Просмотр содержимого документа
«"Бережем деревянные предметы" старшая группа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №41»
Интегрированное занятие
«Бережем деревянные предметы»
Разработала и провела:
воспитатель
Соснина В.М.
Сентябрь 2020
Старший дошкольный возраст. Тема «Бережем деревянные предметы»
Программное содержание. Познакомить дошкольников с тем, что дерево является важным строительным материалом: из стволов деревьев делают доски, фанеру, которые идут на изготовление домов, мебели, предметов быта, сувениров. Дерево — легкий, теплый материал, из него получаются удобные и красивые предметы. Дерево не тонет в воде, поэтому из него делают лодки, плоты, корабли. Все предметы, изготовленные из дерева, надо беречь. Воспитывать бережное отношение к живым деревьям. Упражнять детей в умении изготовлять объемную аппликацию.
Материалы к занятию. Деревянный сундук с различными деревянными предметами (ложки, стаканчики, игрушки, карандаши, разделочные доски, сувениры и т.д.). Столярный и плотницкий инструмент, деревянные музыкальные инструменты. Яблоки, апельсины, орехи, шишки и т.д. Бумага, различная по плотности: картон, альбомный лист, калька или салфетка.
Тонированные листы бумаги с нарисованными на них деревьями, салатовые и зеленые салфетки, порезанные на квадратики, клей, кисти для клея, карандаши, по одному на каждого ребенка.
Подготовка к занятию. Рисование мартовского дерева на тонированной бумаге. Приглашение на занятие мужчины, умеющего работать с деревом (для роли плотника).
Ход занятия.
I часть.
Воспитатель.
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в деревянный город, который называется Деревоград. Мы — первые гости этого сказочного города, хотя построили его люди. В Деревограде нас будут окружать не дома, а самые разные деревья. Давайте сами назовем их. Если вы назовете много деревьев, этот волшебный сундук откроется, и мы найдем в нем массу интересных вещей, о существовании которых даже не подозревали. Итак, мы знаем следующие деревья... (Ответы детей.)
Молодцы! Думаю, мы можем открыть сундук. Пожалуйста, подойдите поближе и внимательно посмотрите — что внутри? Возьмите по одному предмету и сядьте на свои места. (Дети разбирают предметы и садятся.) Кто из вас хочет рассказать о том, что у него в руках: как называется предмет и для чего он предназначен? (Ответы детей.)
Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на ощупь эти предметы твердые или мягкие? (Ответы детей.)
Сегодня я пригласила к нам в гости одного интересного человека. Он занимается обработкой дерева. Кто знает, как называется его профессия? (Ответы детей.) Верно, ребята. Этот человек - плотник. Чтобы доски были гладкие и не занозистые, их строгают рубанком. (Плотник показывает.) Для того чтобы сделать доски определенной длины, их пилят. (Плотник показывает.) А чтобы скрепить доски между собой, используют гвозди и молоток. (Плотник показывает.) Давайте поблагодарим нашего плотника, скажем ему: «Спасибо!» (Плотник уходит.)
Так вот, ребята, люди заметили, что при обработке дерева остается много отходов — стружек и опилок. (Воспитатель показывает стружки и опилки.) И научились использовать их: добавив синтетические волокна, люди стали делать из еловых опилок нити. Вот, посмотрите, они есть в волшебном сундуке (показывает нитки и вещи из них)] склеивая опилки, люди научились делать доски (показывает ДСП). Конечно, древесностружечная плита не такая прочная, как настоящая доска, но зато на ее изготовление не тратится так много деревьев.
В стародавние времена, в стране, которая называется Китай, люди, научились делать бумагу. Знаете, как ее делали? (Ответы детей.)
Я расскажу и покажу вам. Китайцы собирали опилки, добавляли в них воду, специальный клей и долго варили. Затем в полученное кашеобразное варево добавляли старые, хорошо промытые тряпки, ароматические вещества. Потом эту массу черпали ситом и высушивали на солнце. Конечно, такая бумага получалась очень жесткая, сероватая, но китайцы ею очень гордились. Стоила бумага так дорого, что купить ее могли только очень богатые люди.
Скажите мне, пожалуйста, какая бумага бывает сейчас? (Ответы детей.) Верно, вот она. (Воспитатель показывает разные виды бумаги.)
Ребята, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Что в нашем групповом помещении сделано из дерева? (Ответы детей.) Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны, и я хочу задать вам самый важный вопрос: какую же пользу приносят деревья? Для чего они нужны человеку? (Ответы детей.) Итак, деревья нужны нам:
• для строительства;
• для флота;
• для чистого воздуха;
• для питания (плоды) человека;
• как дом и стол для птиц и зверей;
• для укрепления почвы;
• для изготовления деревянной утвари;
• для забавы (игрушки);
• для музыки (инструменты);
• для одежды, обуви.
Итак, деревья — это строители, музыканты, повара, художники. Вот как много профессий имеют деревья. Вот какое богатство наш лес.
А люди бережно относятся к деревьям? (Ответы детей.) Не всегда. А что значит — «бережно относиться к деревьям?». (Ответы детей.) Конечно, рыхлить землю вокруг них, поливать, не ломать, кормить птиц. А еще, ребята, бережное отношение к деревьям — это и бережное отношение к деревянным предметам, которые нас окружают, в том числе и к бумаге.
Мы с вами — юные экологи, защитники природы, а это значит, что от нас с вами зависит будущее наших деревьев, наша жизнь.
II часть.
Воспитатель.
Я хочу задать вам еще один вопрос: какое сейчас время года? (Ответы детей.) А что же сейчас происходит с деревьями, какие осенние изменения? (Ответы детей.) Мы с вами рисовали дерево, которое еще не подготовилось к зимней спячке, листья еще не опали. Пожалуйста, садитесь за столы и посмотрите, как будут оживать наши деревья.
Перед вами на столах — маленькие квадратики бумаги, которые я вырезала из цветных салфеток. Вы накрутите этот квадратик на незаточенный конец карандаша и приклейте вдоль веточек ваших нарисованных деревьев. Каждый из вас сделает по одному дереву, но вместе у нас получится целая роща деревьев, которая будет напоминать нам о том, что деревья приносят человеку очень много пользы и их, и предметы, из них изготовленные, надо беречь.