1. Познакомить детей со свойствами льда: холодный, твердый, скользкий, прозрачный, в тепле тает, легче воды, хрупкий.
2. Учить устанавливать взаимосвязь между явлениями природы на примере несложных опытов.
3. Способствовать развитию познавательного интереса, стимулировать детскую интеллектуальную деятельность.
4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь, бережное отношение к своему здоровью.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня утром на подоконнике я нашла письмо, но на нем нет адреса. Давайте его прочитаем, может быть, тогда мы сможем догадаться, кто его прислал.
«Дорогие дети! Приглашаю вас в свое королевство, ледяную лабораторию. Вас ждут интересные открытия»
- Как вы думаете, кто хозяйка ледяной лаборатории? (Снежная Королева) А что такое лаборатория? (это комната, где проводят опыты, наблюдения) Вы хотите туда попасть? (Да)
- Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:
В руки палочку возьму,
Волшебство я призову.
Чудо в гости к нам придет,
В лабораторию нас уведет.
Раз-два-три – смотри!
- Проходите за столы. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
нельзя громко разговаривать;
нельзя бегать и шуметь;
можно слушать, смотреть, выполнять.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, Снежная Королева приготовила нам задания, которые мы должны выполнить. Отгадайте загадку:
Он сковал большую реку
Ровный, гладкий – красота!
Он поможет человеку
Обходиться без моста.
А в каникулы, зимою,
В эти славные деньки
Приглашают нас с тобою
Поскорей надеть коньки. (Лед)
Воспитатель достает кусочек льда.
Воспитатель: Все задания Снежной Королевы связаны со льдом. Дети, скажите, что такое лед? (это застывшая, замерзшая вода)
Опыт 1
Положите кусочек льда на ладошку. Что вы почувствовали? (он холодный)
Прижмите лед другой ладошкой, какой он? (твердый)
Эти свойства льда можно обозначить такими символами: мороженое, орешек.
- Скажите, что хорошего в том, что лед холодный и твердый? (твердый – по нему можно ходить, кататься; холодный – зимой не растает)
- А что плохого в том, что он твердый и холодный? (нельзя брать в рот – заболит горло, простудишься или ударишься)
Опыт 2
Подвиньте к себе тарелочку с кусочком льда. Проведите пальцем по его поверхности, подвигайте его по тарелочке. Какой он? (скользкий, как коньки)
- Вам нравится скользкий лед? Почему? (можно кататься на коньках, с ледяной горки на санках)
- А что опасного таит в себе скользкий лед? (можно упасть, удариться)
Это свойство льда можно обозначить символом: коньки.
Опыт 3
Положите под кусочек льда цветную полоску. Что вы видите, почему? (лед прозрачный)
Это свойство льда можно обозначить символом: окно.
- Что хорошего в том, что лед прозрачный? (можно увидеть подо льдом камешки, водоросли, рыбок)
Физкультминутка
Надеваем мы коньки,
Завязали все шнурки.
Встанем мы ногой на лед –
Вдруг он нам не подойдет.
А потом вперед помчимся.
Кто скорей к флажку примчится?
(бегут наперегонки по кругу)
Обратите-ка вниманье:
Здесь фигурное катание!
Как красиво, как изящно
Плавно движутся запястья,
Что снежинок хоровод.
Как прекрасен зимний лед!
Опыт 4
Подвиньте к себе мисочку с водой. Давайте проверим, тонет ли лед в воде (опускают лед в воду, пытаются «утопить»).
- Лед легче воды, поэтому не тонет.
- Хорошо, когда весной льдины на реке трескаются, ломаются – идет ледоход.
Это свойство льда можно обозначить символом: кораблик.
- Опасность – можно провалиться под лед. Без взрослых нельзя ходить к реке, на замерзшей реке нельзя отходить далеко от берега.
Закрепление правил поведения на льду (с использованием телевизора)
Опыт 5
При проведении этого необычного опыта нам потребуется особая осторожность! Положите в кружку несколько кусочков льда. Добавьте 2 столовых ложки соли. Перемешайте лед с солью. Ни в коем случае нельзя брать кружку голыми руками! В это время она остывает и превращается в холодильник. Необходимо надеть перчатки либо воспользоваться прихватками (надевают). Подождите 2-3 минуты.
- А теперь, кто смелый, попробуйте поднять кружку вверх! (она примерзла к блюдцу).
Такой способ охлаждения можно использовать для приготовления домашнего мороженого.
Воспитатель: Ребята, скажите, какие открытия сегодня вам помогла сделать Снежная Королева? (узнали, что лед холодный, твердый, скользкий, прозрачный, легче воды, научились превращать кружку в холодильник)
- В благодарность за новые знания давайте подарим Снежной Королеве цветные льдинки, которые сделали сами. Как вы их делали? (подкрасили воду, налили в формочки, положили нитки и заморозили).