ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
в рамках ФГОС
МАОУ СОШ№22 г.Балаково Саратовской области |
учитель: Гуркина Вера Александровна |
предмет: экономика |
10 класс |
Тема: Цена и стоимость. Урок №23: Ценовой механизм. |
Учебник: Хасбулатов Р.И. Экономика (базовый и углубленные уровни) 10 - 11 класс, Дрофа, 2012. |
|
Цель урока: Формирование понятия о процессе ценового механизма в рыночной системе.
Задачи: 1. Углубить и расширить понятия: мировые и внутренние цены, базисные и контрактные цены, оптовые и розничные цены, цена спроса, цена предложения, равновесная цена.
2. Формировать новые понятия: общественная стоимость, общественно необходимое время, средняя умелость, интенсивность труда.
3. Формировать умения:
учебные
объяснять значение основных понятий темы;
называть виды цен, приводить примеры;
раскрывать сущность понятия «ценовой механизм»;
объяснять теорию стоимости товара как количества труда, овеществленного в товаре;
решать задачи на определение выгоды (невыгоды) производителя на изменение цены товара на рынке.
метапредметные
планировать свою учебную деятельность в соответствии с поставленными учебными задачами;
формулировать понятия, соблюдая логику изложения;
формулировать обобщающие выводы на основе изученного учебного материала.
Тип урока: Урок открытия нового знания (ОЗН).
Формы работы учащихся: работа со схемами, таблицами, учебником, исследовательская, фронтальная, индивидуальная, парная; практическая работа – решение задач.
Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ: Оптовые и розничные цены. Мировые цены. Стоимость и альтернативная стоимость.
Необходимое техническое оборудование: учебник, тетрадь, презентация, мультимедийный проектор.
Структура и ход урока
Мотивационный этап урока (15 минут)
- Актуализация знаний.
- Определение темы урока
- Формулирование задач урока
- Создание мотивационной установки.
2. Процессуально - содержательный этап урока (15 минут)
- Изучение темы урока.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Выявление причины возникшего затруднения.
- Реализация выхода из проблемной ситуации.
3. Этап закрепления (7 минут)
- Практическая работа: Решение задач (по эталону) на определение выгоды (невыгоды) производителя на изменение цены товара на рынке.
- Включение в систему знаний повторение.
4. Рефлексия УД на уроке (1 минута)
- Организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.
5. Объяснение домашнего задания (2 минуты)
Ход урока.
Мотивационный этап урока. (15 мин.)
На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием «цена товара», ее функциями и выявили две концепции цены. Ответьте на следующие вопросы: (слайд1)
Что такое цена?
Какие факторы влияют на ценообразование?
Какие функции в экономике выполняет цена?
В чем суть классической концепции цены? – выступление Волковой А.
Как трактуют формирование цены неоклассики? – выступление Склярова А.
И так, существует два подхода к формированию ценны. (слайд 2, 3) Сторонники кембриджской экономической школы пытались создать целостное учение о цене. В частности представитель этой школы Альфред Маршал, считал, что цена формируется под воздействием, как спроса, так и предложения. На практике же, в зависимости от товарно-денежных отношений, различают несколько видов цен взаимосвязанных между собой и образующих единую систему (ценовой механизм). Т.е. нам необходимо продолжить изучение этой темы в данном направлении.
Попробуйте определить тему нашего урока и сегодняшнюю цель.
Ценовой механизм. Изучить сущность процесса ценового механизма в рыночной системе. (слайд4,5)
Сегодня на уроке мы с вами выясним: (слайд8)
Какие виды цен существуют на современном рынке и где они устанавливаются?
Что входит в понятие «стоимость»?
Как взаимодействуют цена и стоимость?
Каково содержание понятий: «цена покупателя», «цена продавца», «равновесная цена».
Процессуально - содержательный этап урока (15 минут)
Понятие «ценовой механизм» отражает большую дифференциацию цен в системе современ-ного рынка. Различают : Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены. Мировые и внутренние цены. Цена продавца. Цена покупателя. Равновесная цена.(слайд9)
Давайте познакомимся с каждой из них. На с. 55 учебника определение каждой из них (работа с учебником, запись в тетради).
А теперь попробуем ответить на тестовые задания. (слайд 10,11)
Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию. Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены. В пределах низшей и верхней границ на величину цены воздействую еще два субъективных фактора: (слайд12)
Цена продавца – это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок.
Цена покупателя – это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени.
Взаимное движение цены продавца и цены покупателя ведет к установлению цены согласия, удовлетворяющей обе стороны торговли:
На рынке существует еще одно близкое понятие «стоимость товара». Что входит в понятие стоимости? (работа с учебником с.56) — Стоимость товара (в соответствии с трудовой теорией стоимости) — это количество труда, овеществлённого в товаре. Как экономическая категория проявляется в обмене, в своей конкретной форме — меновой стоимости, т. е. способности товара обмениваться на другой товар в определённой пропорции.
Общественная стоимость товара определяется затратами труда на его производство, а труд различных производителей измеряется рабочим временем.
Ответьте на вопросы:
Каким общим показателем определяется стоимость?
Что определяет индивидуальную стоимость товара?
Этап закрепления (7 минут).
И так сегодня мы выяснили, что на рынке практически действует сложный механизм цен, состоящий из множества их видов. Как взаимодействуют цена и стоимость товаров и услуг.
А теперь попробуем оценить этот механизм практически. Решив задачи. (слайд 13,14)
Практическая работа: ( выполняют в тетради)
Задача. Определить выгодность (невыгодность) для производителя (продавца), являющегося лидером на определенном рынке, снижения установленной цены одного изделия на 2 рубля при следующих фактических данных:
установленная цена одного изделия составляет 20 руб.
планируемый объем реализации – 50 000руб.
показатель эластичности спроса по цене -1,7
Решение.
Рассчитываем процентное снижение цены с 20 до 18 руб.
Р% = ( 18 – 20) / 20 х 100% = -10%
Рассчитываем процентное увеличение объема реализации при показателе эластичности спроса – 1,7
Ер = Q% / Р% Q% = Ер х Р% = -1,7 х (-10) = 17%
Определяем общую выручку до снижения цены
Т R = Р х Q = 20 х 50 000 = 1 000 000руб.
Определяем общую выручку после снижения цены
Т R = Р х Q = 18 х (50 000 х 1,17)= 18 х 58 500 = 1 053 000 руб.
Вывод:
А теперь изменим условие задачи. При увеличении установленной цены одного изделия на 2 рубля при тех же фактических данных.
Ответ: слайде 15.(взаимопроверка)
TR – выручка после повышения цены – 913 000р.
Общая выручка от продажи уменьшилась на 87 000р.
Вывод: Почему не выгодно повышать цену на товар? (т.к. он эластичен по цене)
4.Рефлексия УД на уроке (1 минута)
Объяснение домашнего задания (2 минуты) – слайд16
- Обязательное домашнее задание: §§9, 10, в. 1-4 после§ устно, выполнить тестовые задания на сайте «библиотека МЭШ».
- Творческое домашнее задание по выбору: подготовить развернутый ответ по теме: «Рынок и рыночный механизм ценообразования». Составить план ответа.