kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная программа «азбука экологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа образовательного курса «Азбука экологии» разработана для обучения школьников 6–9-х классов. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «азбука экологии»»

Министерство образования и науки Калужской области

ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна»








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


«АЗБУКА ЭКОЛОГИИ»








Направленность: естественно-научная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 12-15 лет

Срок реализации: три года




Авторы-составители:

Реутова Н.В., Сокольникова Н.






г. Калуга 2019



Пояснительная записка


Программа образовательного курса «Азбука экологии» разработана для обучения школьников 6–9-х классов. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.

Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельному выполнению практических работ, формирование и развитие у него активного творческого мышления, осуществление профессиональной ориентации и практической подготовки, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.

Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.

Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся 6 класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и, в целом, жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний учащихся об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе в среднее звено школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена «понятийная сетка», в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, типы взаимоотношений.

Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: «Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле? Как сберечь родную природу? Какова роль человека в деле охраны окружающей среды?»

Нормативно-правовой и документальной базой программы образовательного курса «Азбука экологии» являются:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645);

Базовыми для программы курса внеурочной деятельности «Азбука экологии» являются темы:

1. Предмет, задачи и проблемы экологии

2. Среда обитания и взаимоотношения в ней живых организмов

3. Наземно-воздушная среда обитания

4. Вода в природе. Водная среда обитания

5. Почва как среда обитания

6. Человек как часть природы

7. Экологический практикум

В ходе реализации представленной программы осуществляется ознакомление учащихся с условиями обеспечения безопасности труда, основами культуры труда, основами этики и общения, владеть навыками научного мышления, уметь работать с информацией, владеть способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно- экспериментальную и инновационную деятельность.

В основе программы лежат идеи личностно-ориентированного, деятельностного подхода в овладении системой знаний, умений и навыков.

Цели программы: целенаправленное формирование общих экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Цели конкретизированы следующими задачами:

Формирование:

- знаний об экосистемной организации природы в границах обитания человека;

- умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды и здоровья населения;

- умений и навыков наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии, работать с микроскопом и гербарием;

- компетенций творческой, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Обучение:

- признанию целостности, единства мира, человека как ограниченной части биосферы;

- ответственности человека, его разума и интеллекта за выполнение биосферной функции;

- диалогу природы и человека;

- признанию самоценности природы;

- правилам поведения в окружающей среде;

- элементарным навыкам контроля окружающей среды.

В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:

- становление основ мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами выполнения учебных задач, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, толерантности.

Воспитание:

- потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию;

- умения работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения практических работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов.

Содержание курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука экологии»:

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации к изучению основных экологических понятий, законов, теорий, идей; потребностей и умений экологически грамотного взаимодействия с природой, навыков экологически правильного поведения в мире у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).

Личностными результатами программы по внеурочной деятельности «Азбука экологии» является формирование следующих умений:

- развивать общение с природными объектами как субъектами взаимодействия;

- познавать и осознавать многообразия и многомерности окружающего мира, своей сопричастности к миру;

- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

- уметь осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей;

- уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным признакам;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие правила поведения при сотрудничестве;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор как поступить, при поддержке других участников группы и учителя.

Метапредметными результатами программы по внеурочной деятельности «Азбука экологии» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с инструкцией.

- Работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в схемах, в таблицах).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: обрабатывать информацию по результатам наблюдений и делать выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по экологии, ориентированные на развитие учащихся средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

- Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Результаты программы:

- Осознание учащимися необходимости знаний техники безопасности и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;

- Социальная адаптация учащихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы - профессиональное самоопределение.

Содержание программы

Программа каждого года обучения состоит из нескольких блоков:

1. Организмы и среды их обитания

2. Популяции, их структура и основные характеристики

3. Экосистемы и их характеристики

4. Рациональное природопользование

5. Экологический мониторинг.

Содержание этих блоков дает основные знания об основах экологии; способствует формированию экологического мышления, профессиональному самоопределению и карьере; воспитанию осознанного отношения к природным процессам и природопользованию, исключающего потребительский подход; формирует отношение к организации работ экологического практикума; развивает навыки использования специального оборудования.

В программе в соответствии с возрастом учащихся рассматриваются:

- техника безопасности, правила пожарной безопасности и гигиена труда;

- подготовка и оснащение рабочего места, обеспечение безопасности труда;

- изучение рынка труда, профессий и профессионального образования;

- планирование профессиональной карьеры.

В результате реализации программы учащиеся будут демонстрировать свои профессиональные качества, появятся новые возможности для профориентации и освоения школьниками современных и будущих профессиональных компетенций.

Программа курса «Азбука экологии» построена в соответствии с принципами:

- научная обоснованность;

- возрастная адекватность;

- необходимость и достаточность информации;

- модульность программы;

- практическая целесообразность

- динамическое развитие и системность;

- вовлеченность семьи в реализацию программы.

Формы работы:

- Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии, викторины, соревнование (состязание), выполнение экологического практикума.

- Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, презентацию, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованности учащихся.

- Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы, проблемные задания, выполнение творческих заданий.

- Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий, практикумов. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (ноутбук, мультимедийный проектор), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий, коллекций и др.).

Методы:

- репродуктивный - беседа, вопросы, тесты, анкетирование;

- проблемный - диспут, мозговая атака;

- частично-поисковый – работа с учебно-справочной литературой и интернет-ресурсами;

- объяснительно-иллюстративный – лекция, конференция, кино-урок, экскурсия.

Формы контроля

Проверка усвоения программы проводится в форме тренингов, игр, зачётов творческих работ, выставок, конкурсов, защиты практических работ, выполнения заданий, участия в проектах. Подведение итогов реализации программы проводится в виде аукциона или общественного смотра знаний.












УЧЕБНО (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

Класс: 6

Количество часов: 68

Номер

урока/занятия


Название раздела, темы

Количество часов

(разделы, темы)

Даты

проведения

Формы аттестации (контроля)

план

факт

Всего

Теория (лекция, семинар, консультация, беседа, лабораторная работа и др.)

Практика

(самостоятельная работа, мастерская, концерт, выставка, соревнование, игра, круглый стол, экскурсия)



Указать формы (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль, отчётные выставки, концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (68 часов)

Тема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии (8 часов)

1

Введение. Анкетирование «Твое экологическое сознание». Правила поведения в окружающей среде

1

Беседа с элементами инструктажа


04.09

04.09

Устный опрос

2

Экология – наука о доме

1

Беседа


04.09

04.09

Устный опрос

3

История взаимодействия человека и природы

1

Лекция-презентация


11.09

11.09

Вернисаж

4

Законы экологии в пословицах и поговорках

1


Соревнование

11.09

11.09

Конкурс

5

Экологические проблемы родного края

1

Беседа-презентация


18.09

18.09

Выступление с сообщением

6

Экскурсия в музей природы Краснодарского края

1


Экскурсия

18.09

18.09

Отчет

7

Обобщение знаний по теме 1

1

Консультация


25.09

25.09

Тестовые задания

8

Зачёт по теме 1

1


Соревнование

25.09

25.09

Зачет

Тема 2. Среда обитания и взаимоотношения в ней живых организмов (15 часов)

9

Среда обитания как часть природы. Классификация и элементы среды обитания

1

Лекция-презентация


02.10

02.10

Устный опрос

10

Экологические факторы среды обитания

1

Беседа-презентация


02.10

02.10

Устный опрос

11

Приспособленность организмов к среде обитания

1


Практическое занятие

09.10

09.10

Отчет

12

Основные типы взаимоотношений

1

Лекция-презентация


09.10

09.10

Таблица

13

Можно ли жить в природе, не замечая друг друга. Нейтрализм

1

Урок-путешествие


16.10

16.10

Творческая работа

14

Однобокая дружба в природе. Комменсализм

1

Урок-путешествие


16.10

16.10

Творческая работа

15

Дружба в природе. Симбиоз

1

Урок-путешествие


23.10

23.10

Творческая работа

16

Совместное сожительство в природе. Кооперация

1

Урок-путешествие


23.10

23.10

Творческая работа

17

Взаимное отрицание друг друга. Конкуренция

1

Урок-путешествие


06.11

06.11

Творческая работа

18

В борьбе за жизнь. Паразитизм

1

Урок-путешествие


06.11

06.11

Творческая работа

19

Хищники животные и растения. Хищничество

1

Урок-путешествие


13.11

13.11

Творческая работа

20

Экскурсия в природу «Типы экологических взаимоотношений»

1


Экскурсия

13.11

13.11

Фото-отчет

21

Сбор материала и оформление отчета по теме экскурсии

1


Мастерская

20.11

20.11

Творческая работа

22

Обобщение знаний по теме 2

1

Консультация


20.11

20.11

Тестовые задания

23

Зачёт по теме 2

1


Викторина

27.11

27.11

Зачет

Тема 3. Наземно-воздушная среда обитания (9 часов)

24

Атмосфера Земли и ее состав

1


Кино-урок

27.11

27.11

Устный опрос

25

Световой режим и солнечная радиация

1

Беседа-презентация


04.12

04.12

Устный опрос

26

Свет как условие жизни живых организмов

1

Беседа-презентация


04.12

04.12

Устный опрос

27

Температурный режим в наземно-воздушной среде

1

Беседа-презентация


11.12

11.12

Устный опрос

28

Загрязнение наземно-воздушной среды

1

Урок открытых мнений


11.12

11.12

Выступление с сообщением

29

Определение концентрации углекислого газа в аудитории

1


Практическое занятие

18.12

18.12

Отчет

30

Охрана атмосферного воздуха от загрязнений

1

Диспут


18.12

18.12

Выступление с сообщением

31

Обобщение знаний по теме 3

1

Консультация


25.12

25.12

Тестовые задания

32

Зачёт по теме 3

1


Соревнование

25.12

25.12

Зачет

Тема 4. Вода в природе. Водная среда обитания (10 часов)

33

Виды и формы воды

1


Кино-урок

15.01

15.01

Устный опрос

34

Запасы воды в природе

1


Кино-урок

15.01

15.01

Устный опрос

35

Свойства водной среды обитания

1

Лекция-презентация


22.01

22.01

Устный опрос

36

Круговорот воды в природе

1

Беседа-презентация


22.01

22.01

Схема

37

Вода как среда обитания растений и животных

1

Беседа-презентация


29.01

29.01

Блиц-опрос

38

Использование воды человеком

1

Урок открытых мнений


29.01

29.01

Выступление с сообщением

39

Очистка воды от загрязнений


1


Практическое занятие

05.02

05.02

Отчет

40

Охрана водных ресурсов

1

Диспут


05.02

05.02

Выступление с сообщением

41

Обобщение знаний по теме 4

1

Консультация


12.02

12.02

Тестовые задания

42

Зачёт по теме 4

1


Соревнование

12.02

12.02

Зачет

Тема 5. Почва как среда обитания (7 часов)


43

Строение и состав почвы

1


Кино-урок

19.02

19.02

Устный опрос

44

Обитатели почвы

1


Кино-урок

19.02

19.02

Устный опрос

45

Загрязнение почвы. Эрозия почвы

1

Диспут


26.02

26.02

Устный опрос

46

Польза и вред полиэтилена

1


Практическое занятие

26.02

26.02

Отчет

47

Охрана почвы от загрязнений

1

Урок открытых мнений


05.03

05.03

Выступление с сообщением

48

Обобщение знаний по теме 5

1

Консультация


05.03

05.03

Тестовые задания

49

Зачёт по теме 5

1


Соревнование

12.03

12.03

Зачет

Тема 6. Человек как часть природы (10 часов)


50

Человек – разумное существо Созидатель или потребитель. Регулирование потребностей людей

1

Урок открытых мнений


12.03

12.03

Устный опрос

51

Человек и мир растений

1

Беседа


19.03

19.03

Устный опрос

52

Красная книга растений

1

Урок-путешествие


19.03

19.03

Блиц-опрос

53

Рисуем «краснокнижные» растения

1


Мастерская

02.04

02.04

Творческая работа

54

Человек и мир животных

1

Беседа


02.04

02.04

Устный опрос

55

Красная книга животных

1

Урок-путешествие


09.04

09.04

Блиц-опрос

56

Рисуем «краснокнижных» животных

1


Мастерская

09.04

09.04

Творческая работа

57

Чистая планета: начни с себя

1


Акция

16.04

16.04

Фото-отчет

58

Обобщение знаний по теме 6

1

Консультация


16.04

16.04

Тестовые задания

59

Зачёт по теме 6

1


Соревнование

23.04

23.04

Зачет

Тема 7. Экологический практикум (9 часов)


60

Общие правила безопасной работы

1

Беседа с элементами инструктажа


23.04

23.04

Диктант

61

Правила оказания первой медицинской помощи. Аптечка

1

Беседа с элементами инструктажа


30.04

30.04

Диктант

62

Правила работы со стеклянной посудой и оборудованием

1

Беседа с элементами инструктажа


30.04

30.04

Диктант

63

Правила работы с реактивами

1

Беседа с элементами инструктажа


07.05

07.05

Диктант

64

Определение загрязненности воздуха в кабинете

1


Практическое занятие

07.05

07.05

Отчет

65

Определение качества питьевой воды

1


Практическое занятие

14.05

14.05

Отчет

66

Определение качества и срока годности продуктов по упаковке и внешнему виду

1


Практическое занятие

14.05

14.05

Отчет

67

Обобщение знаний по теме 7

1

Консультация


21.05

21.05

Тестовые задания

68

Зачёт по теме 7

1


Соревнование

21.05

21.05

Зачет



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная общеобразовательная программа «азбука экологии»

Автор: Реутова Н.В., Сокольникова Н.Е.

Дата: 25.11.2019

Номер свидетельства: 528557

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Организация внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(81) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-v-ramkakh-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "227330"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440688196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства