Дети входят в группу. Воспитатель с детьми встает в круг и приветствуют друг друга.
В: Здравствуйте ребята. Давайте дружно встанем в круг и
возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим
это тепло друг другу.
Поиграем мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем –
Ждет нас опыт, наблюденье.
В: Скажите, ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями?
Д: Да.
В: Ребята, все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные, а мы сегодня будем с вами юными исследователями.
– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься? Как догадались?
(Ответы детей – опыты, эксперименты.) Будем проводить опыты.
– С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:
(В руках лопата, ведерко и совок.)
Вы любите, ребята пересыпать? (песок).
Белая, красная и голубая,
Когда я сухая, как камень тверда я.
Размочишь водой, буду влажной и мягкой. (глина)
В: Отправляемся за мной в лабораторию.
II. Основная часть.
1. В «лаборатории».
В: Сегодня мы будем исследовать песок, глину и камни. Начнем наши исследования.
2. Опыты.
Опыт №1. Сравнение (сыпучесть).
В: Как нам проверить сыпучесть этих двух веществ? (Ответы детей). Правильно, нам нужно высыпать на лист бумаги песок. Легко ли сыплется?
Д: Легко.
В: Почему?
Д: Он сыплется легко, потому что сыпучий, легкий.
В: Что это за вещество?
Д: Это песок.
В: Правильно, это песок. А теперь возьмите второй стаканчик
и высыпайте на лист бумаги. Легко ли сыплется?
Д: Нет.
В: Почему это вещество не сыплется?
Д: Потому что оно тяжелое, вязкое.
В: Что это за вещество?
Д: Это глина.
В: Правильно, ребята, это глина. Песок рыхлый в отличие от глины.
В: Ребята, что же мы с вами исследуем?
Д: Песок, глину.
Опыт №2 - рассматривание песка через лупу.
В: Ребята, как нам узнать, из чего состоит песок? (Нужно рассмотреть через лупу).
В: Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели?
Д: Песок состоит из крупинок и песчинок.
В: Как выглядят песчинки?
Д: Они очень маленькие, круглые, легкие.
В: А теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички на глине?
Д: Нет!
В: В песке каждая песчинка лежит отдельно. Она не прилипает к своим соседкам. А глина состоит из мелких частичек, из которых получаются комочки.
В: Итак, эти вещества разные или одинаковые? (Разные).
В: Песок легкий, сыпучий; глина тяжелая, вязкая.
Подвижная игра.
В: А хотите вы побыть песком, глиной? Превратимся в песок. Песок сыпучий, каждая песчинка отдельно и мы с вами будем бегать врассыпную. (Дети бегают врассыпную.)
А сейчас мы превратимся в глину. Глина вязкая, тяжелая, плотная.
Возьмемся за руки. (Дети беремся за руки.)
Опыт №3.
В: Как узнать лёгкий песок или тяжелый? (На него можно подуть).
Опыт 4. Банка с песком закрыта крышкой, сквозь отверстие в крышке опущена трубочка, положить набок.
• Подуть в трубочку. Что происходит с песчинками? Почему? (Песок разлетается, затем оседает)
• Подобный опыт с кусочками глины. Подумаем. Что теперь видим? (Они труднее сдуваются или совсем не двигаются.)
• Воспитатель сама проводит подобный опыт.
Пояснение: трехлитровая банка, в крышку вставить пластиковую бутылку. Сильно сжимать и разжимать бутылку. Что видите?
Вывод: песок под воздействием воздуха разлетается, затем оседает вниз.
В: Так и в природе ветер надувает барханы.
ВЫВОД: Песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.
В: Сейчас проведем следующий опыт. Аккуратно нальем
немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?
Д: Влажным. Мокрым.
В: А куда исчезла вода?
Д: Она быстро спряталась в песок.
В: Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной.
Следим, как водичка впитывается в глину. Быстро или медленно?
Д: Вода впитывается в глину медленно.
В: Почему?
Д: Глина вязкая, тяжелая.
В: Итак, как прошла вода через песок и глину?
Д: Песок легкий, сыпучий. Он быстро впитывает воду, а глина тяжелая
и вязкая, воду впитывает медленно.
Опыт 5. Что тяжелее песок или камни.
• В банку с водой опустить немного песка и камни все перемешивает палкой. Что произошло? (Песок и камни оседают на дно.) дети наблюдают как происходит оседание материалов.
• Вывод: камни тяжелее, песчинок опустились на дно баночки раньше.
III. Итог занятия.
В: Мы с вами провели опыты. Что мы с вами исследовали?
Д: Песок, глину и камни.
В: Песок какой?
Д: Песок сыпучий, легкий.
В: Глина какая?
Д: Глина вязкая, тяжелая.
В: Вы настоящие исследователи, вы провели очень
интересные эксперименты в лаборатории, узнали и запомнили свойства
песка, глины. Ребята, у кого из вас готов доклад на нашу тему?
(Заслушиваю желающих ответить).
В: Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?
(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (песчанки-крысы) с разными ходами и выходами).
В: А нужен ли песок людям?
• Используется в строительстве, его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпичи.
• Изготавливают стекла.
• Песочные часы.
• Есть золотоносный песок с крупинками золота, его промывают по крупинкам и собирают золото.
• Делают художественные изделия из песка и глины, посуду, скульптуры, украшения. В Бельгии – конкурсы художников-скульпторов на лучшую скульптуру из песка.
Воспитатель демонстрирует песочные часы
А сейчас я предлагаю вам попробовать слепить любое домашнее животное или птицу из глины.