kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «мой мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная программа была разработана для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «мой мир»»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»




ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Директор ГБУ ОА

ГБУ АО «Вельский детский дом» «Вельский детский дом»

Протокол №___ от _________г. приказ №_____от_______г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО

ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

«МОЙ МИР»

возраст обучающихся 9-12 лет

срок реализации программы 1 год




Составитель:

Истомина Юлия Владимировна

Учитель-дефектолог

высшая квалификационная категория










2020г.

г. Вельск

Пояснительная записка

Изучение основ знаний о живой природе приобретает особенно важное значение. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.

Экологическое воспитание - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.

Особенно актуально экологическое воспитание для детей с ОВЗ. В настоящее время многие дети относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в специальном образовании. Среди них значительный процент составляют дети с интеллектуальной недостаточностью, у которых вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушен нормальный ход психического развития. Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом развития такого ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир.

Для успешной социализации младших школьников с нарушениями интеллектуального развития важны полноценные представления об окружающем мире. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый особенный ребёнок постепенно учится понимать самого себя и окружающих. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем, повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, развивается познавательная сфера и личностные качества. 

Актуальность проблемы приобретает необходимость обеспечить учащихся с нарушениями интеллекта базовыми экологическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осознанного поведения в окружающей среде, однако теоретические и прикладные аспекты данной проблемы в специальной педагогике разработаны недостаточно

Актуальность программы «Мой мир» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.

Программа построена с учетом двух способов связи человека с окружающим миром. Первое определяет отношение человека к окружающей среде обитания и жизни, второе - к своему здоровью (физическому, психическому, духовному).

Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы.

Задачи:

Обучающие:

  1. формировать системные представления об окружающем мире, роли и месте человека в нем;

  2. познакомить детей с правилами поведения в природе.

Развивающие:

  1. развивать кругозор ребёнка, формировать активную исследовательскую позицию, познавательные интересы детей;

  2. развивать познавательные процессы школьников (мышление, внимание, память, воображение) и все их характеристики; способствовать интеллектуализации и развитию произвольности процессов;

  3. развивать навыки практической работы.

Воспитательные:

  1. воспитывать в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, всему живому;

  2. способствовать воспитанию активной жизненной позиции детей;

  3. формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и цивилизации.

Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, мониторинг, сказкотерапия, икт-технологии.


При реализации программы целесообразно:

- применять образовательные технологии: развивающее обучение; проектные методы обучения; технология игрового обучения; обучение в сотрудничестве (групповая работа); здоровьесберегающие технологии; икт-технологии; сказкотерапия;

  • учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки воспитанников;

  • содержание материала основывается на дополнительной литературе;

  • используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации.

Программа включает 3 раздела: растения; животные; природа и человек.

Учебно-тематический план

Раздел 1. Растения 10 часов

Месяц

Номер занятия

Тема занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

Итого

октябрь

1

Этот загадочный и прекрасный мир растений

30

10

40

октябрь

2

Охрана растительного мира

25

15

40

октябрь

3

Красная книга России

30

10

40

октябрь

4

Лекарственные растения-нам помогает сама природа

25

15

40

октябрь

5

«Сорняки»- «хорошо» или «плохо»

25

15

40

ноябрь

6

Комнатные растения

20

20

40

ноябрь

7

Деревья и кустарники

25

15

40

ноябрь

8

Экологическая проблема и охрана природы в зоне лесов

30

10

40

ноябрь

9

Грибы

25

15

40

декабрь

10

Викторина «Знатоки растений»

10

30

40


Раздел 2. Животные 10 часов

Месяц

Номер занятия

Тема занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

Итого

декабрь

1

Домашние животные

25

15

40

декабрь

2

Дикие животные

25

15

40

декабрь

3

Пернатые друзья

25

15

40

январь

4

Земноводные

25

15

40

январь

5

Пресмыкающиеся

25

15

40

январь

6

Животные Красной книги

30

10

40

февраль

7

Животный мир крайнего севера и тундры

25

15

40

февраль

8

Животные Южных стран

25

15

40

февраль

9

Обитатели водных глубин

25

15

40

февраль

10

Викторина «Что я знаю о животном мире»

10

30

40


Раздел 3. «Природа и человек» 10 часов

Месяц

Номер занятия

Тема занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

Итого

март

1

Природа. Значение природы для людей

30

10

40

март

2

Воздух и вода

25

15

40

март

3

Полезные ископаемые

25

15

40

март

4

Организм человека. Органы и системы

25

15

40

апрель

5

Влияние экологических проблем на моё здоровье

20

20

40

апрель

6

Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы

30

10

40

апрель

7

Природа в опасности. Охрана природы. Будь другом природы!

20

20

40

апрель

8

Экологическая безопасность

20

20

40

апрель

9

Природа родного края

30

10

40

май

10

Викторина «Человек и природа»

10

30

40

май

11

Итоговая викторина «Знатоки природы»

5

35

40


Краткое описание ресурса:

Программа дополнительного образования «Мой мир» ориентирована на детей 9-12 лет с интеллектуальной недостаточностью и рассчитана на 1 год обучения, в объеме 31 ч. В каждом разделе содержатся теоретические вопросы и практические работы. Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий. Включает 3 раздела: «Растения», «Животные», «Природа и человек». Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, игровая деятельность, икт-технологии, сказкотерапия.

Ожидаемые результаты реализации программы

По окончании реализации программы дети будут иметь представление:

  • основные понятия в области охраны природы;

  • современных местные, региональные экологические проблемы и варианты их решения;

  • экологическая культура и здоровый образ жизни; ответственное отношение к окружающей среде;

  • правилах поведения в природе;

  • съедобные и несъедобные грибы;

  • растительный и животный мир в разных частях света;

  • о строении своего тела и назначение частей тела;

  • об опасностях, которые нас окружают;

  • о Красной книге.


будут уметь:

  • устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;

  • задавать вопросы причинно-следственного характера и самостоятельно находить ответ;

  • делать выводы и отражать их в речи;

  • вести себя по соответствующим правилам в общественных местах и в природе;

  • соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

об основных признаках города и села.

Подведение итогов реализации программы «Мой мир» осуществляется в форме итоговой викторины «Знатоки природы» с демонстрацией достижений ребенка.














Список используемой литературы

1. Ануин, М. Мир вокруг тебя: Энциклопедия экологии для детей. / Майк Ануин, Джейн Паркер, Найджел Хоукс; – М. : Махаон, 2011. – 562 с. – (Энциклопедия для детей).

2. Большая детская энциклопедия. 43 тома. – М. : Аванта+ Все обо всем. Детская энциклопедия. – 1997.

3. Зайцев, Г. К. Уроки Айболита. Расти здоровым.- СПб. : Изд-во «Акцидент», 1995. – 40 с.

4. Здравствуй, мир! Пособие по ознакомлению с окружающим миром для старших дошкольников / Под ред. А.А. Вахрушева. – М. : Баласс, 2011.

5. Ковинько, Л. Секреты природы – это так интересно! – М. : Линка-Пресс, 2004. – 72с.

6. Павлова, Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим. – М. : Просвещение, 2010.

7. Петрановская, Л.В. Что делать если… - М. : Аванта+, 2010.

8. Смирнов, Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

9. Смирнов, Ю.И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

10. Фарндон Джон и др. Все о животных. – М. : Махаон, 2011.

11. Шалаева, Л.Б. Азбука животного мира – М. : АСТ, 2010.

12. Шорыгина, Т.А. Беседы о воде и природе. – М. : Сфера, 2007.

13. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 72с.

14. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники-М., Линка-Пресс, 2002г.-192с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Истомина Юлия Владимировна

Дата: 11.11.2020

Номер свидетельства: 563106

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство формирования гражданской позиции младших школьников "
    ["seo_title"] => string(134) "ekologhichieskoie-vospitaniie-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskoi-pozitsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149727"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420293455"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства