Цель: Учить детей составлять рассказ по картинке с использованием имеющихся у них знаний о жизни Севера; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и следующим за ними. Расширять знания детей о народах нашей страны (названия народностей, национальностей); упражнять в подборе определений и слов.
На стенде выставляется картинка «Северные олени». Воспитатель обращается к детям с вопросами.
-Что изображено на этой картинке? Какой край нарисовал художник? (Север.) Почему вы думаете, что это Север.
- Сегодня мы с вами отправимся на Север, а куда попробуйте отгадать (послушайте песню)
Дети: В тундру.
- Правильно ребята. А что такое тундра? (ответы детей, объяснение воспитателя). Тундра – это где короткое лето и длинная зима, где растут карликовые деревья стоя возле которых вы ребята будете великанами, там очень холодно зимой, и очень много комаров летом. И в тундре живут олени.
- Отгадайте какое сейчас время года в тундре:
Пришла девушка белянка,
Побелела вся полянка. (зима)
Дети: Зима.
- А как вы думаете какая зима (ответы детей - морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная) Какой снег зимой? (ответы детей - легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый).
- Давным – давно люди приручили диких оленей. Круглый год олени находятся под открытым небом. Они сами добывают корм.
В далеком Северном краю
Нашел он Родину свою,
С тех пор на свете для него
Нет краше тундры ничего.
Мех серый, длинный и густой,
Ветвистые рога
Ему не страшен ветер злой
И снежная пурга.
Он снег копытом разбивает,
мох из-под снега добывает,
он человеку верно служит
и ни о чем олень не тужит.
- Какие народности живут на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи).
Есть у севера прелесть особая,
Что в глаза нарочито не бьет.
Подыши этой свежестью хвойной
В распахнувшейся белой ночи.
Есть у севера сила достойная,
Что сама о себе не кричит.
Светит озеро синими бликами,
Вековечные сосны шумят.
- Красива тундра зимой, куда не посмотришь, покрыта она белым пуховым одеялом. Лишь кое-где выглядывают карликовые березы. Зимой солнце совсем не показывается на небе, наступает полярная ночь. Она продолжается несколько месяцев.
- В морозные дни появляется на небе северное сияние. Северное сияние очень яркое, красивое, как будто кто-то разрисовал небо яркими красивыми красками.
- Долго властвует на севере зима, дуют сильные, студеные ветры и вьюги. Но вот появляется солнце, дни становятся длиннее.
Олени нигде не могут жить, кроме тундры, так как они питаются мхом. Летом оленям хорошо, а вот зимой они должны добывать себе корм из-под снега. Разгребают они снег копытами и достают корм – мох, а пить захотят – лижут снег. Зимой оленеводы перегоняют стадо оленей с места на место, туда, где больше мха.
- Дети, как вы думаете, зачем людям нужны олени, какая от них польза?
- Правильно, олень – средство передвижения. Там, где не пройдет машина, пробежит олень (показ иллюстраций). Олени – красивые животные. У них длинные стройные ноги, ветвистые рога, А какая гордая осанка у оленя. Олени не боятся холода, их тело покрыто густой теплой шерстью. Для езды запрягают по 2-3 оленя, это называется оленьей упряжкой. Олени нужны людям, они их кормят и одевают, служат транспортом.
- Посмотрите на оленей. Они быстро бегут. А как можно по- другому сказать? Олени …. (мчатся, несутся, летят, спешат).
- Какие рога у оленей? (Ветвистые, гладкие, загнутые).
- Как олени помогают людям ? (Оленей используют для перевозки грузов и людей).
- Посмотрите на картину и скажите: кого везут олени? (спасателей)
- Что с собой везут люди? (аптечку)
- Ребята, как вы думаете, что происходит на картине, какой сюжет нарисовал художник.
-Как назовем картину?
-А сейчас еще раз внимательно посмотрите на картину и придумайте рассказ. Представьте себе, что вы попали на Север и оказались в центре нашей картины.
- Придумайте, как вы начнете рассказ, как продолжите и чем закончите? Не забудьте придумать название своему рассказу.
Выслушивая рассказы дети, воспитатель и другие дети оценивают рассказ, у какого был интересней, аргументируя свой выбор).
Физминутка: «У Оленя дом большой».
У оленя дом большой,( Руки над головой – изображаем крышу дома.)
Он сидит, глядит в окошко.( Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую.)
Зайка по полю бежит, (Бег на месте.)
В дверь к нему стучит («Тук-тук, дверь открой, Топот ногами, руки на поясе. Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.)
Там в лесу охотник злой».( Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.)
«Зайка, зайка, забегай!
Лапку мне давай». (Зазывание движения рукой. Протягиваем руки с открытой ладонью)
Дидактическое упражнение – отгадывание загадок детьми.
Воспитатель: А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Давайте разделимся на 2 команды. У каждой команды на столе лежат карточки а буквами. Я буду загадывать загадки, а вы выкладывать из букв отгадки.
Бьёт копытами «цок-цок»,
Снег летит, крупа, песок,
Знают все, кому не лень,
Это - северный ...
(Олень)
о
л
е
н
ь
Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют. ( сияние)
с
и
я
н
и
е
Не пускает за порог,
Бьет, кусает, валит с ног.
Это холоду подруга -
Белая и злая … (вьюга)
в
ь
ю
г
а