Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Создание предпринимательских структур является одной из главнейших задач, стоящих перед государством в переходный период. Именно предпринимательские структуры всех уровней способны обеспечить максимальную занятость и повысить жизненный уровень населения, а следовательно и обеспечить улучшение социального климата, необходимого для дальнейшего социально – экономического развития Республики Казахстан.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан»
Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Введение
Создание предпринимательских структур является одной из главнейших задач, стоящих перед государством в переходный период. Именно предпринимательские структуры всех уровней способны обеспечить максимальную занятость и повысить жизненный уровень населения, а следовательно и обеспечить улучшение социального климата, необходимого для дальнейшего социально – экономического развития Республики Казахстан.
Развитие предпринимательской деятельности должно иметь комплексный, многоуровневый характер, поскольку данная деятельность является экономическим базисом для достижения стратегических целей реализации индустриально – инновационного развития страны.
Развитие малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике в наибольшей степени связано с разгосударствлением и приватизацией государственной собственности.
В экономической литературе стран Запада принято считать малый бизнес «растущим ребенком». В частности, утверждается, что «Малый бизнес – как растущий ребенок потому что он не может все время оставаться в колыбели. Он нуждается иметь большее жилье, а для этого он должен усиленно заниматься предпринимательской деятельностью».
Малое предпринимательство как показывает международная практика, зарождается, прежде всего, в тех отраслях, где капитал оборачивается быстрее, а именно в торговле , общественном питании и в сфере услуг. Однако форсированная экономическая политика по реформированию рыночной экономики, начавшаяся с либерализации цен и связанная с ней нарастающая инфляция привлекла к ликвидации финансовой базы мелкого бизнеса из – за обесценивания сбережений населения и резкого повышения процентных ставок, что вызвало паралич в формировании малого бизнеса и его инвестиционной деятельности. Малое предпринимательство оказалось под прессом многочисленных сборов и больших налогов.
В настоящее время роль малого и среднего бизнеса в общем числе новых продуктов, внедренных на рынок Казахстана весьма значительна.
По данным управления федеральных закупок США, мелкие фирмы(с числом занятых менее тысячи человек) с середины 50-х годов до середины 70-х годов создали почти половину различных нововведений. Почти четверть нововведений приходится на фирмы с числом занятых до 100 человек. Именно мелкой компании «Apple» одной из первых наладить производство персональных компьютеров, а затем превратиться в одного из важнейших производителей. Из разряда мелких выдвинулись на авансцену такие известные ныне американские компании, как «Ксерокс», «Тексас инструмент», «Палороид».
Малый и средний бизнес играет существенную роль в расширении занятости населения в развитых странах. В США за последние 10 лет 60% новых рабочих мест приходится на компании, где работает менее 20 человек. В начале 80-х годов в условиях гигантского роста безработицы многие ученые, экономисты и государственные деятели усматривали в мелком бизнесе средство создания новых рабочих мест, способное компенсировать сокращение занятости на крупных предприятиях. Именно поэтому со стороны правительств развитых стран оказывается различная помощь мелкому и среднему бизнесу.
Проблематика для малого и среднего бизнеса Казахстана в последние годы существенно изменилась. На сегодня нет дефицита финансовых ресурсов и давления со стороны контролирующих госорганов благодаря повышению эффективности управления и внедрению инноваций.
В данной роте я хочу рассмотреть теоретические аспекты малого и среднего бизнеса, его структурные особенности. Рассмотреть отдельно развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане.
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение исторических и современных аспектов функционирования малого и среднего бизнеса.
1. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС
1.1. Понятие малого и среднего бизнеса
Понимание роли бизнеса требует ясного представления , какое место он занимает в развитии рыночных отношений и становлении национальной экономики на базе различных форм собственности.
Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и зарубежным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего бизнеса в защите на внутреннем рынке путем проведения государственной экономической политики и формирования правил рыночных отношений, которые обеспечивают тесную связь среднего бизнеса с национальными интересами. Характерными представителями среднего бизнеса могут быть предприятия отраслей машиностроения и легкой промышленности.
Малый бизнес – вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение его конъюнктуры, взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими стабильность внутреннего рынка.
Малый бизнес осуществляется самым многочисленным слоем мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально – экономический и отчасти политический уровень страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широко спектра товаров и услуг. Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя лицо развитого государства определяют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы – крупного капитала – в значительной мере обуславливает уровень научно – технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования выступает малый бизнес как наиболее массовая динамичная и гибкая форма деловой жизни.
Именно в малом бизнесе создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной сферой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость малого бизнеса и охват им практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.
Владельцы малого бизнеса, с одной стороны, являются мелкими собственниками и имеют единые корпоративные интересы в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей малого бизнеса отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положения активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке побуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными партнерами из различных социальных групп.[2; с.6]
Функции малого бизнеса.
Общеизвестно, что сектор малого бизнеса является одним из ключевых элементов рыночной экономики с присущими ему закономерностями развития. Его роль определяется тремя основополагающими функциями:
- экономической;
- социальной;
- политической.
Экономическая функция сектора малого бизнеса заключается в его вкладе в производство ВВП, влиянии на структуру экономики и создание конкурентной среды. Также малый бизнес способствует укреплению экономической независимости населения и, как следствие, росту платежеспособного спроса.
В силу своей специфики и возможностей малые предприятия ориентируются преимущественно на локальные узкоспециализированные сегменты рынка товаров и услуг. Они занимают специфичные рыночные ниши, производя товары, которые из-за высоких накладных (indirectcosts) расходов или быстро изменяющихся потребительских предпочтений могут быть экономически невыгодными для производства на крупных и средних предприятиях. Мобилизуя местные финансовые, трудовые и прочие ресурсы, малые предприятия через развитие производства и внутри межрегиональной торговли способствуют оживлению локальной экономики.
Социальная функция малого бизнеса заключается в смягчении последствий структурной трансформации экономики и перехода к рыночным отношениям, решении проблем занятости населения, вовлечении в экономическую деятельность наименее социально защищенных слоев населения.
В области решения проблемы безработицы сектор малых предприятий в целом способен предоставить значительное количество рабочих мест при относительно невысоких капитальных затратах. Как основной создатель рабочих мест, даже в периоды спадов, малый бизнес помогает сохранить или повысить источники доходов, способствует их более равномерному распределению, внося таким образом вклад в обеспечение социальной стабильности.
По данным Программы развития ООН, количество малых и средних предприятий достигает свыше 95% от общего количества всех предприятий. В мировой экономике на долю малых предприятий приходится свыше 60% занятых, а их доля в ВВП достигает 50%.
Одной из важных социальных функций, которую выполняет малый бизнес в обществе, является изменение сознания населения. В рыночной экономике малый бизнес является не только источником средств к существованию, но также способом раскрытия потенциала личности. Особенно это актуально для пост-социалистических стран, где проведение структурных изменений, связанных с рыночными преобразованиями экономики, привело к тому, что значительное количество людей вынуждено было обратиться к малому предпринимательству, как способу обеспечения самозанятости.
Политическая функция сектора малого бизнеса, на примере зарубежных стран, заключается в формировании самостоятельного класса собственников в обществе. Широко известно, что успешно развивающиеся представители малого бизнеса пополняют средний класс, который является гарантом политической стабильности в обществе.
Во многих странах предпринимателями ищут активного участия в политических процессах, формируют политические движения и партии, выражающие и лоббирующие их интересы.
Признание значимости выполняемых малым бизнесом функций способствовало тому, что практически во всех странах вопросам развития и поддержки малого бизнеса уделяется существенное внимание как на национальном, так и на местном уровнях. [8]
1.2. Структурные особенности малых и средних предприятий
Исторически, роль малого и среднего бизнеса в индустриально-экономическом развитии различается от страны к стране и от десятилетия к десятилетию. Например, в таких странах как Южная Корея основой индустриализации стали крупные промышленные конгломераты, и лишь на более позднем этапе было уделено внимание развитию малого и среднего бизнеса. В других странах, например, на Тайване малый бизнес стал движущей силой экономического и индустриального развития, который впоследствии вырос до масштабов транснациональных корпораций. В то же время, в ряде стран, например в Индии, наблюдалось развитие крупных импортозамещающих производств одновременно с развитием семейного и микро- бизнеса.
Несмотря на длительную историю существования, в мировой практике по сей день отсутствует достаточно четкое унифицированное определение малого бизнеса или малого предпринимательства. Существуют различные подходы к определению данного понятия, и в каждой отдельно взятой стране используются различные критерии отнесения предприятий к категории малых.
С одной стороны, отсутствие универсальных критериев затрудняет сравнительную оценку уровня развития малого бизнеса в разных странах. С другой стороны, существующие различия объективны и обусловлены уровнем социально-экономического развития каждого отдельно взятого государства, а также культурными и историческими особенностями.
Признаки или критерии, по которым предприятия могут быть отнесены к категории малых, довольно разнообразны. Однако целесообразно выделить основные из них, которые наиболее часто используются в мировой практике. К ним относятся:
- Количество занятых сотрудников на предприятии;
- Стоимость активов предприятия;
- Объем товарооборота или выпускаемой продукции.
Данные критерии применяются практически во всех странах, при этом используемые количественные показатели существенно различаются. В Таблице 1 приведены примеры отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых предприятий в различных странах на основе указанных критериев.
Таблица 1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса, используемые в различных странах.
Количество занятых,
чел.
Стоимость активов (тыс. долл. США)
Объем товарооборота(тыс. долл. США)
США
Малые предприятия:
-
-
Промышленность
-
-
3500
Сельское хозяйство
-
3500
Торговля
ЕВРОПЕЙСКОЕ
СООБЩЕСТВО
(НАЧИНАЯ С
1996 г.)
Микро - предприятия
-
-
Малые предприятия
Средние предприятия
50 – 250
2000 – 8000
4000 – 16000
РОССИЯ
Малые предприятия:
Промышленность, Строительство, Транспорт
-
-
Сельское хозяйство
-
-
Оптовая торговля
-
-
Рыночная торговля
-
-
ЯПОНИЯ
Малые и средние предприятия:
Промышленность
-
-
Оптовая торговля
-
-
Розничная торговля
-
-
МАЛАЗИЯ
Малые предприятия
-
Средние предприятия
198 – 939
-
ТАИЛАНД
Малые предприятия
-
Средние предприятия
50 – 200
781 – 3905
-
ВЬЕТНАМ
Малые предприятия
-
Средние предприятия
50 – 100
4 – 18
-
РЕСПУБЛИКА
КАЗАХСТАН
Микро - бизнес
-
-
Малые предприятия
-
Средние предприятия
-
Данные, приведенные в таблице, показывают, что подходы, используемые в различных странах при определении малых предприятий, отличаются своим многообразием. Это в свою очередь затрудняет сравнительную оценку сектора малого бизнеса в разных странах. Например, предприятие, считающееся в США малым, во Вьетнаме или Малайзии будет уже относится к крупным компаниям.
Нет единства и среди международных организаций, которые в своей деятельности применяют собственную классификацию.
Таблица 2. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса, используемые международными организациями.
Количество занятых,
чел.
Стоимость активов (тыс. долл. США)
Объем товарооборота(тыс. долл. США)
Международная
Финансовая
Корпорация
(группа всемирного банка)
Микро - предприятия
Малые предприятия
10 – 50
100 – 3000
100 – 3000
Средние предприятия
50 – 300
3000 – 15000
3000 – 15000
Европейский Банк
(Программа
Реконструкции
поддержки
и Развития
малого бизнеса
в Казахстане)
Малые предприятия
-
-
Организация ООН
Индустриальному
Развитию
Микро - предприятия
-
-
Малые предприятия
11 – 99
-
-
Средние предприятия
100 – 499
-
-
Программа
Развития ООН
Малые и средние предприятия
5 – 200
-
-
Имея собственную классификацию, международные организации в своих программах поддержки предпринимательства, как правило, опираются на критерии, принятые в странах, где эти программы реализуются.
Как видно из приведенных данных, в большинстве случаев используемые критерии не учитывают особенностей функционирования малых предприятий, таких как отраслевая принадлежность или стадия развития предприятия, а также социальная характеристика предпринимателя.
Для развивающихся стран наиболее характерно преобладание так называемых "мышей" - микро-бизнеса, представленного кустарным производством, подсобным хозяйством и небольшими семейными предприятиями. Они обеспечивают занятость для большинства населения, но зачастую лишь на уровне прожиточного минимума и, как правило, с низким качеством создаваемых рабочих мест.
Таким образом, в мировой практике отсутствуют единые универсальные критерии для определения малого бизнеса. Но значимость рассматриваемого сектора для социального и экономического развития каждой отдельно взятой страны не вызывает сомнений.[8]
2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1. Малый и средний бизнес РК: современное состояние
«Краеугольным камнем государственной политики является поддержка частного бизнеса и, прежде всего, малого и среднего бизнеса… Частному бизнесу мы отводим ведущую роль в реализации нашей главной задачи – диверсификация национальной экономики на основе инновационных технологий. Совместными усилиями нам нужно добиться развития не сырьевых отраслей экономики. Именно они в перспективе должны стать главным источником наращивания экспортного потенциала».
Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев
(Из выступления на Конгрессе предпринимателей
«О пяти вопросах национальной
экономической повестки».
Астана, 25 марта 2005 года)
Современный этап развития малого бизнеса в Казахстане, начиная с 2001 года, характеризуется внедрением ряда комплексных мер, направленных на упорядочение деятельности в сфере частного предпринимательства, и в том числе малого бизнеса.
В социально-экономической политике Республике Казахстан на рубеже XXI века развитию малого предпринимательства уделяется особое внимание. Его роль в улучшении социального климата занимает ведущее место. В первую очередь в этой сфере быстрее растет занятость населения и создаются условия для стабильности в обществе.
В условиях мировой современной экономики дальнейшее развитие могущества крупных монополий сопровождается сохранением и развитием мелких и средних фирм, что обусловлено научно-технической революцией.
Большую роль в развитии малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан в свое время сыграл Указ Президента РК «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» от 6 марта 1997 года. Документ по своему содержанию является государственной программой развития малого и среднего предпринимательства.[1; с.336]
В феврале 2004 года был создан Союз юридических лиц «Федерация развития малого и среднего бизнеса», целью которого является стимулирование развития малого и среднего бизнеса, обеспечение данным сектором устойчивого роста экономики Казахстана. Основными задачами Федерации являются: формирование эффективно действующей, самофинансируемой структуры ФРМСБ, имеющей разветвленную сеть региональных филиалов, оснащенных современной материально-технической базой и высокопрофессиональным кадровым составом, а также поиск и разработка действенных механизмов, необходимых для развития сектора малого бизнеса, в том числе организация взаимодействия субъектов малого бизнеса с госучреждениями и НПО, финансовыми институтами и источниками инновационных и других технологий. Пройденный путь позволил Федерации не только достичь положительных результатов в области поддержки и развития малого и среднего бизнеса, но и выявить ряд дополнительных проблем, тормозящих развитие данного сектора. В связи с этим Федерацией была разработана Программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005 - 2006 гг. [3; с.25]
Один из этапов реализации Стратегии индустриально– иновационного развития Казахстана – решение задачи развития инфраструктуры предпринимательства.
Инфраструктура поддержки предпринимательства представляет собой комплекс организаций, обеспечивающих благоприятные условия создания, функционирования и развития частной предпринимательской деятельности.
К таковым можно отнести:
- государственные и созданные по инициативе государства организации;
- неправительственные организации;
- международные и иностранные организации.
В зависимости от функциональной направленности структура институтов инфраструктуры определяется следующим образом:
- государственная поддержка и содействие на этапах становление, функционирования и развития бизнеса;
- финансовая поддержка
- информационно – аналитическая поддержка;
- поддержка в области образования и повышения квалификации кадров.
Для успешного развития своего бизнеса предприниматели должны иметь свободный доступ к нормативным и законодательным актам, разъяснительным документам и инструкциям, регулирующим их деятельность. Помимо этого им необходимо владеть информацией о спросе и предложении на рынке, конкурентах, поставщиках сырья, возможностях сбыта готовой продукции участия в тендерах. Не менее важным для предпринимателей является наличие возможности для повышения уровня знаний и специализированных навыков, которые они применяют в своей повседневной деятельности.[7; с.36]
Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию.
Казахстан подал официальную заявку о присоединении к Всемирной торговой организации в Секретариат ВИО в 1996 году.
В феврале 1996 года Казахстану присвоен статус страны – наблюдателя в ВТО. Одновременно с этим создана Рабочая группа по вступлению Казахстана в ВТО.
В состав Рабочей группы входит 39 стран – членов ВТО: Кыргызстан, Грузия, Пакистан, Турция, Китай, Корея, Оман, Япония, Куба, Мексика, Норвегия, Гондурас, США, ЕС, Австралия, Канада, Швейцария, Бразилия, Доминиканская Республика, Малайзия, Египет, Болгария, Индия, Монголия, Парагвай, Израиль, Колумбия, Индонезия, Армения, Новая Зеландия, Молдова, Тайвань, Таиланд, Сальвадор, Хорватия, Ямайка, Шри – Ланка, Панама и Гватемала.
В 2003 году завершен информационный период процесса вступления, в ходе которого в Секретариат ВТО направлен большой объём информационных материалов и обязательных документов в соответствии с условиями вступления в ВТО и начата активная фаза переговорного процесса со странами - членами Рабочей группы по определению условий членства в ВТО. На сегодняшний день завершены двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров и услуг с 19-ю странами, осталось завершить переговоры с 5-ю странами.[6; c.4]
20 ноября 2007 года г. Петропавловске состоялся региональный семинар на тему: «Присоединение Казахстана к ВТО: интересы бизнеса». Семинар организован Министерством индустрии и торговли Республики Казахстан совместно с АО «центр развития торговой политики» при Министерстве индустрии и торговли РК и акиматом Северо-Казахстанской области.
Целью семинара являлось обсуждение процесса присоединения Казахстана к Всемирной торговой организации, возможных последствий членства Казахстана в ВТО для экономики в целом и для конкурентоспособности отечественного бизнеса в частности.
В работе семинара приняли участие эксперты Департамента развития торговой политики и вступления в ВТО Министерства индустрии и торговли РК и АО «Центр развития торговой политики» при министерстве индустрии и торговли РК, непосредственно вовлеченные в переговорный процесс по присоединению Казахстана к ВТО, а также представители областного акимата, более 200 представителей местных деловых и научных кругов.
Эксперты ознакомили участников семинара с состояние и проблемами переговорного процесса по присоединению Казахстана к ВТО, ходом проводимых Правительством РК реформ по приведению национального законодательства в соответствии с нормами ВТО, текущим статусом работ по подготовке отечественных товаропроизводителей и поставщиков услуг к условиям будущего членства Казахстана в ВТО.
Присоединение Казахстана к ВТО является актуальной необходимостью, так как Казахстан – страна с относительно небольшим внутренним рынком. Поэтому республике необходимо искать источники экономического роста в активном продвижении своих товаров услуг на внешние рынки, что предполагает активное развитие многосторонней внешней торговли, в том числе в рамках ВТО.
Таким образом участие Казахстана в ВТО будет способствовать кА дальнейшей либерализации внутреннего рынка, так и более широкому продвижению отечественной продукции на внешние рынки, увеличению притока иностранных инвестиций, в которых остро нуждается обрабатывающая промышленность, особенно предприятия инновационного направления.
По итогам семинара участники выработали рекомендации о дальнейшем сотрудничестве правительства РК, местных исполнительных органов и бизнес – кругов в подготовке отечественного бизнеса к условиям будущего членства Казахстана в ВТО.[7; c.10]
Оптовый и розничный товарооборот.
В январе – июле 2007 года объем розничного товарооборота составил 988,9 млрд. тенге и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2006 года (в постоянных ценах) на 10,9%. В июле 2007 года реализация товаров составила 156,7 млрд. тенге, что в постоянных ценах выше уровня июля 2006 года на 9,9%, по сравнению с июнем 2007 года увеличение составило 2.4%.
С начала года оборот от реализации товаров предприятиями частной формы собственности, от торговли а рынках и индивидуальными предпринимателями получен в сумме 958,1 млрд. тенге (96,9%), других государств, их юридических лиц и граждан – 30,6 млрд. тенге (3,1%). Доля государственной торговли в республике незначительна.
В январе – июле 3007 года оборот розничной торговли в большей степени (75,8% от общего объема розничного товарооборота) формировался торгующими предприятиями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в основном в стационарной торговой сети.
Следует отметить, что рост розничного товарооборота обусловлен прежде всего повышением реальных объемов товарооборота торгующих предприятий (25,6%) к соответствующему периоду прошлого года). Неуклонно увеличивается и доля предприятий в общем объеме розничного товарооборота (с 45,1% в январе – июле 2006 года до 51,1% в январе – июле 2007 года), которая обеспечивает высоким уровнем культуры обслуживания и широким ассортиментом качественных товаров.
Заметную долю в формировании товарооборота занимает доля индивидуального предпринимательства, которая увеличилась в отчетном периоде до 24,7% против 23,0% в январе – июле 2006 года.
Оптовый товарооборот республики с начала 2007 года составил 2445,7 млрд. тенге или на 9,4% больше чем за соответствующий период 2006 года. При этом практически весь объем полученного товарооборота приходится на негосударственный сектор. Преобладающую долю в оптовом товарообороте продолжают занимать непродовольственные товары и товары – технического назначения. [4; с.7]
Структура розничного товарооборота по каналам реализации (в % по общему объему)
Республике по состоянию на 1 октября 2007 года количество субъектов малого предпринимательства, активно работающих на рынке, по сравнению с соответствующим периодом 2006 года выросло на 11,7 % и составило 609 519 единиц, из них: юридических лиц – 52 760, индивидуальных предпринимателей – 388 366, крестьянских хозяйств – 168 393. Численность занятых в малом предпринимательстве увеличилась на 11,5% и составила 1 784 233 человека.
Выпуск продукции активными субъектами малого предпринимательства за январь-сентябрь 2007 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2006 года на 14,9% и составил 1 236 584 млн. тенге.
Основными факторами увеличения численности субъектов малого предпринимательства являются:
- система мер поддержки на государственном и региональных уровнях;
- совершенствование организационного и экономического механизма, вследствие чего наблюдается расширение сфер деятельности и экономического укрепления предприятий.[5; с.3]
2.2. Влияние малого и среднего бизнеса на экономический рост
" Бурный экономический рост был бы невозможен без активного развития малого и среднего бизнеса при постоянной заботе государства. И эта политика будет продолжаться. Сегодня бесспорно, что рост предпринимательства привел к созданию большинства новых рабочих мест и снижению безработицы"
Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А.
Экономический рост означает поступательно движение экономики, ее социально – экономический прогресс.
Источниками роста экономики. То есть условиями ее роста. Которые делают возможным увеличение объема и повышения качества оказываемых услуг в данный период времени. Являются экономические ресурсы, экономические интересы и стимулы. Рыночная экономика. Основой которой является частная собственность, развивается благодаря стремлению каждого человека добиться осуществления собственных экономических интересов. Важным источником качественно нового типа экономического роста является экономическая политика, правильно отражающая назревшие потребности общества. [1; с.218]
Роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики Казахстана проявляется в следующих шести функциях:
Во – первых, малое производство оперативней реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике гибкость, что недоступно крупным предприятиям – гигантам.
Во – вторых, малый и средний бизнес эффективнее мобилизует значительные неиспользуемые финансовые средства. В отсутствии такого бизнеса эти ресурсы были бы не использованы.
В – третьих, малый и средний бизнес делает существенный вклад в формирование конкурентной борьбы, что в условиях высокомонополизированной экономики любого государства имеет первостепенное значение.
В – четвертых, малый и средний бизнес играет большую роль в решении проблемы занятости населения. В промышленно развитых странах на него приходится до 50 – 60% всех занятых и до 70 – 80% новых рабочих мест.
В – пятых, немаловажную роль играет малое и среднее производство в развитии научно – технического прогресса.
В – шестых, незаменимую роль играет малый и средний бизнес в смягчении социальной напряженности. В тяжелое кризисное время население находит здесь работу и применение своих способностей. [1; c.339]
На современном этапе развития экономики страны капиталовложения играют значительную роль, поскольку являются необходимым условием обеспечения эффективного развития отраслей экономики, стабильного функционирования базовой инфраструктуры, достижения устойчивого экономического роста. При этом важное значение имеет продуктивность инвестиций, которую можно охарактеризовать как степень воздействия привлеченных в экономику инвестиций на изменение производительности труда и капитала.
Для успешного
Заключение
В 60-х, 70-х годах прошлого столетия большинство экономистов придерживалось мнения о том, что малый бизнес может играть значительную роль лишь в достижении определенных социальных и политических целей.. Это было обусловлено тем, что в тот период времени экономический рост достигался за счет крупных корпораций в отраслях, где доля малого бизнеса всегда была и остается незначительной. К таким отраслям можно отнести добычу и переработку полезных ископаемых, крупное машиностроение и автомобилестроение и некоторые другие.
В настоящее время ситуация претерпела значительные изменения. Это было связано с распространением новых концепций и подходов к организации производства, при которых существенный объем работ передается, как правило, небольшим компаниям на субподряд. Наряду с этим, наблюдалось изменение экономических приоритетов в сторону отраслей, где малый бизнес традиционно играл доминирующую роль в производстве продукции и услуг.
Малое предпринимательство является основой рыночной экономики и обеспечивает работой значительную часть населения, а также поддерживает крупные отрасли и проекты. Его становление тесно сопряжено и с изменением менталитета, мировоззрения, культуры и стиля жизни предпринимателей, людей самостоятельных и способных нести большой груз ответственности. Одновременно рост малого и среднего бизнеса позволяет решать социально – экономические задачи регионального развития.
Условия мировой современной экономики дальнейшее развитие могущества крупных монополий сопровождается сохранением и развитие мелких и средних фирм, что обусловлено научно – технической революцией. Дело в том, что производство многих видов новых изделий начинается именно на предприятиях мелких и средних компаний, которые в борьбе за место под «солнцем» вынуждены более гибко реагировать на изменение спроса, искать новые еще неудовлетворенные производством потребности. Поэтому не случайно расходы мелких фирм на научно – исследовательские и конструкторские работы в расчете на одного занятого часто превышают аналогичные затраты крупных предприятий.
Международный опыт становления предпринимательства показал, что государства переходной экономики, как правило, поощряли лишь торговое посредничество начинающих предпринимателей, что делало невыгодной деятельность в сфере производства.
Для переходной экономики характерна и неразвитость рыночной инфраструктуры. Что сдерживало и сдерживает развитие малого предпринимательства. Не прекращавшийся до1998 года спад производства в Республике Казахстан, инфляционные процессы. При которых рост цен явно обгонял повышение номинальных доходов населения, вел к сужению емкости рынка, что существенно сдерживало развитие предпринимательской деятельности в производственной сфере, в том числе и на основе малого бизнеса. К сдерживающему фактору развития малого предпринимательства следует отнести и недооценку значимости малого и среднего бизнеса в сфере производства.
Для поддержки и развития зарождающегося малого и среднего бизнеса в рыночной экономике необходимы:
- разработка комплексной государственной научно – обоснованной программы развития малого и среднего предпринимательства, как основы создания свободной конкуренции;
- формирование финансовой базы для его развития и финансовых льгот (льготные кредиты, льготные налоги, субсидии безвозмездного характера и т. п.);
- в программе должно быть особо определено место малого и среднего предпринимательства в приоритетных направлениях научно – технического прогресса;
- важную роль в образовании малого и среднего бизнеса должны сыграть специальные центры малых предприятий в различных регионах (областных центрах страны);
- привлечение ресурсов крупных предприятий в целях развития малого и среднего бизнеса на основе системы сотрудничества крупного и малого бизнеса, особенно в торговле и сфере услуг
Список использованных источников
1. Шеденов У.К., Байжомартов У.С., Комягин Б.И., Жунусов Б.А., Сагиндиков Е.И., Шеденов И.У. Общая экономическая теория Актобе – 2004 – 567 с.
2. Пирогов К.М., Темнова Н.К., Гуськова И.В. Основы организации бизнеса Москва 2007 – 556 с
3. Журнал Малый бизнес города Алматы 2006 – 63с.
4. Журнал Малый и средний бизнес Казахстана №4 (04) 2007
5. Журнал Малый и средний бизнес Казахстана №8 (08) 2007
6. Журнал Малый и средний бизнес Казахстана №10 (10) 2007
7. Журнал Малый и средний бизнес Казахстана №11 (11) 2007
8. Информационно – познавательный веб – портал в сфере индустрии и торговли http://www.mit-portal.kz/178_ru.php