kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

План конспект урока "Обращение с отходами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока по экологическим основам природопользования для студентов СПО. По учебнику Хандогиной Е.К.

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока "Обращение с отходами"»

Глава 5. Обращение с отходами.


Конспект урока.

Тема: «Обращение с отходами».

Предмет ЭОПП

Место проведения: класс.

Цель: дать понятие «твёрдые бытовые отходы», акцентировать внимание на проблемах, возникающих с увеличением их количества.

Задачи:

Экологическое просвещение и образование студентов.

Показать влияние мусора на окружающую природу и жизнь человека.

Показать разнообразие бытового и промышленного мусора.

Определить проблемы утилизации мусора и возможные пути их решения.

Развивать умения учебно-исследовательской деятельности.

Способствовать воспитанию экологической культуры

Методы:

словесные: фронтальная беседа, объяснение;

наглядные: слайдовая презентация.

Оснащение: проектор, экран

Вступительное слово преподавателя. (3 мин.)


Активное загрязнение окружающей среды привело к глобальной экологической проблеме – разрушению среды существования человечества. В настоящее время общая мощность источников антропогенного загрязнения во многом превосходит мощность естественных. Мы ничего не можем выбросить, в той или иной форме все отходы остаются с нами навсегда! Мы не можем создавать или разрушать материю, мы можем лишь изменять её форму! Какие выводы мы должны сделать? Какие пути решения этой проблемы мы могли бы предложить? Предлагаю вам побеседовать о том, как человек может отравлять своё собственное существование в прямом смысле этого слова. Давайте обсудим круг вопросов, связанных с бытовыми отходами, проблемами их утилизации и пути решения этого “мусорного кризиса”.


Повторение. 15 минут.













2. Знакомство с информацией по теме урока. (25 мин.)

Учитель: Жизнь человека и его деятельность всегда сопровождались образованием отходов. Отходы – это вещества, признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции, утратившей свои потребительские свойства в результате износа

Существует даже наука, изучающая отходы – гарбология. Слово «гарбология» происходит от английского слова «мусор» (garbage). Эта отрасль науки является ответвлением в экологии и изучает мусорные отходы и то, как они влияют на жизнь планеты и людей. Также она исследует методы утилизации отходов. Отходы очень разнообразны, поэтому принята их классификация. (Слайд)

Классификация отходов.

По агрегатному состоянию:

твёрдые,

жидкие,

газообразные.

По классу опасности, который устанавливается в соответствии с нормативными отраслевыми документами. В настоящее время в России для отходов в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 года № 511 установлено 5 классов опасности.

Класс опасности

отхода для окружающей природной среды

Степень

вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду

Критерии

отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды

I класс –

чрезвычайно опасные

Очень высокая

Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует.

II класс – высокоопасные

Высокая

Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия.

III класс –

умеренно опасные

Средняя

Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.


IV класс –

малоопасные

Низкая

Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3-х лет.

V класс –

практически неопасные

Очень низкая

Экологическая система практически не нарушена.

По происхождению:

отходы производства (промышленные отходы) – отходы I, II и III класса опасности, образовавшиеся в результате производственных процессов и деятельности различных предприятий: отработанные масла, нефтешламы, кислоты и щелочи, отработанные аккумуляторы и покрышки, ртутьсодержащие отходы (отработанные люминесцентные лампы, ртутные градусники и пр.), отходы гальванического производства (цинк, никель, хром, кадмий, олово и пр.). Опасные отходы содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека;

строительные отходы – отходы III и IV класса опасности, могут образовываться в результате строительства или сноса зданий и сооружений: бой керамической плитки и кирпича, древесные отходы, щебень, застывший раствор и бой стекла, металлолом и тара лакокрасочных материалов;

отходы потребления (твёрдые бытовые отходы) – отходы IV и V класса опасности: пластмасса, бумага, пищевые отходы, стекло, мебель, дорожный мусор и т.п.;

природные отходы – это продукты жизнедеятельности живых организмов, обитающих на Земле: перегной, опавшие листья, навоз и т.п.

Многие предполагают, что основные загрязнения возникают в результате промышленных и сельскохозяйственных выбросов. Однако все последующие факты говорят о том, что ничуть не меньшая роль принадлежит твёрдым бытовым отходам.

Как избавиться от отходов?

Вплоть до 1960 года большая часть твёрдых бытовых отходов вывозилась и сжигалась на открытых площадках, но при этом:

- они дымили, распространяя зловоние, и служили рассадником мух, крыс;

- продукты сгорания уносились в атмосферу и являлись одной из причин загрязнения воздуха;

- в воздухе над свалкой образовывались токсины, которые попадали и в почву.

К началу 1970-х годов открытые горящие свалки запретили. В качестве альтернативы использовались захоронения (могильники). Мусор зарывали в землю или вываливали на неё и засыпали тонким слоем земли. Но при этом возникли более серьёзные проблемы. (Какие?) (Вымывание вредных веществ и загрязнение грунтовых вод токсичными веществами).

Вода с растворёнными загрязнителями называется фильтратом. Когда он проходит через необработанные отходы, образуется особенно ядовитый фильтрат, в котором наряду с разлагающейся органикой находится железо, ртуть, свинец, цинк и другие металлы из ржавеющих консервных банок, разряженных батареек, причем всё это густо приправлено красителями, пестицидами, моющими средствами и другими химикатами. Неграмотный выбор мест захоронений и отсутствие мер предосторожности позволяет всему этому зелью попадать в подземные водоносные горизонты. Кроме этого происходит: образование метана (ядовитое вещество, взрывается при зажигании); при гниении продуктов постепенно происходит просадка грунта, в образовавшемся углублении скапливается вода, и участок постепенно превращается в болото.

Сроки разложения различных видов мусора.

Пищевые отходы – от 10 дней до 1 месяца.

Ксероксная бумага – 2 года.

Железные банки – до 10 лет.

Автомобильные аккумуляторы – до 100 лет.

Электрические батарейки – до 100 лет.

Пластик начинает разлагаться не раньше, чем через 80 лет и может достигать периода до 450 лет!

Стекло – более 1000 лет.

Вопрос: какого вида отходы в мире самые распространённые?

По мнению учёных самым распространённым и одним из видов опасных отходов является пластик, который стал неотъемлемой частью повседневной жизни человека. (Слайд) От 25 до 60% нашего мусора – пластик разного вида! Оглянитесь вокруг – пластмасса окружает нас всюду! Упаковка наших продуктов питания, одежда, компьютеры, мобильные телефоны, канцелярские принадлежности и даже игрушки ребёнка – ВСЁ это сделано из пластмассы! В повседневной жизни мы даже не задумываемся, как влияют эти пластмассовые изделия на наше здоровье, здоровье наших детей и состояние окружающей среды. Некоторые виды пластмасс несут прямую угрозу нашему здоровью.


Классификация пластика.

На некоторых пластмассовых изделиях вы можете увидеть треугольник, стенки которого образуют стрелки. В центре такого треугольника размещается цифра. Это обозначение – знак рециклирования (переработки), который делит все пластмассы на семь групп, чтобы облегчить процесс дальнейшей переработки. В быту по этому значку можно определить для каких целей можно использовать пластмассовое изделие, а в каких случаях вообще отказаться от использования этого изделия.

1. Полиэтилентерефталат (PETE / PET)

Самый распространённый вид пластмасс. В бутылки, изготовленные из полиэтилентерефталата, разливают различные прохладительные напитки (соки, воды), подсолнечное масло, кетчупы, майонез, косметические средства. Официально считается, что полиэтилентерефталатовые бутылки безопасны для здоровья. Тем не менее, есть информация, что содержимое бутылок, может выщелачивать ядовитую сурьму из стенок бутылок (особенно при нагревании). Эта информация ещё требует проверки. Пока PETE считается одним из самых безопасных видов пластмасс. Тем не менее, врачи не рекомендуют многократно использовать PETE-бутылки, потому что в быту их сложно промыть достаточно чисто, «избавившись» от всех микроорганизмов.

2. Полиэтилен высокой плотности (HDPE)

Из полиэтилена высокой плотности изготовляются флаконы для шампуней, косметических и моющих средств, канистры для моторных масел, одноразовая посуда, контейнеры и ёмкости для пищевых продуктов, контейнеры для заморозки продуктов, игрушки, различные колпачки и крышки для бутылок и флаконов, прочные хозяйственные сумки, фасовочные пакеты и ящики. Не смотря на то, что HDPE-изделия, как и PETE-изделия, считаются безопасными для здоровья человека, существует ряд мифов, согласно которым из стенок тары могут попадать в жидкость гексан и бензол. Пока это только мифы, не имеющие научного подтверждения.

3. Поливинилхлорид (PVC/V)

Поливинилхлорид, он же ПВХ, винил применяется для изготовления линолеума, оконных профилей, кромки мебели, упаковки бытовой техники, искусственных кож, плёнки для натяжных потолков, сайдинга, труб, изоляции проводов и кабелей, занавесок для душа, папок с металлическими кольцами, обёрток сыра и мяса, бутылок растительного масла. Это самый ядовитый и опасный для здоровья вид пластмасс! При сжигании поливинилхлорида образуются высокотоксичные хлорорганические соединения, после 10 лет службы изделия, изготовленные из ПВХ, начинают самостоятельно выделять в окружающую среду токсичные хлорорганические соединения. Переработка: литьё под давлением, прессование.

4. Полиэтилен низкой плотности (LDPE)

Из полиэтилена низкой плотности изготавливаются различные упаковочные материалы, пакеты для супермаркетов, CD, DVD-диски. Массовость производства LDPE приводит «к захламлению» окружающей среды. LDPE-пакетами завалены все улицы городов и свалки, они тоннами плавают в морях и океанах, вызывая гибель рыб, птиц, морских черепах и других животных, которые давятся и запутываются в них. Многие города мира полностью отказались от использования полиэтиленовых пакетов. Официально считается безвредным, не смотря на то, что при производстве LDPE используются потенциально опасные для здоровья бутан, бензол и виниловый ацетат.

5. Полипропилен (PP)

Из полипропилена изготавливают вёдра, посуду для горячих блюд, одноразовые шприцы, мешки для сахара, контейнеры для заморозки продуктов, крышки для большинства бутылок, маслёнки, упаковка некоторых продуктов питания, в строительстве используется для шумоизоляции. Считается, что полипропилен безопасен для здоровья.

6. Полистирол (PS)

Из полистирола изготавливается одноразовая посуда, контейнеры для пищи, стаканчики для йогурта, детские игрушки, теплоизоляционные плиты, сандвич панели, потолочный багет, потолочная декоративная плитка, упаковочные подносы для продуктов питания в супермаркетах (мясо, различные орешки и т.д.), фасовочные коробки для яиц. Ранее получение полистирола было сопряжено с выделением фреона (трихлорфторметана), который разрушал озоновой слой Земли. Полистирол получают в результате полимеризации стирола, который является канцерогенном.

7. Другие виды пластмасс

Использование их в быту может быть сопряжено с опасностью для вашего здоровья. Так поликарбонат, из которого изготавливается некоторая посуда для питания и бутылки, при контакте с горячими жидкостями может высвобождать бисфинол А, который может вызвать различные гормональные нарушения в организме человека (раннее половое созревание, ожирение, рак). Вместе с тем, в эту группу могут входить и экологичные виды пластмасс, которые биодеградируют в окружающей среде при участии микроорганизмов. То есть, приобретая тару из этой группы пластмасс, вы играете в рулетку. Не подлежит переработке. (Слайд) Вторичной переработке подвергаются далеко не все виды пластика. Вот те, которые подлежат вторичной переработке (информация на слайде).

Несколько советов:

- По возможности отказываться от пластмассовой посуды в пользу деревянной, стеклянной, фарфоровой, металлической; вместо пластмассовой разделочной доски использовать деревянную, пластиковую бутылку в походе можно заменить металлической флягой.

- Внимательно следить за маркировкой пластмассовой продукции, особенно когда покупаете детские игрушки.

- Стараться избегать термической обработки пластмасс с низкой термостойкостью.

Пластик – зло XXI века!

При существующих темпах производства пластиковых продуктов, Земля покроется им ещё до того, как первые пластиковые предметы начнут разлагаться. (Слайд) Пластик начинает разлагаться только через 450 лет, а полностью процесс завершается ещё через 50-80 лет! Опасность пластиковых отходов изучена учёными достаточно хорошо. Приведём факты, говорящие о вреде пластика, который он наносит окружающей природной среде.

Известно, что при сжигании предметов, например из поливинилхлорида (ПВХ), выделяется газ фосген, известный как боевое отравляющее вещество. При горении ПВХ образуются диоксины – самые токсичные вещества, которые не выводятся из организма. По своей "убойной силе" они превышают действие синильной кислоты и цианистого калия!

Воздействие даже низких концентраций диоксинов вызывает риск развития онкологических заболеваний, астмы, аллергии. Годами, накапливаясь в организме, эти вещества влияют на генетические структуры, развитие эмбрионов, приводят к бесплодию и врождённым патологиям у потомства!

Ежегодно в океан попадает около 150 тонн пластикового мусора. (Слайд) Количество животных, гибнущих в океане из-за пластиковых отходов, исчисляется миллионами в год.

И ещё несколько фактов о пластике, которые помогут вам задуматься о целесообразности столь широкого применения этого материала.

90 % пластмассы, когда-либо произведённой в мире, до сих пор существует!

99 % пластиковой упаковки мы используем 1 раз и выбрасываем!

В среднем, 90% от стоимости бутилированной воды составляет стоимость пластиковой бутылки.

Пластиковые бутылки составляют 40% всех пластиковых отходов.

Ежегодно в мире производится свыше 13 миллиардов пластиковых бутылок.

Для производства миллиарда пластиковых бутылок требуется 571 баррель нефти (90.789.000 литров)!

Вторичная переработка отходов.

Сейчас наиболее эффективным способом решения проблемы мусора считается переработка и вторичное использование ТБО. Переработка – повторное использование или возвращение в оборот отходов. Наиболее распространена вторичная, третичная и т. д. переработка таких материалов, как стекло, бумага, пластик, алюминий, асфальт. Рециклизация – это молодая, но перспективная отрасль, занимающаяся переработкой мусора. В мире принята экологическая маркировка товаров. Объясните, что означают следующие символы?

– упаковка из пластика пригодна для последующей переработки.

– повторное или многоразовое использование упаковки.

– изделия, поддающиеся повторному использованию или полученные в результате вторичной переработки.










Проблемы отходов на железнодорожном транспорте


Железнодорожный транспорт — отрасль, где образуется достаточно большое количество отходов, в том числе и опасных. Отходы являются результатом технологических процессов производства, процессов выделения осадков при очистке производственных сточных вод и др.

 Отходы железнодорожного транспорта могут содержать нефтепродукты, токсичные химические соединения, органические соединения, тяжелые металлы, отработавшие люминесцентные лампы электрического освещения, отходы лаков и красок, загрязненные маслами и смазками ветошь и грунт с территорий предприятий. К наиболее опасным относятся шламы из очистных сооружений гальванических участков, отходы из химчисток рабочей одежды, плавающие нефтепродукты и нефтешламы. 
В локомотивных и вагонных депо отходы образуются в процессах ремонта и обслуживания подвижного состава: при механической и термической обработке металлических и полимерных изделий, нанесении лакокрасочных и гальванических покрытий, при сварке и наплавке, в смазочных операциях, на аккумуляторных участках и пр. На шпалопропиточных заводах (на участках пропитки шпал) токсичные отходы связаны с применением масляных антисептиков. На предприятиях по производству консистентных смазок и регенерации масел токсичные отходы образуются на всех этапах производственного процесса. Они появляются и на участках по нанесению полимерных защитных и декоративных покрытий на детали пассажирских вагонов при их ремонте. На объектах грузовой работы токсичные отходы образуются от пыления цемента, удобрений, извести и других химических грузов в процессе проведении погрузочно-разгрузочных работ. Опасные отходы как осадки сточных вод образуются при мойке и санитарной обработке вагонного парка после перевозки скота, мяса, рыбы, сельхозпродукции, подверженной гниению или содержащей нитраты, лекарств и химических грузов. 
В планах отрасли предусматривается сокращение объемов образования отходов в ходе технологических процессов, увеличение их использования на предприятиях для производства продукции и выполнения различных видов работ. 
Железнодорожный транспорт, как и большинство других отраслей, пока не в состоянии переработать все собственные отходы. Большая часть образующихся на предприятиях отрасли отходов вывозится на санкционированные полигоны и свалки, частично сжигаются, частично регенерируются (старая смазка, нефтепродукты) или утилизируются (отработавшие люминесцентные лампы, древесные отходы). Однако сохраняется тенденция накапливания части отходов на территориях предприятий.


Какую выгоду можно извлечь за счёт вторичной переработки пластика? Рециркуляция пластмассы может сэкономить до 2/3 необходимой энергии для того, чтобы производить пластмассу из сырья.

Энергии от одной переработанной пластиковой бутылки хватит для того, чтобы 60-ваттная лампочка могла светить 6 часов.

5 двухлитровых бутылок достаточно для производства волокна на большую спортивную майку!

Для производства мужского пиджака требуется всего 25 переработанных пластиковых бутылок.

Экологические проекты в Якутске.

Началом системного подхода к решению вопросов обращения с отходами в была принята Муниципальная целевая программа «Отходы».

В рамках её реализации администрацией города проведена инвентаризация источников образования отходов;

разработаны нормативно-правовые акты в сфере обращения с отходами,

утверждена Генеральная схема санитарной очистки на период до 2020 года,

подготовлены обоснования инвестиций наиболее актуальных объектов:

комплекс по переработке и утилизации бытовых отходов,

рекультивация старого полигона по Вилюйскому тракту;

- началась реализация подпрограммы экологического образования

Как грамотно утилизировать ТБО?

1. Развитие инфраструктуры утилизации отходов (это строительство нового комплекса по утилизации отходов, проектирование объектов утилизации отходов на островных территориях, модернизация существующего мусоросжигательного завода);

2. Ликвидация ранее причинённого ущерба, связанного с обращением с отходами

3. Внедрение селективного сбора отходов в местах образования, оборудование и оснащение контейнерных площадок.

Чтобы грамотно и эффективно решить проблему ТБО, в нашем городе реализуются несколько экологических проектов.

Основные направления работы в сфере обращения с отходами:

-развитие инфраструктуры утилизации отходов производства и потребления;

-мероприятия по ликвидации ранее причиненного ущерба, связанного с обращением с отходами;

-мероприятия организационного характера, связанные с привлечением инвестиций в сферу обращения с отходами, изменения структуры отношений с различными хозяйствующими субъектами в данной сфере;

-проведение мероприятий экологического просвещения и образования;

-мероприятия по организации системы сбора отходов:

-селективный сбор в местах образования, оборудование и оснащение контейнерных площадок.

Утилизация отходов.

Утилизация отходов – одна из важнейших проблем современной цивилизации! Особенно тяжело утилизировать неорганизованно выброшенный мусор.

Пока человечество придумало три принципиально разных пути утилизации мусора:

захоронение отходов, с соблюдением природоохранных требований – организация специальных полигонов с гидроизоляцией, к сожалению, пока наиболее распространенный способ;

обезвреживание отходов в специальных установках (высокотемпературное сжигание с очисткой отходящих газов с попутным получением энергии в виде электричества или пара для отопления) – достаточно распространенный, постоянно совершенствующийся, но дорогостоящий и не исключающий полностью негативное воздействие на окружающую среду;

вторичное использование отходов.

Однако ни один из них нельзя признать абсолютно приемлемым.
Вторичное использование отходов – наиболее ресурсосберегающий путь, но не всегда рентабелен как в экономическом, так и в экологическом плане. Здесь существует ряд проблем.

Первая проблема заключается в том, что прежде чем мусор использовать, его необходимо рассортировать. Бумага, железо, битое стекло должны находиться отдельно. Очевидно, рассортировать мусор, уже поступивший на свалку, практически невозможно. Поэтому сортировать мусор надо в тот момент, когда его выбрасывают. Значит, каждый человек должен завести отдельные вёдра для пищевых отходов, пластмассы, бумаги и т. д.

Вторая проблема – наличие предприятий по переработке отходов.

Третья проблема – конкурентность товаров, получаемых в процессе переработки отходов и формирование рынка сбыта такой продукции.

Четвёртая проблема – наличие мотивации производителей отходов, направленной на селективный сбор и максимальное вовлечение отходов в повторное использование.

Но все эти проблемы не могут служить причиной для бездействия, наоборот, их следует использовать как стимул для познания и применения новых методов и технологий! «Главной целью прогрессивных технологий является нахождение способа производства полезного из отбросов» (Д. И. Менделеев).

Подведение итогов.

Человечество пришло к пониманию, что дальнейшее развитие технического прогресса невозможно без оценки влияния новых технологий на экологическую ситуацию. Новые связи, создаваемые человеком, должны быть замкнуты, чтобы обеспечить неизменность тех основных параметров системы планеты Земля, которые влияют на её экологическую стабильность. Я думаю, что каждому из нас есть над чем задуматься. В заключение напомню о золотых правилах природопользования, которые в 1976 году сформулировал эколог Барри Коммонер:

- Природа знает лучше.

- Всё связано со всем.

- Ничто не даётся даром.

- Всё должно куда-то деваться.

Рефлексия.

Как вы понимаете смысл фразы: «Думай глобально, действуй локально»?

Что каждый из нас может сделать для того, чтобы сократить объём отходов?

Фразы по кругу (каждый высказывает своё мнение, опираясь на начальные слова фразы: я узнал, я научился, мне было интересно…)


Информационные источники

  1. Вершинина Л. В., Ступина Л. А., «Проблема твердых бытовых отходов», http://festival.1september.ru/articles/509368/, 2007-2008.
  2. topic708986.html – 20 фактов о вреде пластика.

  3. http://tjoingst.3dn.ru/news/ehkologicheskij - Проект «Возьми пластик в оборот».

  4. http://svalkam-net.ru/ - Экологический проект «Свалкам – нет».


11


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План конспект урока "Обращение с отходами"

Автор: Тимофеев Александр Григорьевич

Дата: 01.03.2019

Номер свидетельства: 501847

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "конспект урока химии "Роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-khimii-rol-mietallov-i-ikh-soiedinienii-v-prirodnoi-sriedie-i-v-zhivykh-orghanizmakh"
    ["file_id"] => string(6) "147312"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419355776"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока " Чистый воздух-залог здоровья" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-chistyi-vozdukh-zalogh-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "146617"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419224146"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Спецтехнология сварочных работ"
    ["seo_title"] => string(38) "spietstiekhnologhiia-svarochnykh-rabot"
    ["file_id"] => string(6) "288364"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454608582"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства