4

Полная себестоимость реализованной продукции

23700

88600

14100

в том числе продукции животноводства

17120

57000

7100

продукции растениеводства

6500

31600

7000

2. Результативные показатели, %

Рентабельность (убыточность) производства:




в целом по предприятию




в том числе продукции животноводства




продукции растениеводства




Рентабельность ОПФ




Норма прибыли




Примечание.* Вместо символов ХХ студент подставляет предпоследнюю и последнюю цифру шифра.

** Вместо символа Х студент подставляет последнюю цифру шифра


По полученным результатам сделать вывод об эффективности деятельности предприятий.

Расчеты показателей осуществляются по приведенным выше формулам, а результаты заносятся во вторую часть таблицы




















ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Основные источники:

1. Минаков И.А.. Экономика управления предприятиями, отраслями и комплексами: уч. пособие. – Лань ,- 2017.

2. Шаляпина И.П.. Планирование на предприятии АПК: Учеб. пособие. М.: Лань,- 2017

3. Гаумов В.И. Маркетинг: Учебник. – М., 2016.

4. Герасименко В.В. Маркетинг – М.: Проспект, 2016.

Дополнительные источники .

1. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.

2. Котлер Ф. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2006.



3. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. – М., 2007.

4. Водянников В.Т. Экономика сельского хозяйства ,.Лань. Учебник. – М., 2015.

5. Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. – М.: КолосС, 2004.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008.

7. Теория управления: Учебник/Под общ.ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

8. Барышев А.Ф. Маркетинг – М.: Академия, 2002.

9. «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Изд-во: Дело и сервис.

10. «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.

11. Экономика сельского хозяйства России. Практический журнал. Учрежден Министерством сельского хозяйства РФ. Издательство: «Подольская периодика».


Интернет ресурсы

1.Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: http://www.new-management.info/

2. Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа: http://www.marketolog.ru/-маркетолог

3. Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm



ГЛОССАРИЙ

Агенты по закупкам -профессионально подготовленные покупатели товаров промышленного назначения.

Авторитаризм (фр. autoritarisme
Адаптация (лат. adaptatio

Безработица —по определению Международной организации труда безработным считается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. .

Бизнес-инкубатор — благоприятная среда, внешняя оболочка, защищающая новичков, начинающих менеджеров, не имеющих исходной материальной базы для организации бизнеса. В Б.И. имеется все необходимое для приобщения к бизнесу и деловому сотрудничеству (производственные помещения, оборудование, вычислительная техника, средства телекоммуникаций, широкие возможности их льготной аренды).

Биржа труда (центр занятости) — учреждение, осуществляющее посреднические услуги при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу

Брокер — посредник между покупателями и продавцами, помогающий им договориться в осуществлении купли-продажи товара или услуги. Брокеру платит тот, кто привлек его. Брокер не держит товарных запасов, не принимает участия в финансировании сделок, не принимает на себя никакого риска. В маркетинге брокер — это одно из звеньев канала распределения.

Внешний рынок труда — рынок, на котором предложение рабочей силы находится вне данного предприятия; предполагает привлечение работников из-за его пределов.

Внутренний рынок труда — рынок, на котором предложение рабочей силы находится внутри данного предприятия; предполагает внутрифирменное перемещение работников.

Воспроизводство населения — постоянное возобновление поколений людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности.

Внутренняя среда организации - это совокупность ситуационных факторов внутри организации: цели, структура, задачи, технология и люди.

Вторичная занятость — дополнительная (вторичная) форма использования рабочей силы уже вовлеченного в трудовую деятельность работника.

Гибкий рынок труда — качественно новое состояние рынка труда, обусловленное применением в широких масштабах нестандартных режимов использования рабочего времени, нестандартных форм занятости, повышенной гибкости в вопросах приема и увольнений, снижающих издержки на персонал.

Группа — это двое или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.

Государственное регулирование рынка труда — регулирование органами государственного управления функционирования субъектов рынка труда. Реализуется посредством осуществления политики занятости, подготовки и переподготовки кадров, социальной защиты лиц, временно потерявших работу

Децентрализация — передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.

Движение рабочей силы — социально-экономический процесс, в результате которого изменяются количественные и качественные характеристики рабочей силы, а также ее распределение между предприятиями, отраслями и территориями страны.

Демографические коэффициенты — отношение числа происшедших в населении событий к средней численности населения, продуцировавшего эти события в соответствующем периоде времени.

Демпинг — продажа товара по ценам, значительно ниже среднего рыночного уровня, так называемым «бросовым», иногда ниже себестоимости.

Дилер — в переводе с английского языка и по виду занятий — это делец. Так, например, Дилер фондовой биржи — это человек, торгующий ценными бумагами и за свой счет и по поручению.

Дискриминация на рынке труда – неравные возможности на рынке труда группы работников, выделенных по определенному принципу и имеющих одинаковую производительность с другими работниками (групповая дискриминация), или неравные возможности отдельных работников по сравнению с работниками, имеющими аналогичные характеристики качества рабочей силы (индивидуальная дискриминация).

Естественное движение населения — обобщенное название совокупности рождений и смертей, изменяющих численность населения так называемым естественным путем.

Естественный прирост населения — абсолютная величина разности между числом родившихся и умерших за определенный промежуток времени.

Занятость как экономическая категория — совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.

Задача — определенная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом, в заранее ограниченные сроки.

Заработная плата как форма стоимости (цены) рабочей силы — основная часть фонда жизненных средств работников, распределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством затраченного труда и зависящая от конечных результатов работы организации.

Имидж — образ товара, сходство, отражение, представление о чем-либо. Социально-психологическое явление, тесно связанное с экономикой товарного рынка. И. товара ассоциируется с репутацией товара, товарной марки, предприятия и страны изготовителя.

Индекс Джини — мера неравенства распределения доходов. Чем ближе индекс к единице, тем более неравномерно распределение; измеряется с помощью кривой Лоренца.

Индексация заработной платы — система корректировки заработной платы в зависимости от изменения среднего уровня цен (обычно потребительских) в экономике (темпа инфляции). Является фактором инерционности в росте цен.

Качество жизни — термин, в широком значении включающий в себя всю совокупность количественных и качественных характеристик благосостояния населения.

Коммуникабельность — способность, склонность к коммуникации, к установлению контактов и связей.

Конкуренция на рынке труда — борьба работников за престижные рабочие места, а работодателей — за квалифицированную рабочую силу.

Коэффициент замещения — отношение дохода в период получения пособия к чистому доходу в период работы. Высокий коэффициент замещения является для не имеющего работы лица стимулом оставаться безработным.

Кривая Филлипса — первоначально эмпирическая зависимость между уровнем безработицы и ростом заработной платы. Чем выше уровень безработицы, тем слабее требования роста оплаты труда из-за конкуренции со стороны незанятых работников.

Логистика- Отрасль науки — совокупность самостоятельной методологии, теории, методов и способов оптимизации всех видов потоков (физических, информационных, энергетических и т.д.), сопровождающих экономические, социальные и коммуникативные процессы в сфере создания, воспроизводства и потребления товаров и услуг в условиях функционирования и развития рыночных отношений;

Лидер (англ. leader ведущий, руководитель) — глава, руководитель политической партии, профсоюза и т.д.
Лидерство — способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их действовать для достижения определенных целей.
Личность - характеристики отдельного человека и его поведения, которые сгруппированы таким образом, что отражают уникальный характер приспособления данного лица к окружающей среде.
Менеджер (англ. manager
Менеджмент — вид трудовой деятельности по управлению ресурсами организации.

Миграция населения — процесс перемещения людей через границы тех или иных административно-территориальных образований со сменой навсегда или на определенный срок постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

Методы ценообразования — методы используемые при формировании цен на продукцию и услуги. Выделяют три метода ценообразования — основанный на издержках, основанный на линии покупателей, основанный на ценах конкурентов.

Минимум прожиточный — минимальный размер денежных средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека при данном уровне социально-экономического развития страны.

Наемный работник — физическое лицо, которое обязуется на основании договора или равнозначного ему правового отношения исполнять определенные обязанности на службе у других. (В отличие от термина «трудящиеся» термин «наемные работники» имеет юридическую, а не идеологическую подоплеку.)

Организация — 1) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей;
Патернализм — отеческое отношение некоторых предпринимателей к занятым у них работникам и соответствующая этой доктрине политика проведения благотворительных мероприятий. Составная часть теории и практики «человеческих отношений», «социального партнерства» и т.д.

Политика доходов — государственная политика, направленная на перераспределение доходов населения через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат отдельным категориям населения.

Полная занятость — состояние экономики, когда спрос на экономически целесообразные рабочие места удовлетворяется соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы.

Пособия по безработице — денежные пособия лицу, потерявшему работу. Предоставление такого пособия обычно обусловлено активными усилиями безработного по поиску новой вакансии.

Профессиональная ориентация — ознакомление граждан с современными видами профессий и специальностей, содержанием и перспективами их развития, востребованностью на рынке труда.

Профессиональный подбор (отбор) — система методов и приемов психофизиологической диагностики с целью оказания помощи в

выборе профессии, наиболее соответствующей состоянию здоровья и индивидуальным особенностям человека.

Психология труда — наука, связанная с исследованием требований к психике человека и его отношения к работе.

Работодатель — с юридической точки зрения, данный термин определяется через термин «наемный работник»: работодателем является физическое или юридическое лицо, нанявшее на работу как минимум одного наемного работника.

Реклама-любая платная форма неличного предложения и представления идей, товаров и услуг от имени известного спонсора;

Рабочая сила — способность к труду, используемая для производства материальных и духовных благ.

Рекрутер — человек, занимающийся наймом персонала. Его наипервейшая обязанность — формировать потребность заказчика. Вторая обязанность — объяснить заказчику, сколько желаемый профессионал усреднено сегодня стоит на рынке труда.

Рынок труда — динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства и механизм ее самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

Рынок труда, в узком смысле, представляет собой взаимо­действие спроса на труд и его предложения,  в результате ко­торого устанавливается определённый уровень оплаты труда и формируются социально-экономические условия трудовой деятельности.

Рынок труда, в широком смысле – это система отношений, возникающих в рамках социального мира и согласия между  работодателями и наемными работниками  с участием государственных и общественных организаций на основе спроса и предложения по поводу оплаты  и условий труда,  социальных гарантий, соци­альной защиты и поддержки и т.п.

Самозанятость — трудовая активность без формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), мелкое предпринимательство в торговле, сфере услуг и т.д. Следует отличать от занятости в домашнем хозяйстве, которая не причисляет человека к экономически активному населению.

Стиль руководства - привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

Социальная защита — совокупность закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, — право на достойный человека уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства рабочей силы и гармоничного развития личности.

Социальное обеспечение — система закрепленных в законодательстве социально-экономических мероприятий, гарантирующих материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье.

Социальный сектор — собирательный термин, охватывающий политику и программы в таких сферах, как занятость и безработица, поддержание благосостояния, здравоохранение, образование и обучение.

Специальность — конкретизация вида трудовой деятельности в рамках данной профессии; характеризует вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и трудовых навыков, приобретаемых путем специализированного образования или практического опыта.

Стоимость рабочей силы — объективно складывающиеся в экономических отношениях расходы на воспроизводство работника и его семьи.

Трипартизм — взаимоотношения между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями) и правительством с целью обсуждения и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, выражающиеся во взаимных консультациях и переговорах.

Товар- Экономическая категория, которую в самом общем виде можно определить как продукт, реализуемый на рынке. Объект купли-продажи;

Труд — целесообразная деятельность, функционирование рабочей силы.

Уровень жизни — уровень и степень удовлетворения основных потребностей населения (в питании, жилище, услугах, здравоохранении, образовании и т.д.). Характеризует потребление населения в сравнении с научно обоснованными нормами или с достигнутым уровнем в какой-то период времени либо в какой-то стране (регионе).

Уровень экономической активности населения — уровень участия населения в рабочей силе — численность занятых и безработных к численности населения в трудоспособном возрасте.

Упаковка- тара, материал, в который помещается товар. Предназначается для сохранения свойств товара после его изготовления, а также придания грузу компактности для удобства перевозки;

Функция трудоустройства — связь между потоком трудоустроенных безработных (за год, квартал, месяц) и величинами безработицы и вакансий в предшествующем периоде. Показывает, насколько эффективен процесс трудоустройства. Обычно предполагается, что функция характеризуется снижающей отдачей на масштаб, т.е. при росте числа безработных и вакансий число трудоустроенных растет медленнее.

Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.

Цена- Денежное выражение стоимости, сумма денег, которую потребители должны уплатить для получения товара. Назначенная фирмой цена должна соответствовать воспринимаемой ценности предложения;

Экономика труда — динамичная, общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы — ее производство (подготовка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работника, средств и предметов труда.

Этический - нравственный, относящийся к этике; соответствующий требованиям этики.

Экономически активное население — население в трудоспособном возрасте, входящее в состав рабочей силы, сумма занятых и безработных.

Эффективная занятость — занятость населения, которая обеспечивает достойные доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Учебное пособие «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Автор: Маткин Сергей Викторович

Дата: 23.09.2019

Номер свидетельства: 520621

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "Компьютерная грамотность - как фактор развития образовательных компетенций и стандарт подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста "
    ["seo_title"] => string(168) "komp-iutiernaia-ghramotnost-kak-faktor-razvitiia-obrazovatiel-nykh-kompietientsii-i-standart-podghotovki-vysokokvalifitsirovannogho-konkurientosposobnogho-spietsialista"
    ["file_id"] => string(6) "173805"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424025114"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства