kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по обучению грамоте в старшей группе "Звуки в стране Знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение понятия о гласных и согласных звуках. Формирование понятия слог.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по обучению грамоте в старшей группе "Звуки в стране Знаний"»

Занятие по обучению грамоте в старшей группе» Звуки в стране Знаний»

Подготовила и провела и провела :

Ткаченко Ольга Сергеевна

Старшая группа

Цель : Изучение понятия о гласных и согласных звуках. Формирование представления о слоге.

Задачи:

1 Познакомить детей с понятием «гласный» и «согласный» звук;

2 Развивать умение чётко артикулировать гласные звуки;

3 Учить различать на слух «твёрдые согласные» и «мягкие согласные» ;

4 Познакомить с условными обозначениями «гласных» звуков, «согласных твёрдых» и «согласных мягких» ;

5 Формировать у детей представление о «слоге» ;

6 Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы, способствовать обогащению словарного запаса, развивать внимание, логическое мышление, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Материалы:

Наглядное изображение звуков, 2 - домика звуков, карточки с условным изображением звуков, слоги на доску. МА, си, то, ку, лы , рэ. Карточки для звукового анализа слогов.


Ход занятия


Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно



- Ребята, скажите, что такое звуки ?

(Всё что мы слышим и произносим - звуки.) 1



- А хотите узнать , какие бывают звуки и познакомиться с ними поближе ?

Ответы детей.

- Тогда послушайте одну увлекательную сказку, которая называется – «Звуки в стране Знаний»

В далёкой стране Знаний, в волшебном лесу, на большой поляне, укрытой ковром из высокой травы и разнообразных цветов, стоял маленький домик, в котором жили маленькие сказочные человечки. Звали их Звуки. Звуки были очень талантлевыми : сочиняли стихи, сказки, песни, танцевали, пели. Но прожив долгое время вмести , человечкам стало ясно , что некоторые из них очень красиво поют , а у других лучше получается сочинять для них песни. К тому же Звуки _ певцы очень громко репетировали , мешая при этом Звукам – поэтам сочинять стихи.

Поэтому решили сказочные человечки поселиться в разных домах.

Звуки – певцы стали называться Гласными, а Звуки поэты – Согласными.








2



- Ребята, хотите узнать, какие Звуки могли петь , а какие сочинять стихи и песни ?

( Ответы детей.)

- Перед вами картинки с изображениями, назовите- то на что я укажу. 3



















4

( Ананас, обезьяна, улитка, экскаватор, индюк.)

-А теперь назовите первый звук в слове.

Ананас – А

Апельсин – А

Улитка – У

Экскаватор – Э

Индюк – И

Обезьяна – О

- Можем ли мы пропеть эти Звуки – А, У, Э, И, О.

( Дети, вмести с воспитателем , пробуют пропеть Звуки.)

-Если Звуки можно пропеть, значить они Гласные, а если нет - Согласные. 5



- Какие, гласные Звуки вы запомнили?

(Ответы детей.)



Артикуляционная гимнастика.

(Воспитатель читает стих, а дети воспроизводят действия и звуки.)

Воздух свободно идет через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует,  голос зовет.

Звук получается гласный



А - пошире рот открой,

     не ленись и громче пой

У - надул капризно губки,

     их он вытянул, как трубки 

О – округлив большие губы,

      «о» приоткрыл немного зубы,

      язык поглубже оттянул,

      спинку выгнул- о-о-о –вздохнул

Ы–хоть гласный, но тихоня,

      всё зевает он спросони

      ы-ы-ы- поспать ещё часок

      или может выпить сок?

Э - вот в задумчивом сомненье

     «э» высказывает мненье:

     э-э-э- не знаю, что сказать,

      может лучше помолчать.

И - улыбка, весельчак

      он смеётся звонка так 6

      на широком язычке

      скачет звук,  как на седле.

      Звукам этим нет преграды

       Петь мы эти звуки рады - А, О, У, Э, И.

- Вот ребята мы с вами поближе познакомились с Гласными звуками, а как же Согласные?

- Хотите узнать, как жили в своих новых домах Звуки?

( ответы детей.)

- Тогда послушайте продолжение сказки.

После тяжёлого дня, хорошо поработав, Звуки отдыхали . Гласные – в круглых кроватках, а Согласные – в прямоугольных, которые напоминали столики, за которыми работали человечки – поэты. Некоторые Согласные засыпали только на твёрдой поверхности, подстелив только один матрас, поэтому их стали называть Твёрдыми. Те же, которые любили спать в мягких кроватках, клали по два матраса , поэтому их стали называть Мягкими. А чтобы не перепутать ,кто из них кто,

Звуки стали носить специальные обозначения: Гласные - в виде открытого ротика. Твёрдые Согласные – в виде одного матрасика . Мягкие Согласные – мягкой кроватки с двумя матрасами.

7







- Какие же Согласные Твёрдые ,а какие Мягкие?

- Большинство твёрдых и мягких Согласных звуков образуют пары: Б – Бь, В – Вь, М – Мь…

-Слышите, как отличается их произношение. Когда мы произносим мягкие согласные, спинка нашего языка поднимается вверх, к нёбу. А ещё сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, не резко.

НЕ у всех твёрдых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки одиночки.

Согласные – Ж, Ш, Ц всегда твёрдые, а Согласные – Ч, Щ, Й всегда мягкие.

- Ребята, давайте определим на слух, твёрдые и мягкие звуки, я буду произносить звуки, а вы если услышите мягкий согласный звук, поднимите вверх обозначение – мягкого согласного, а если этот звук твёрдый – поднимете вверх обозначение твёрдого согласного.

(Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ,Й.)








8





Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять ,

Вышли звуки погулять

Тихо по лесу идут

Песенки свои поют

Ветерок вдруг налетел

Испугался Звук, присел

Головою покачал

Страх пропал, а звук привстал

Больше ветра не боимся

С ним играем , веселимся:

Топаем ногами, хлопаем руками

Весело в лесу играть

Но пора дамой шагать

Взялись звуки все за руки 9

По тропиночке пошли

И домой они пришли!-

- Так вот, Звуки жили в мире, не забывали друг друга: ходили в гости ,чаевали, смеялись , играли, занимались спортом, ходили на прогулку в лес, взявшись за руки. Когда Гласные и Согласные шли рядом, то образовывались слоги.

- Какие звуки мы с вами видим на картинках?










- Давайте назовём каждый звук отдельно.

( Воспитатель показывает и называет, а дети повторяют.)

- А теперь Звуки взялись за руки и зазвучали совместно, пропойте их.

- Какой Слог получился?

( Ответы детей.)

- А теперь вы сядете за свои столики , а я раздам вам карточки с изображениями Слогов.

(Дети садятся на свои места.)

- Ребята, обратите внимание, под каждым рисунком есть схема, туда вы впишите обозначения звуков. (После соеденения звуков в слоги, воспитатель даёт характеристику каждому звуку и обозначает его на схеме вмести с детьми.)







Игра «Эхо»

Ву – ву – ву ! ( Дети повторяют.)

Ву – ву – ву !

(Воспитатель добавляет в рифму.)

Я все слоги назову!

Гу – гу- гу! Гу – гу- гу! Я по радуге бегу!

Жу- жу –жу! Жу- жу- жу! Я как жук большой жужу!

Ку- ку- ку! КУ- ку- ку! Вон кукушка на суку!

Пу- пу- пу! Пу- пу- пу! Мыши слопали, крупу!

Ру-ру- ру! Ру- ру- ру! Спелых ягод соберу!

Щу- щу- щу! Щу- щу- щу! Всех прохожих угощу!

Шу- шу- шу! Шу- шу- шу! Сено на зиму кошу!

Му- му- му! Му- му- му! Догадайтесь-ка кому?

Чу- чу- чу! Чу- чу- чу! На машине я качу!

Щу-щу- щу! Щу- щу- щу! И не сколько не грущу!

ВИ- ви- ви! Ви- ви- ви! Всех друзей своих зови!

Ди- ди- ди! Ди- ди- ди! В круг на танец выходи!



Звуки разные нужны

Звуки разные важны

Гласные, Согласные,

Твёрдые и Мягкие

Дружно за руки возьмутся

И друг другу улыбнутся

Песню вмести запоют

Звуки- весело живут!!!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Занятие по обучению грамоте в старшей группе "Звуки в стране Знаний"

Автор: Ткаченко Ольга сергеевна

Дата: 18.02.2018

Номер свидетельства: 458233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе  "Волшебный сундучок Деда Грамотея""
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-zaniatiia-po-obuchieniiu-ghramotie-v-starshiei-ghruppie-volshiebnyi-sunduchok-dieda-gramotieia"
    ["file_id"] => string(6) "276562"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452761881"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "«Путешествие в страну Музыки»."
    ["seo_title"] => string(31) "putieshiestviie-v-stranu-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "247410"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446556568"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай»."
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-itoghovogho-zaniatiia-po-obuchieniiu-ghramotie-v-starshiei-ghruppy-putieshiestviie-v-stranu-pishi-chitai"
    ["file_id"] => string(6) "280844"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453442214"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "УРОК №18. ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ "
    ["seo_title"] => string(36) "urok-18-finikiiskiie-morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "232248"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442775293"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства