kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока :Ценовой механизм" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представлен в виде презентации  и плана-конспекта урока. Рассматривается учебный материал о различных видах цен в соответствии с программой углубленного изучения экономики. Учебник "Экономика", автор - Р.И. Хасбулатов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

в рамках ФГОС


МАОУ СОШ№22 г.Балаково Саратовской области

учитель: Гуркина Вера Александровна

предмет: экономика

10 класс

Тема: Цена и стоимость.

Урок №23: Ценовой механизм.

Учебник: Хасбулатов Р.И. Экономика (базовый и углубленные уровни) 10 - 11 класс,

Дрофа, 2012.



Цель урока: Формирование понятия о процессе ценового механизма в рыночной системе.

Задачи: 1. Углубить и расширить понятия: мировые и внутренние цены, базисные и контрактные цены, оптовые и розничные цены, цена спроса, цена предложения, равновесная цена.

2. Формировать новые понятия: общественная стоимость, общественно необходимое время, средняя умелость, интенсивность труда.

3. Формировать умения:

учебные

  • объяснять значение основных понятий темы;

  • называть виды цен, приводить примеры;

  • раскрывать сущность понятия «ценовой механизм»;

  • объяснять теорию стоимости товара как количества труда, овеществленного в товаре;

  • решать задачи на определение выгоды (невыгоды) производителя на изменение цены товара на рынке.

метапредметные

  • планировать свою учебную деятельность в соответствии с поставленными учебными задачами;

  • формулировать понятия, соблюдая логику изложения;

  • формулировать обобщающие выводы на основе изученного учебного материала.

Тип урока: Урок открытия нового знания (ОЗН).

Формы работы учащихся: работа со схемами, таблицами, учебником, исследовательская, фронтальная, индивидуальная, парная; практическая работа – решение задач.


Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ: Оптовые и розничные цены. Мировые цены. Стоимость и альтернативная стоимость.


Необходимое техническое оборудование: учебник, тетрадь, презентация, мультимедийный проектор.


Структура и ход урока

  1. Мотивационный этап урока (15 минут)

- Актуализация знаний.

- Определение темы урока

- Формулирование задач урока

- Создание мотивационной установки.

2. Процессуально - содержательный этап урока (15 минут)

- Изучение темы урока.

- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Выявление причины возникшего затруднения.

- Реализация выхода из проблемной ситуации.

3. Этап закрепления (7 минут)

- Практическая работа: Решение задач (по эталону) на определение выгоды (невыгоды) производителя на изменение цены товара на рынке.

- Включение в систему знаний повторение.

4. Рефлексия УД на уроке (1 минута)

- Организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.

5. Объяснение домашнего задания (2 минуты)


Ход урока.


  1. Мотивационный этап урока. (15 мин.)


На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием «цена товара», ее функциями и выявили две концепции цены. Ответьте на следующие вопросы: (слайд1)

  1. Что такое цена?

  2. Какие факторы влияют на ценообразование?

  3. Какие функции в экономике выполняет цена?

  4. В чем суть классической концепции цены? – выступление Волковой А.

  5. Как трактуют формирование цены неоклассики? – выступление Склярова А.

И так, существует два подхода к формированию ценны. (слайд 2, 3) Сторонники кембриджской экономической школы пытались создать целостное учение о цене. В частности представитель этой школы Альфред Маршал, считал, что цена формируется под воздействием, как спроса, так и предложения. На практике же, в зависимости от товарно-денежных отношений, различают несколько видов цен взаимосвязанных между собой и образующих единую систему (ценовой механизм). Т.е. нам необходимо продолжить изучение этой темы в данном направлении.

Попробуйте определить тему нашего урока и сегодняшнюю цель.

Ценовой механизм. Изучить сущность процесса ценового механизма в рыночной системе. (слайд4,5)

Сегодня на уроке мы с вами выясним: (слайд8)

  1. Какие виды цен существуют на современном рынке и где они устанавливаются?

  2. Что входит в понятие «стоимость»?

  3. Как взаимодействуют цена и стоимость?

  4. Каково содержание понятий: «цена покупателя», «цена продавца», «равновесная цена».


  1. Процессуально - содержательный этап урока (15 минут)

Понятие «ценовой механизм» отражает большую дифференциацию цен в системе современ-ного рынка. Различают : Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены. Мировые и внутренние цены. Цена продавца. Цена покупателя. Равновесная цена.(слайд9)

Давайте познакомимся с каждой из них. На с. 55 учебника определение каждой из них (работа с учебником, запись в тетради).

А теперь попробуем ответить на тестовые задания. (слайд 10,11)

Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию. Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены. В пределах низшей и верхней границ на величину цены воздействую еще два субъективных фактора: (слайд12)

  • Цена продавца – это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок.

  • Цена покупателя – это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени.

Взаимное движение цены продавца и цены покупателя ведет к установлению цены согласия, удовлетворяющей обе стороны торговли:

  • Цена согласия – результат взаимодействия цены спроса и цены предложения.

На рынке существует еще одно близкое понятие «стоимость товара». Что входит в понятие стоимости? (работа с учебником с.56) — Стоимость товара (в соответствии с трудовой теорией стоимости) — это количество труда, овеществлённого в товаре. Как экономическая категория проявляется в обмене, в своей конкретной форме — меновой стоимости, т. е. способности товара обмениваться на другой товар в определённой пропорции.

Общественная стоимость товара определяется затратами труда на его производство, а труд различных производителей измеряется рабочим временем.

Ответьте на вопросы:

  • Каким общим показателем определяется стоимость?

  • Что определяет индивидуальную стоимость товара?


  1. Этап закрепления (7 минут).

И так сегодня мы выяснили, что на рынке практически действует сложный механизм цен, состоящий из множества их видов. Как взаимодействуют цена и стоимость товаров и услуг.

А теперь попробуем оценить этот механизм практически. Решив задачи. (слайд 13,14)

Практическая работа: ( выполняют в тетради)

Задача. Определить выгодность (невыгодность) для производителя (продавца), являющегося лидером на определенном рынке, снижения установленной цены одного изделия на 2 рубля при следующих фактических данных:

  1. установленная цена одного изделия составляет 20 руб.

  2. планируемый объем реализации – 50 000руб.

  3. показатель эластичности спроса по цене -1,7

Решение.

  1. Рассчитываем процентное снижение цены с 20 до 18 руб.

Р% = ( 18 – 20) / 20 х 100% = -10%

  1. Рассчитываем процентное увеличение объема реализации при показателе эластичности спроса – 1,7

Ер = Q% / Р% Q% = Ер х Р% = -1,7 х (-10) = 17%

  1. Определяем общую выручку до снижения цены

Т R = Р х Q = 20 х 50 000 = 1 000 000руб.

  1. Определяем общую выручку после снижения цены

Т R = Р х Q = 18 х (50 000 х 1,17)= 18 х 58 500 = 1 053 000 руб.

Вывод:

А теперь изменим условие задачи. При увеличении установленной цены одного изделия на 2 рубля при тех же фактических данных.

Ответ: слайде 15.(взаимопроверка)

  • TR – выручка после повышения цены – 913 000р.

  • Общая выручка от продажи уменьшилась на 87 000р.

Вывод: Почему не выгодно повышать цену на товар? (т.к. он эластичен по цене)


4.Рефлексия УД на уроке (1 минута)

  1. Объяснение домашнего задания (2 минуты)слайд16

- Обязательное домашнее задание: §§9, 10, в. 1-4 после§ устно, выполнить тестовые задания на сайте «библиотека МЭШ».

- Творческое домашнее задание по выбору: подготовить развернутый ответ по теме: «Рынок и рыночный механизм ценообразования». Составить план ответа.


Просмотр содержимого презентации
«Ценовой механизм»

Вопросы.

Вопросы.

  • Что такое цена?
  • Какие факторы влияют на ценообразование?
  • Какие функции в экономике выполняет цена?
  • В чем суть классической концепции цены?
  • Как трактуют формирование цены неоклассики?
Теоретические подходы к определению цены. Неоклассическая экономическая теория (Жан Батист Сэй. Давид Рикардо) Классическая школа . Трудовая теория стоимости (Адам Смит, Карл Маркс)  Субъективное направление Цена зависит от субъективных колебаний спроса и предложения (ДавидРикардо) Цена – субъективная оценка полезности блага, которая строится на личных предпочтениях; это «жертва» со стороны покупателя, денежное выражение альтернативной стоимости (Жан Батист Сэй). Объективное направление Цена – денежное выражение объективной стоимости, которая базируется на затратах рабочего времени (труда). Маркс исследовал объективные факторы, влияющие на стоимость: общественно-необходимые затраты труда, внутри- и межотраслевую конкуренцию

Теоретические подходы к определению цены.

Неоклассическая экономическая теория (Жан Батист Сэй. Давид Рикардо)

Классическая школа . Трудовая теория стоимости (Адам Смит, Карл Маркс)

Субъективное направление

Цена зависит от субъективных колебаний спроса и предложения (ДавидРикардо)

Цена – субъективная оценка полезности блага, которая строится на личных предпочтениях; это «жертва» со стороны покупателя, денежное выражение альтернативной стоимости (Жан Батист Сэй).

Объективное направление

Ценаденежное выражение объективной стоимости, которая базируется на затратах рабочего времени (труда).

Маркс исследовал объективные факторы, влияющие на стоимость: общественно-необходимые затраты труда, внутри- и межотраслевую конкуренцию

Два подхода к формированию цены Рыночный (ценностный) подход – определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.  Цена – форма выражения ценности блага . Производственный (затратный) подход – в основу установления цены положены производственные затраты, связанные с производством и реализацией товара.  Цена – денежное выражение стоимости блага.

Два подхода к формированию цены

  • Рыночный (ценностный) подход – определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.

Цена – форма выражения ценности блага .

  • Производственный (затратный) подход – в основу установления цены положены производственные затраты, связанные с производством и реализацией товара.

Цена – денежное выражение стоимости блага.

Составила учитель МАОУ СОШ №22 Гуркина Вера Александровна

Составила

учитель МАОУ СОШ №22

Гуркина Вера Александровна

Цель урока Изучить сущность процесса ценового механизма в рыночной системе.

Цель урока

Изучить сущность процесса ценового механизма в рыночной системе.

Содержание урока. Какие виды цен существуют на современном рынке и где они устанавливаются? Что входит в понятие «стоимость»? Как взаимодействуют цена и стоимость? Каково содержание понятий: «цена покупателя», «цена продавца», «равновесная цена».

Содержание урока.

Какие виды цен существуют на современном рынке и где они устанавливаются?

Что входит в понятие «стоимость»?

Как взаимодействуют цена и стоимость?

Каково содержание понятий: «цена покупателя», «цена продавца», «равновесная цена».

Тесты.

Тесты.

Цена продавца – это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. Цена покупателя – это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени. Цена согласия – результат взаимодействия цены спроса и цены предложения.

Цена продавца – это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок.

Цена покупателя – это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени.

Цена согласия – результат взаимодействия цены спроса и цены предложения.

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

Ответ

Ответ

  • TR – выручка после повышения цены – 913 000р.
  • Общая выручка от продажи уменьшилась на 87 000р.
Список ресурсов

Список ресурсов

  • https:// infourok.ru/prezentaciya-po-ekonomike-k-uroku-na-temu-cena-tovara-funkcii-cen-3445837.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока :Ценовой механизм" 10 класс

Автор: Гуркина Вера Александровна

Дата: 28.07.2020

Номер свидетельства: 555145


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства