Социальное предпринимательство и проблема формирования предпринимательской компетенции студентов профессиональных образовательных учреждений
Социальное предпринимательство и проблема формирования предпринимательской компетенции студентов профессиональных образовательных учреждений
В данной статье представлен обзор различных подходов к определению социального предпринимательства, затронуты проблемы формирования предпринимательской компетенции обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальное предпринимательство и проблема формирования предпринимательской компетенции студентов профессиональных образовательных учреждений»
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Кузьмов Константин Робертович, директор ГАПОУ КО «ККСД»
Аннотация
В данной статье представлен обзор различных подходов к определению социального предпринимательства, затронуты проблемы формирования предпринимательской компетенции обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений.
Социальное предпринимательство является относительно новой темой в рамках теории предпринимательства. Его активное обсуждение было начато в 1980-х годах, когда возникла необходимость в разработке новой концепции экономической деятельности.
Вызванный интерес можно объяснить рядом причин:
во-первых, активный поиск новых социальных агентов, которые будут в состоянии выполнять социальные обязательства перед государством, во-вторых, концепция социальной ответственности бизнеса начала активно развиваться, вызывая интерес к социальному предпринимательству.
В России термин «социальное предпринимательство» не имеет законодательного определения и используется в разных контекстах. Наиболее значимые определения термина «социальное предпринимательство», приведенные в работах российских и зарубежных исследователей данного феномена, можно объединить в три основные группы:
определения, указывающие на то, что социальное предпринимательство связано, прежде всего, с созданием предпринимательских бизнес-структур с социальной целью;
определения, в которых подчеркивается значимость инновационной составляющей деятельности социальных предпринимателей, ориентированных на достижение значимого социального эффекта;
определения, в которых социальное предпринимательство рассматривается в качестве катализатора долгосрочных общественных трансформаций.
Ключевой характеристикой деятельности является социальная ценность. Социальные предприниматели в отличие от обычных действуют как агенты изменений в обществе: улучшают системы, изобретают новые подходы и создают решения для изменения общества к лучшему. Социальный предприниматель приходит с новыми решениями, а затем внедряет их в широких масштабах.
Можно сделать вывод, что предприниматель - это субъект, осознающий некоторую социальную проблему и использующий принципы предпринимательства для организации предприятия и управления им с целью решения этой проблемы / производства социального изменения.
К числу основных препятствий следует отнести отсутствие предпринимательских компетенций. Поэтому одной из задач развития технологий социального предпринимательства должно стать обучение студентов, развитие их предпринимательских и управленческих компетенций.
Базовые профессиональные компетенции в области предпринимательства могут быть сформированы у молодых людей именно в колледжах, что подтверждается мировой практикой. В настоящее время образовательные организации среднего профессионального образования являются во всем мире основными поставщиками индивидуальных предпринимателей (такая категория предпринимателей встречается в большинстве стран, не только в России), обеспечивая многим десяткам тысяч трудоспособных граждан практическую возможность самостоятельного обеспечения занятости на рынке труда.
Сегодня в разных регионах Российской Федерации функционируют бизнес-инкубаторы, другие элементы инновационной инфраструктуры, в функции которых входит поддержка молодых предпринимателей. Однако наблюдается недостаточная подготовка выпускников средних профессиональных образовательных учреждений к реальной практической предпринимательской деятельности, присутствует дисбаланс между теоретическими знаниями и практическими навыками, готовностью выпускника к активной социальной роли.
Таким образом, речь идет о необходимости формирования специальной предпринимательской компетенции, которая выражается в следующих характеристиках личности:
- готовность к эффективной коммуникации;
- готовность к использованию информационных ресурсов
- готовность и способность применения методов социально-экономического проектирования в практической жизни
- готовность к самоорганизации своей деятельности
- способность осуществлять контроль над собой в неординарной, экстремальной ситуации и эффективно управлять этой ситуацией;
Процесс формирования предпринимательской компетенции студентов, подготовленных к созданию собственного социального бизнеса, предполагает включение студентов в решение учебно-профессиональных задач проектного, состязательного и научного характера. Результатом такой деятельности должно стать развитие предпринимательской компетенции студентов до уровня готовности создания собственной предпринимательской структуры, готовой взять на себя функции производства социального изменения.
Стимулированием студентов к участию в социальном предпринимательстве может стать сопровождение студенческих бизнес-проектов на первых этапах деятельности по их разработке и реализации, участие в различный чемпионатах.
Для формирования предпринимательских компетенций необходимо проведение мастер классов, открытых лекций, конференций, семинаров, форумов, вебинаров посвященных социальному предпринимательству. Это может быть знакомство с организацией работающих практик социального предпринимательства в Европе, встречи с успешными представителями социального бизнеса, экскурсии на предприятия, рассмотрение вопросов управления проектами, финансовых и налоговых вопросов предпринимательства.
Студенты готовы развивать собственный социальный бизнес при условии сопровождения студенческих проектов социального предпринимательства, финансового его обеспечения в виде грантов или субсидий.
Выводы.
Для подготовки и воспитания конкурентоспособных социальных предпринимателей, которые, включаясь в экономическую жизнь страны, могли бы цементировать эффективную национальную систему предпринимательства, в России должна быть сформирована и дееспособная система предпринимательского образования на всех уровнях получения образования. Ключевое звено – это формирование компетенций предпринимателей, компетентностного поля предпринимательства и обучения предпринимательству. Поэтому компетентностный подход – это магистральное направление укоренения и развития предпринимательского образования в России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Г а ф а р о в а Д.А. Возможности развития социального предпринимательства в системе оказания социальных услуг населению // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. 2014. № 6. С. 98 - 111.
Гафарова Д.А. Социальное предпринимательство и проблема формирования предпринимательской компетенции студентов профессиональных образовательных учреждений // Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 3 (13), 2015 с. 60-64
Л о п а т и н а Р.Ф. Социальное предпринимательство и проблемы формирования мотивации студентов на открытие социального бизнеса // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2. с. 95 - 98.
Рубин Ю.Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11.
Т а т а р к и н А.И., М а с л о в А.В. Социальное предпринимательство как инновационное направление общественного развития // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2012. № 3. С. 22 - 29.
Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет. Россия 2013/2014.