Просмотр содержимого документа
«Налоговое Регулирование»
Рассмотрен механизм воздействия государства на экономическую активность предпринимателей с помощью средств налогового регулирования. Приведены примеры из практики развитых стран, подтверждающие эффективность таких мер, как общее снижение налоговых ставок, предоставление инвестиционных вычетов, налоговых кредитов и других преференций. Показаны широкие возможности манипулирования различными элементами налоговой системы (субъекты и объекты налогообложения, налогооблагаемая база, налоговые ставки, налоговые льготы) с целью стимулирования или, напротив, сдерживания различных направлений предпринимательства и сфер деятельности (например, научных исследований и конструкторских разработок). В качестве иллюстрации приведены результаты подобного рода мероприятий в Республике Казахстан в последние годы.
Одним из направлений государственного финансового регулирования является налоговое регулирование. Налоговое регулирование представляет собой процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов налогового воздействия на субъекты хозяйствования с целью оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. Как известно, финансово-кредитная поддержка малого бизнеса может быть оказана двумя способами - посредством прямой финансовой поддержки малых предприятий и посредством косвенной. Налоговое регулирование является одним из косвенных способов воздействия на экономику государства.
Налоговое воздействие на развитие экономики осуществляется посредством методов налогового регулирования, которые представляют собой совокупность способов и приемов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и экономику государства в целом посредством таких инструментов, как налоговые ставки, налоговые льготы, налоговые санкции, декларирование доходов, специальные налоговые режимы, налоговые преференции, налоговые каникулы, скидки, изъятия, налоговые кредиты и т.д.
Если коснуться истории, то к первым из налогов, используемых с целью урегулирования внешних экономических отношений, следует отнести налоговые пошлины и тарифы. Со времен Древней Греции и Древнего Рима и до начала нашего столетия налоги служили одним из основным источников дохода государственного бюджета. Одна из главных задач государственной политики ведущих западных стран послевоенных лет - стимулирование частного предпринимательства в приоритетных направлениях производственной и научно-технической деятельности - в значительной мере решалась посредством маневрирования прямыми и косвенными налогами, за счет реформирования методов и форм их взыскания. В ФРГ, например, был даже создан специальный Институт финансов и налогов - своеобразный мозговой центр финансовой деятельности государства.
На протяжении всего послевоенного периода существует последовательная тенденция снижения фактических ставок обложения прибылей корпораций. С этой точки зрения, воздействие налоговой политики в большинстве развитых стран на масштабы внутренних источников финансирования капиталовложений было вполне благоприятным для частных компаний. В США, например, в форме налоговых вычетов в 1952 г. взималось 42,3% всей прибыли корпораций, в 1960-м - 38,9%, в 1970-м - 32,1%, а в 1980 г. - лишь 22,5%.
Во многих странах используются льготы для вновь образованных акционерных обществ. К примеру, во Франции в течение первых двух лет работы новые предприятия полностью освобождаются от уплаты налога, в третий год - облагается 25 % их дохода, в четвертый - 50 %, в пятый год - 75 %, начиная с шестого года и далее - 100 % дохода.
В 1962 г. в США был введен инвестиционный налоговый кредит для стимулирования инвестиций в долгосрочные капиталовложения - альтернатива нынешним инвестиционным налоговым преференциям. В ФРГ также с 1970 г. введен налоговый кредит, стимулирующий инвестиции в научно-исследовательскую деятельность. Кроме того, из налогооблагаемой прибыли корпораций в качестве издержек производства исключались текущие материальные затраты и расходы на содержание персонала в сфере научных исследований.
С помощью налогов государство действительно способно создать благоприятные и конкурентоспособные условия для одних сфер либо, наоборот, ограничить деловую активность хозяйствующих субъектов других сфер. Управляя механизмом налогообложения, вводя или отменяя разные виды налогов, формируя методические основы исчисления налогооблагаемой базы, меняя налоговые ставки, предоставляя или отменяя налоговые льготы, государство может активно воздействовать на стимулирование или ограничение предпринимательской деятельности, что прямо влияет на темпы экономического роста в стране. Эту двойственность влияния налогов на предпринимательскую деятельность необходимо учитывать в процессе осуществления экономических преобразований, и в первую очередь в ходе проведения налоговых реформ.
Налоговое регулирование на практике сводится, с одной стороны, к изменению условий воспроизводства посредством воздействия на совокупный спрос, а с другой – связано со стимулирующим воздействием на плательщика. Налоговое регулирование имеет две стороны воздействия - поощрительную и ограничительную. Поощрительная сторона налогообложения проявляется прежде всего через механизм налоговых льгот и тем самым стимулирует развитие производства. Ограничительная сторона, напротив, предусматривает высокий уровень налогообложения и сдерживает развитие производства.
Возможность использования налогов в качестве инструмента государственного финансового регулирования вытекает из самой природы налогов, их внутренней сущности и функций. Налоги, являясь экономической категорией, представляют собой совокупность специфических производственных отношений по поводу перераспределения национального дохода в пользу государства и выполняют прежде всего фискальную функцию.
Государство как высший законодательный орган вправе устанавливать любые виды налогов и любой механизм их взимания. Однако, если созданная налоговая система вступает в противоречия с объективными потребностями воспроизводства, она через определенный промежуток времени обязательно продемонстрирует свою неэффективность.
Большое влияние на развитие экономики оказывают структура налогов, а также задачи, которые решает государство в конкретный исторический период при проведении налоговой политики.
Ориентация государства на использование фискальной функции налогов усиливает налоговое регулирование на макроуровне, так как приводит к изменению структуры, а иногда и объема совокупного спроса. В том же направлении, уменьшая или увеличивая платежеспособный спрос населения, воздействует расширение косвенного обложения. Регулируя экономические процессы, государство при воздействии на экономические интересы производителей использует прямые налоги, в частности, налоги на доходы.
Активное влияние на интересы предпринимателей оказывает действующий механизм исчисления и уплаты налоговых платежей, основанный на использовании функциональных элементов налога - объектов, субъектов, ставок и т.д. Это положение нетрудно доказать логически.
Рассмотрим основные инструменты налогового регулирования. Так, конкретные объекты, облагаемые налогом, ставки налога, сроки его уплаты, возможность использования определенных льгот, а в конечном итоге сумма вносимого в бюджет платежа постоянно находятся в сфере интересов плательщика.
Достаточно важным по масштабам и значимости элементом налогового механизма является объект налогообложения. Это один из важнейших инструментов налогового регулирования. С его помощью налоговое бремя так же, как и в случае с плательщиками налогов, дифференцируется по отдельным хозяйствующим субъектам. Разница заключается в масштабах дифференциации. Объектом налогообложения могут служить доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, на которые начисляется налог, добавленная стоимость. Различие между налогами, для которых объект и источник совпадают, и налогами, для которых они отличаются, может служить классификационным признаком при разделении налогов по видам.
Еще одним из важных инструментов налогового регулирования являются налоговые ставки. Вопрос о методологии установления налоговых ставок, их базовой величины является весьма важным. Налоговая ставка при всех этих условиях должна учитывать особенности состояния экономики в конкретный период. Лучшими условиями для введения оптимальной ставки налога являются стабильность экономической ситуации и низкий уровень (3-5%) инфляции или полное ее отсутствие. В соответствии с мировым опытом в рыночных условиях хозяйствования налоговая ставка на уровне 35-40% является тем пределом, за которым теряется заинтересованность в наращивании производства.
Таким образом, с помощью ставок налогообложения государство может дифференцировать подход к различным видам деятельности, регулировать свободный ход рыночных процессов, стимулируя освоение не очень привлекательных для доходного бизнеса областей производства и социальной сферы. При этом может достигаться и некоторое выравнивание положения различных хозяйствующих субъектов, что создает в целом положительный и моральный климат в среде предпринимателей.
К числу действенных инструментов налогового регулирования в системе функциональных элементов налога относятся налоговые льготы. В отличие от других элементов налогового механизма льготы действуют не помимо таких элементов, а как дополнения к каждому из них. Уменьшение суммы налога, отсрочка его уплаты через механизм налоговых льгот осуществляются именно в привязке к установленным законом плательщикам, объектам, ставкам и срокам. Если характеризуя ставки налогов, мы отмечаем эластичность этого элемента, то говоря о льготах, можно утверждать, что именно благодаря им обеспечиваются гибкость и подвижность налогового механизма, его способность дифференцированно подойти к каждому отдельному плательщику. Именно такая гибкость определяет отличие налогового регулирования от ценового, денежно-кредитного, бюджетно-финансового регулирования, создает ему особую сферу применения в общем механизме государственного регулирования экономики.
Налоговые льготы широко используются государством в управлении воспроизводственным процессом для стимулирования деловой активности, поощрения капиталовложений, развития научно-технического прогресса, освоения новых производств, видов продукции, сфер деятельности. По направлениям своего воздействия налоговые льготы призваны обеспечить на предприятиях:
• повышение ликвидности;
• диверсификацию производства (освоение наряду с основными видами деятельности наиболее необходимых обществу областей и сфер);
• сокращение и полную ликвидацию ненужных и неэффективных на данный момент или на данном предприятии производств;
• стимулирование научно-технического прогресса;
• более полное использование доходов на цели накопления и потребления;
• соблюдение экологического режима и развития непроизводственной инфраструктуры [6, с. 321].
Налогообложение предпринимательской деятельности может осуществляться по следующим направлениям:
• упрощение систем учета, отчетности и налогообложения субъектов малого предпринимательства;
• предоставление налоговых льгот;
• в общеустановленном порядке.
Первое направление – применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности – предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятий за отчетный период. Применение этой системы индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Субъекты малого предпринимательства вправе самостоятельно выбрать первое или второе направление государственной поддержки, т.е. они сами определяют, применять им упрощенную систему налогообложения или производить исчисление налогов в общем порядке.
Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется не на все субъекты малого предпринимательства, а только на те, которые соответствуют определенным критериям. Второе направление государственной поддержки малого предпринимательства в сфере налогообложения заключается в предоставлении общих и специальных налоговых льгот. Например, в виде налоговых каникул, в виде снижения ставок, в виде скидок, в виде освобождения отдельных объектов от налогообложения. Третье направление предусматривает налогообложение предпринимателей без предоставления всяких льгот в общеустановленном порядке.
На сегодня налоговое регулирование направлено на решение важнейших задач экономики – создание благоприятного инвестиционного климата, рост самофинансирования производства, поощрение мелких и средних фирм, наиболее способных к быстрому обновлению производимой продукции и внедрению технических новинок. Выполнение этих условий должно в конечном итоге привести к увеличению налоговой базы и росту предпринимательской деятельности.