Дополнительная общеобразовательная программа «азбука экологии»
Дополнительная общеобразовательная программа «азбука экологии»
Программа образовательного курса «Азбука экологии» разработана для обучения школьников 6–9-х классов. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «азбука экологии»»
Министерство образования и науки Калужской области
ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«АЗБУКА ЭКОЛОГИИ»
Направленность: естественно-научная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 12-15 лет
Срок реализации: три года
Авторы-составители:
Реутова Н.В., Сокольникова Н.
г. Калуга 2019
Пояснительная записка
Программа образовательного курса «Азбука экологии» разработана для обучения школьников 6–9-х классов. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.
Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельному выполнению практических работ, формирование и развитие у него активного творческого мышления, осуществление профессиональной ориентации и практической подготовки, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.
Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся 6 класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и, в целом, жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.
Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний учащихся об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе в среднее звено школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена «понятийная сетка», в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, типы взаимоотношений.
Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: «Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле? Как сберечь родную природу? Какова роль человека в деле охраны окружающей среды?»
Нормативно-правовой и документальной базой программы образовательного курса «Азбука экологии» являются:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645);
Базовыми для программы курса внеурочной деятельности «Азбука экологии» являются темы:
1. Предмет, задачи и проблемы экологии
2. Среда обитания и взаимоотношения в ней живых организмов
3. Наземно-воздушная среда обитания
4. Вода в природе. Водная среда обитания
5. Почва как среда обитания
6. Человек как часть природы
7. Экологический практикум
В ходе реализации представленной программы осуществляется ознакомление учащихся с условиями обеспечения безопасности труда, основами культуры труда, основами этики и общения, владеть навыками научного мышления, уметь работать с информацией, владеть способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно- экспериментальную и инновационную деятельность.
В основе программы лежат идеи личностно-ориентированного, деятельностного подхода в овладении системой знаний, умений и навыков.
Цели программы: целенаправленное формирование общих экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
- знаний об экосистемной организации природы в границах обитания человека;
- умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды и здоровья населения;
- умений и навыков наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии, работать с микроскопом и гербарием;
- компетенций творческой, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Обучение:
- признанию целостности, единства мира, человека как ограниченной части биосферы;
- ответственности человека, его разума и интеллекта за выполнение биосферной функции;
- диалогу природы и человека;
- признанию самоценности природы;
- правилам поведения в окружающей среде;
- элементарным навыкам контроля окружающей среды.
В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:
- становление основ мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами выполнения учебных задач, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, толерантности.
Воспитание:
- потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию;
- умения работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения практических работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов.
Содержание курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука экологии»:
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации к изучению основных экологических понятий, законов, теорий, идей; потребностей и умений экологически грамотного взаимодействия с природой, навыков экологически правильного поведения в мире у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).
Личностными результатами программы по внеурочной деятельности «Азбука экологии» является формирование следующих умений:
- развивать общение с природными объектами как субъектами взаимодействия;
- познавать и осознавать многообразия и многомерности окружающего мира, своей сопричастности к миру;
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
- уметь осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей;
- уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным признакам;
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие правила поведения при сотрудничестве;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор как поступить, при поддержке других участников группы и учителя.
Метапредметными результатами программы по внеурочной деятельности «Азбука экологии» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с инструкцией.
- Работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в схемах, в таблицах).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: обрабатывать информацию по результатам наблюдений и делать выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по экологии, ориентированные на развитие учащихся средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
- Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Результаты программы:
- Осознание учащимися необходимости знаний техники безопасности и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
- Социальная адаптация учащихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы - профессиональное самоопределение.
Содержание программы
Программа каждого года обучения состоит из нескольких блоков:
1. Организмы и среды их обитания
2. Популяции, их структура и основные характеристики
3. Экосистемы и их характеристики
4. Рациональное природопользование
5. Экологический мониторинг.
Содержание этих блоков дает основные знания об основах экологии; способствует формированию экологического мышления, профессиональному самоопределению и карьере; воспитанию осознанного отношения к природным процессам и природопользованию, исключающего потребительский подход; формирует отношение к организации работ экологического практикума; развивает навыки использования специального оборудования.
В программе в соответствии с возрастом учащихся рассматриваются:
- техника безопасности, правила пожарной безопасности и гигиена труда;
- подготовка и оснащение рабочего места, обеспечение безопасности труда;
- изучение рынка труда, профессий и профессионального образования;
- планирование профессиональной карьеры.
В результате реализации программы учащиеся будут демонстрировать свои профессиональные качества, появятся новые возможности для профориентации и освоения школьниками современных и будущих профессиональных компетенций.
Программа курса «Азбука экологии» построена в соответствии с принципами:
- научная обоснованность;
- возрастная адекватность;
- необходимость и достаточность информации;
- модульность программы;
- практическая целесообразность
- динамическое развитие и системность;
- вовлеченность семьи в реализацию программы.
Формы работы:
- Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии, викторины, соревнование (состязание), выполнение экологического практикума.
- Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, презентацию, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованности учащихся.
- Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы, проблемные задания, выполнение творческих заданий.
- Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий, практикумов. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (ноутбук, мультимедийный проектор), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий, коллекций и др.).
Проверка усвоения программы проводится в форме тренингов, игр, зачётов творческих работ, выставок, конкурсов, защиты практических работ, выполнения заданий, участия в проектах. Подведение итогов реализации программы проводится в виде аукциона или общественного смотра знаний.
УЧЕБНО (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Класс: 6
Количество часов: 68
Номер
урока/занятия
Название раздела, темы
Количество часов
(разделы, темы)
Даты
проведения
Формы аттестации (контроля)
план
факт
Всего
Теория (лекция, семинар, консультация, беседа, лабораторная работа и др.)