Материал: высказывание слов Святейшего Патриарха Московского И всея Руси Кирилла, телевизор, DVD, диск со слайдами к притче, диск со слайдами изображения икон Пресвятой Богородицы, музыкальный центр, фонограмма музыкальных произведений Шопен «Ноктюрн №2» и Дебюсси «Лунный свет», изо. материал (белый картон, краски, кисти, карандаши, восковые мелки, вода, салфетки, пластилин, цветная бумага, бросовый материал ).
Предварительная работа: беседы с детьми о семье и значении матери в жизни ребенка, рассматривание семейных фотоальбомов, рассказы детей из опыта о маме, чтение детской художественной литературы (В. Осеева «Волшебное слово», Д. Нагишкин «Айога», В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», С. Михалков «А что у вас», Е Благинина «Посидим в тишине» и другие).
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение «Мама» на фоне музыкального произведения – Шопен «Ноктюрн №2» :
- Мама, мама, моя журавушка!
Речь, журчит ручейком по камушкам.
Пожуришь ли меня, приголубишь ли –
Ах, как любишь ты! Ах, как любишь ты!
Из беды меня вырвешь, вынесешь,
Все слезинки дыханием высушишь.
Заврачуешь дочку тихой ласкою,
Усыпишь душу мудрой сказкою.
Отогреешь меня, словно солнышко.
Все отдашь мне до самого донышка.
Я поверю в себя, стану сильная,
Не согну перед трудностью спину я.
Что ж так время спешит безжалостно?
Будь со мною, подольше, пожалуйста, Мама!
- О ком говориться в этом стихотворении?
Ответы детей.
Воспитатель: - Как можно ласково назвать маму?
Дети: - Мамочка, мамулечка, матушка.
Воспитатель: - Ребята, я вам расскажу одну притчу. (рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов).
«За день до рождения ребенок спросил у Бога:
«Я не знаю, что я должен делать в этом мире?».
Бог ответил: «Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой».
«Но я не понимаю его язык».
«Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.».
«Как и когда я должен вернуться к тебе?».
«Ангел скажет тебе все.».
«А как зовут моего Ангела?».
«Не важно, как его зовут, ты будешь называть его – МАМА.».
- Самое прекрасное слово на земле – мама. У мамы самое добрые и ласковые руки, они умеют все. У мамы самое верное и чуткое сердце. И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, - тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
- Но есть такая Мать, которая является Матерью для всех людей на земле. И я сейчас вам расскажу о Ее земной жизни.
«Жили на белом свете – муж и жена. Звали их Иаким и Анна. Жили мирно и праведно, но детей у них не было. Они долго не могли иметь детей, много и усердно молились и пообещали Богу, если у них будет ребенок, отдать его на служение в храм Божий.
И вот родилась долгожданная дочь, назвали ее Марией. Когда Марии исполнилось три года, родители повели свою дочь в Иерусалимский храм. Хоть она и была маленькая кроха, но сама поднялась по ступенькам в храм и не кто еще не знал, кроме Бога, что Мария будет Матерью Сына Божьего. Так и осталась Мария при храме воспитываться пока не выросла.
Основным занятием ее была молитва. Мария была скромной во всем, аккуратная, кроткая, смиренная, очень трудолюбивая. Училась разному рукоделию: пряла, вышивала.
Однажды к Марии явился Ангел и сообщил ей радостное благовесте, о том что Богу угодно, чтобы она родила сына. И вскоре у нее родился Сын Божий – Иисус Христос.
Держа на руках маленького Иисуса, будущего Спасителя мира, Мария целовала Его, как Мать говорила Ему: «Чадушко мое ненаглядное.»
Богоматерь была смиренна сердцем, осмотрительна и благоразумна в словах. Правилам Ее было – никого не оскорблять, не завидовать равным, почитать старших, всем благо желать. Она даже выражением лица ни разу не обидела Своих родителей. Не было у Нее ничего сурового во взгляде, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный, весь Ее внешний вид был выражением души, олицетворением чистоты.
Всю свою жизнь Пресвятая Богородица была рядом с Сыном, и видела все Его земные страдания. Ей было очень больно, что Ее ни в чем не повинного Сына погубили злые люди.
Но наступило и Ее время покинуть землю. На прощание Божья Матерь сказала: «Радуйтесь, я с вами во все дни.» Закончив свой земной путь, Матерь Божья словно уснула, передав душу в руки Своего Божественного Сына. И была взята на небо.»
- «Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Ее Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божья – Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери.» (высказывание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла).
Воспитатель предлагает детям просмотр слайдов с изображением икон Пресвятой Богородицы. Обращает внимание детей на иллюстрацию иконы с изображением Пресвятой Богородицы «Владимирской».
- Дети, я принесла иллюстрацию иконы «Пресвятой Богородицы «Владимирской»» Божьей Матери. Божия Матерь на руках держит младенца. Это маленький Иисус Христос. Посмотрите, как бережно Она Его держит, ласково наклонила к Нему свою голову. Сразу видно, что Она Его очень любит, заботиться о Нем.
- У каждого из вас есть мамочка. Ваши мамы любят вас так же, как Божия Матерь своего младенца и всех людей на земле. Любовь матери к своему ребенку – особая, жертвенная. Это такая любовь, когда человек может отдать для другого что – то для него дорогое, с чем трудно расстаться, а иногда и свою жизнь. Так любят вас ваши мамы.
- А вы любите свою маму? Подскажите, пожалуйста, что каждому из нас нужно делать, чтобы мама почувствовала нашу любовь и заботу о ней?
Ответы детей: помогать, жалеть, заботиться, слушаться, уважать, не огорчать, любить.
Физкультурная минутка: «Где мы были – вам не скажем, а что делали – покажем.» Ребенок (по желанию) имитирует различную помощь маме, а остальные угадывают вид деятельности.
Воспитатель: - Молодцы ребята. А какой праздник мы будем отмечать в конце ноября?
Дети: - День Матери.
Воспитатель предлагает детям выразить любовь к своей маме через изображение ее портрета, используя разнообразный изобразительный материал. Выполнение работы сопровождается звучанием музыки Дебюсси «Лунный свет».
Индивидуальная заявка на участие в краевом конкурсе
на лучшую тематическую разработку урока (занятия в ДОУ)
«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
(«Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины - матери»),
посвящённом Дню Матери в России.
Фамилия, имя, отчество автора работы (полностью)
Сохач Ольга Анатольевна
Борисенко Светлана Ивановна
Должность
Старший воспитатель
Воспитатель
Дата рождения
22.10.1965г.
19.04.1964г.
Наименование и № ДОУ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3»
Местонахождение ДОУ с указанием территориальной принадлежности, населенный пункт
МУ ОУ администрации муниципального образования Каневской район, ст. Каневская
Наименование работы
«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
Жанр
Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром