3 Учить различать на слух «твёрдые согласные» и «мягкие согласные» ;
4 Познакомить с условными обозначениями «гласных» звуков, «согласных твёрдых» и «согласных мягких» ;
5 Формировать у детей представление о «слоге» ;
6 Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы, способствовать обогащению словарного запаса, развивать внимание, логическое мышление, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Материалы:
Наглядное изображение звуков, 2 - домика звуков, карточки с условным изображением звуков, слоги на доску. МА, си, то, ку, лы , рэ. Карточки для звукового анализа слогов.
Ход занятия
Что такое звук? Скажи! Постучи и пошурши, Покричи и позвени, Звук, попробуй, догони! Даже если подойдёшь Очень осторожно, Не увидишь, не найдёшь, А услышать можно
- Ребята, скажите, что такое звуки ?
(Всё что мы слышим и произносим - звуки.) 1
- А хотите узнать , какие бывают звуки и познакомиться с ними поближе ?
Ответы детей.
- Тогда послушайте одну увлекательную сказку, которая называется – «Звуки в стране Знаний»
В далёкой стране Знаний, в волшебном лесу, на большой поляне, укрытой ковром из высокой травы и разнообразных цветов, стоял маленький домик, в котором жили маленькие сказочные человечки. Звали их Звуки. Звуки были очень талантлевыми : сочиняли стихи, сказки, песни, танцевали, пели. Но прожив долгое время вмести , человечкам стало ясно , что некоторые из них очень красиво поют , а у других лучше получается сочинять для них песни. К тому же Звуки _ певцы очень громко репетировали , мешая при этом Звукам – поэтам сочинять стихи.
Поэтому решили сказочные человечки поселиться в разных домах.
Звуки – певцы стали называться Гласными, а Звуки поэты – Согласными.
2
- Ребята, хотите узнать, какие Звуки могли петь , а какие сочинять стихи и песни ?
( Ответы детей.)
- Перед вами картинки с изображениями, назовите- то на что я укажу. 3
4
( Ананас, обезьяна, улитка, экскаватор, индюк.)
-А теперь назовите первый звук в слове.
Ананас – А
Апельсин – А
Улитка – У
Экскаватор – Э
Индюк – И
Обезьяна – О
- Можем ли мы пропеть эти Звуки – А, У, Э, И, О.
( Дети, вмести с воспитателем , пробуют пропеть Звуки.)
-Если Звуки можно пропеть, значить они Гласные, а если нет - Согласные. 5
- Какие, гласные Звуки вы запомнили?
(Ответы детей.)
Артикуляционная гимнастика.
(Воспитатель читает стих, а дети воспроизводят действия и звуки.)
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный
А - пошире рот открой,
не ленись и громче пой
У - надул капризно губки,
их он вытянул, как трубки
О – округлив большие губы,
«о» приоткрыл немного зубы,
язык поглубже оттянул,
спинку выгнул- о-о-о –вздохнул
Ы–хоть гласный, но тихоня,
всё зевает он спросони
ы-ы-ы- поспать ещё часок
или может выпить сок?
Э - вот в задумчивом сомненье
«э» высказывает мненье:
э-э-э- не знаю, что сказать,
может лучше помолчать.
И - улыбка, весельчак
он смеётся звонка так 6
на широком язычке
скачет звук, как на седле.
Звукам этим нет преграды
Петь мы эти звуки рады - А, О, У, Э, И.
- Вот ребята мы с вами поближе познакомились с Гласными звуками, а как же Согласные?
- Хотите узнать, как жили в своих новых домах Звуки?
( ответы детей.)
- Тогда послушайте продолжение сказки.
После тяжёлого дня, хорошо поработав, Звуки отдыхали . Гласные – в круглых кроватках, а Согласные – в прямоугольных, которые напоминали столики, за которыми работали человечки – поэты. Некоторые Согласные засыпали только на твёрдой поверхности, подстелив только один матрас, поэтому их стали называть Твёрдыми. Те же, которые любили спать в мягких кроватках, клали по два матраса , поэтому их стали называть Мягкими. А чтобы не перепутать ,кто из них кто,
Звуки стали носить специальные обозначения: Гласные - в виде открытого ротика. Твёрдые Согласные – в виде одного матрасика . Мягкие Согласные – мягкой кроватки с двумя матрасами.
7
- Какие же Согласные Твёрдые ,а какие Мягкие?
- Большинство твёрдых и мягких Согласных звуков образуют пары: Б – Бь, В – Вь, М – Мь…
-Слышите, как отличается их произношение. Когда мы произносим мягкие согласные, спинка нашего языка поднимается вверх, к нёбу. А ещё сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, не резко.
НЕ у всех твёрдых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки одиночки.
Согласные – Ж, Ш, Ц всегда твёрдые, а Согласные – Ч, Щ, Й всегда мягкие.
- Ребята, давайте определим на слух, твёрдые и мягкие звуки, я буду произносить звуки, а вы если услышите мягкий согласный звук, поднимите вверх обозначение – мягкого согласного, а если этот звук твёрдый – поднимете вверх обозначение твёрдого согласного.
- Так вот, Звуки жили в мире, не забывали друг друга: ходили в гости ,чаевали, смеялись , играли, занимались спортом, ходили на прогулку в лес, взявшись за руки. Когда Гласные и Согласные шли рядом, то образовывались слоги.
- Какие звуки мы с вами видим на картинках?
- Давайте назовём каждый звук отдельно.
( Воспитатель показывает и называет, а дети повторяют.)
- А теперь Звуки взялись за руки и зазвучали совместно, пропойте их.
- Какой Слог получился?
( Ответы детей.)
- А теперь вы сядете за свои столики , а я раздам вам карточки с изображениями Слогов.
(Дети садятся на свои места.)
- Ребята, обратите внимание, под каждым рисунком есть схема, туда вы впишите обозначения звуков. (После соеденения звуков в слоги, воспитатель даёт характеристику каждому звуку и обозначает его на схеме вмести с детьми.)