Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «мой мир»
Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «мой мир»
данная программа была разработана для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «мой мир»»
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор ГБУ ОА
ГБУ АО «Вельский детский дом» «Вельский детский дом»
Протокол №___ от _________г. приказ №_____от_______г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО
ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
«МОЙ МИР»
возраст обучающихся 9-12 лет
срок реализации программы 1 год
Составитель:
Истомина Юлия Владимировна
Учитель-дефектолог
высшая квалификационная категория
2020г.
г. Вельск
Пояснительная записка
Изучение основ знаний о живой природе приобретает особенно важное значение. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.
Экологическое воспитание - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Особенно актуально экологическое воспитание для детей с ОВЗ. В настоящее время многие дети относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в специальном образовании. Среди них значительный процент составляют дети с интеллектуальной недостаточностью, у которых вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушен нормальный ход психического развития. Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом развития такого ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир.
Для успешной социализации младших школьников с нарушениями интеллектуального развития важны полноценные представления об окружающем мире. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый особенный ребёнок постепенно учится понимать самого себя и окружающих. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем, повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, развивается познавательная сфера и личностные качества.
Актуальность проблемы приобретает необходимость обеспечить учащихся с нарушениями интеллекта базовыми экологическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осознанного поведения в окружающей среде, однако теоретические и прикладные аспекты данной проблемы в специальной педагогике разработаны недостаточно
Актуальность программы «Мой мир» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.
Программа построена с учетом двух способов связи человека с окружающим миром. Первое определяет отношение человека к окружающей среде обитания и жизни, второе - к своему здоровью (физическому, психическому, духовному).
Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы.
Задачи:
Обучающие:
формировать системные представления об окружающем мире, роли и месте человека в нем;
познакомить детей с правилами поведения в природе.
Развивающие:
развивать кругозор ребёнка, формировать активную исследовательскую позицию, познавательные интересы детей;
развивать познавательные процессы школьников (мышление, внимание, память, воображение) и все их характеристики; способствовать интеллектуализации и развитию произвольности процессов;
развивать навыки практической работы.
Воспитательные:
воспитывать в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, всему живому;
способствовать воспитанию активной жизненной позиции детей;
формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и цивилизации.
Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, мониторинг, сказкотерапия, икт-технологии.
При реализации программы целесообразно:
- применять образовательные технологии: развивающее обучение; проектные методы обучения; технология игрового обучения; обучение в сотрудничестве (групповая работа); здоровьесберегающие технологии; икт-технологии; сказкотерапия;
учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки воспитанников;
содержание материала основывается на дополнительной литературе;
используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации.
Программа включает 3 раздела: растения; животные; природа и человек.
Учебно-тематический план
Раздел 1. Растения 10 часов
Месяц
Номер занятия
Тема занятия
Теоретическая часть
Практическая часть
Итого
октябрь
1
Этот загадочный и прекрасный мир растений
30
10
40
октябрь
2
Охрана растительного мира
25
15
40
октябрь
3
Красная книга России
30
10
40
октябрь
4
Лекарственные растения-нам помогает сама природа
25
15
40
октябрь
5
«Сорняки»- «хорошо» или «плохо»
25
15
40
ноябрь
6
Комнатные растения
20
20
40
ноябрь
7
Деревья и кустарники
25
15
40
ноябрь
8
Экологическая проблема и охрана природы в зоне лесов
30
10
40
ноябрь
9
Грибы
25
15
40
декабрь
10
Викторина «Знатоки растений»
10
30
40
Раздел 2. Животные 10 часов
Месяц
Номер занятия
Тема занятия
Теоретическая часть
Практическая часть
Итого
декабрь
1
Домашние животные
25
15
40
декабрь
2
Дикие животные
25
15
40
декабрь
3
Пернатые друзья
25
15
40
январь
4
Земноводные
25
15
40
январь
5
Пресмыкающиеся
25
15
40
январь
6
Животные Красной книги
30
10
40
февраль
7
Животный мир крайнего севера и тундры
25
15
40
февраль
8
Животные Южных стран
25
15
40
февраль
9
Обитатели водных глубин
25
15
40
февраль
10
Викторина «Что я знаю о животном мире»
10
30
40
Раздел 3. «Природа и человек» 10 часов
Месяц
Номер занятия
Тема занятия
Теоретическая часть
Практическая часть
Итого
март
1
Природа. Значение природы для людей
30
10
40
март
2
Воздух и вода
25
15
40
март
3
Полезные ископаемые
25
15
40
март
4
Организм человека. Органы и системы
25
15
40
апрель
5
Влияние экологических проблем на моё здоровье
20
20
40
апрель
6
Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы
30
10
40
апрель
7
Природа в опасности. Охрана природы. Будь другом природы!
20
20
40
апрель
8
Экологическая безопасность
20
20
40
апрель
9
Природа родного края
30
10
40
май
10
Викторина «Человек и природа»
10
30
40
май
11
Итоговая викторина «Знатоки природы»
5
35
40
Краткое описание ресурса:
Программа дополнительного образования «Мой мир» ориентирована на детей 9-12 лет с интеллектуальной недостаточностью и рассчитана на 1 год обучения, в объеме 31 ч. В каждом разделе содержатся теоретические вопросы и практические работы. Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий. Включает 3 раздела: «Растения», «Животные», «Природа и человек». Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, игровая деятельность, икт-технологии, сказкотерапия.
Ожидаемые результаты реализации программы
По окончании реализации программы дети будут иметь представление:
основные понятия в области охраны природы;
современных местные, региональные экологические проблемы и варианты их решения;
экологическая культура и здоровый образ жизни; ответственное отношение к окружающей среде;
правилах поведения в природе;
съедобные и несъедобные грибы;
растительный и животный мир в разных частях света;
о строении своего тела и назначение частей тела;
об опасностях, которые нас окружают;
о Красной книге.
будут уметь:
устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
задавать вопросы причинно-следственного характера и самостоятельно находить ответ;
делать выводы и отражать их в речи;
вести себя по соответствующим правилам в общественных местах и в природе;
соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
об основных признаках города и села.
Подведение итогов реализации программы «Мой мир» осуществляется в форме итоговой викторины «Знатоки природы» с демонстрацией достижений ребенка.
Список используемой литературы
1. Ануин, М. Мир вокруг тебя: Энциклопедия экологии для детей. / Майк Ануин, Джейн Паркер, Найджел Хоукс; – М. : Махаон, 2011. – 562 с. – (Энциклопедия для детей).
2. Большая детская энциклопедия. 43 тома. – М. : Аванта+ Все обо всем. Детская энциклопедия. – 1997.
3. Зайцев, Г. К. Уроки Айболита. Расти здоровым.- СПб. : Изд-во «Акцидент», 1995. – 40 с.
4. Здравствуй, мир! Пособие по ознакомлению с окружающим миром для старших дошкольников / Под ред. А.А. Вахрушева. – М. : Баласс, 2011.
5. Ковинько, Л. Секреты природы – это так интересно! – М. : Линка-Пресс, 2004. – 72с.
6. Павлова, Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим. – М. : Просвещение, 2010.
7. Петрановская, Л.В. Что делать если… - М. : Аванта+, 2010.
8. Смирнов, Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
9. Смирнов, Ю.И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
10. Фарндон Джон и др. Все о животных. – М. : Махаон, 2011.
11. Шалаева, Л.Б. Азбука животного мира – М. : АСТ, 2010.
12. Шорыгина, Т.А. Беседы о воде и природе. – М. : Сфера, 2007.
13. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 72с.
14. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники-М., Линка-Пресс, 2002г.-192с.