Конспект комплексного занятия по развитию речи
в подготовительной группе «В гостях у сказки».
Скрипник Валентина Владимировна
Тип по способу организации: подгрупповое
Программное содержание: развивать интерес к сказкам, понимать их глубокий смысл; ввести детей в сложный мир добра и зла, опираясь на содержание сказок. Формировать умение мыслить творчески, самостоятельно сочинять новую сказку при помощи карт – схем ; активизировать словарный запас детей. Продолжать учить детей пересказывать эпизоды сказок, передавая образ сказочного героя в жестах, повадках. Развивать мышление, фантазию.
Стимулировать творческую активность детей в поиске нестандартных способах рисования. Воспитывать умение понимать смысл пословиц.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, совместное обсуждение характеров героев, придумывание новых концовок.
Ход занятия:
- Организационный момент
Дети стоят в кругу.
В: ребята, расскажите мне, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей)
А почему у вас веселое настроение? (Солнышко светит)
Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
- Сюрпризный момент
Слышится чей-то плач. Ребята, вы слышите, кто-то плачет За ширмой находится гном с сундучком.
- Что случилось, гном?
- Я сегодня хотел вам рассказать новую сказку, но в сундучке вместо книги лед.
- Дети, как вы думаете, что случилось? Кто мог забраться в сундучок гнома и похитить все его сказки? Без волшебства нам не обойтись. (Гном предлагает детям серебряное блюдечко и наливное яблочко)
Катись, катись яблочко наливное
По серебряному блюдечку,
Покажи нам, кто похитил сказки.
Ребята, посмотрите, это же Снежная Королева. Мчится она на своей волшебной карете, кони у нее белые, гривы у лошадей снежные. Она летит в страну сказок. Как вы думаете, что произойдет с героями сказок? Вы готовы помочь гному вернуть книгу его волшебную?
А вы знаете, чего боится Снежная Королева?
Закройте глаза и повторяйте за мной:
Фантики, сантики,лимпопо
Эники, беники, метелки, веники.
Пусть мы окажемся в стране сказок.
Дети, посмотрите, перед нами волшебный камень и на нем написаны слова, давайте прочитаем.
Прямо пойдешь – другу поможешь.
Направо пойдешь – друга потеряешь.
Налево пойдешь – игрушку новую получишь.
По какой дороге мы с вами пойдем? Почему? Правильно. Какую поговорку про друга вы знаете? (Сам пропадай, а друга выручай)
Дети, будем идти тихо, чтобы не вспугнуть сказки.
( Слышится фонограмма из кинофильма «Красная Шапочка»)
Вы узнаете эту песенку? Кто её поет? Идет Красная Шапочка и не знает, что Снежная Королева заморозила дровосеков, и они не придут ей на помощь. Что же делать?
Да, так как мы находимся в стране сказок, мы сможем помочь Красной Шапочке и изменить сказку.
- Используются карты Проппа (при помощи схематических карт дети составляют новую сказку)
Мы помогли Красной Шапочке избежать беды, пора идти дальше
( Звучит тревожная музыка)
- Физминутка «В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка – дети шагают.
Стоит задом наперед – дети поворачиваются.
В этой избушке есть старушка – дети грозят пальцем.
Бабушка Яга живет – дети разводят руки в стороны.
Нос крючком – показывают
Глаза большие – дети показывают.
Словно угольки горят – покачивают головой.
Ух, сердитая какая – бег на месте
Дыбом волосы стоят – руки вверх.
Дети подходят к избушке на курьих ножках.
- Я Баба Яга, Костяная Нога, но вы не бойтесь меня детишки, я добрая. А вы зачем сюда пожаловали? (Сказки спасать)
- Значит, сказки любите? А какой в них толк? (Сказки учат добру, храбрости, мудрости)
-А как начинаются сказки? Ответы детей.
- А какими словами заканчиваются сказки? Ответы.
-Неправда, не все сказки добрые, есть и злые. Помните сказку «Морозко»? А ведь в этой сказке Мороз Иванович заморозил мачехину дочку. Вот перед вами разноцветные кружочки ( белый – справедливо, черный – несправедливо, синий – мне жалко, желтый – хочу помочь). Расскажите, справедливый ли конец у сказки? Как можно наказать мачехину дочку, но не так жестоко?
- Вы сказали, что сказки учат мудрости, тогда скажите какие сказки подходят к моим пословицам и почему.
1, Как аукнется, так и откликнется.
2.В согласии жить – никто не победит.
3. Не копай другому яму – сам в нее попадешь.
Дети объясняют, какие сказки подходят к пословицам и почему.
-Ну, потешили вы меня. Спасибо вам. Идите прямо и никуда не сворачивайте.
- Фонограмма вальса снежинок.
Дети, вы заметили, что стало холодно, видимо дворец Снежной Королевы где-то рядом.
(Перед детьми мольберт со сказочными героями серого цвета.)
Ой, смотрите, это герои сказок, а где же смех, веселье, краски? Снежная Королева сделала героев серыми и заставила замолчать. Что же делать? (сказать ласковые слова)
Не помогает, давайте оживим героев.
- Драматизация эпизодов различных сказок.
Молодцы, вы смогли оживить сказочных героев. А вот и замок Снежной Королевы. А чего она боится больше всего на свете? ( смеха, дружбы и т.д.)
Давайте разукрасим дворец теплыми красками, и Снежная Королева больше никогда не захочет причинять зло.
Дети садятся за столы. Ребята, краски есть, а кисточек нет. Чем можно нарисовать замок?
На столах у детей лежат ватные палочки, зубные щетки. Да, это наши помощники и помогут нам рисовать. Дети рисуют, звучит фонограмма «Вальс цветов»
Когда дети справились с заданием, зажигаю гирлянду на дворце Снежной Королевы и достаю книгу со сказками. Снежная Королева, когда увидит свой дворец, я думаю, она станет доброй.
Ребята, теперь мы можем вернуться в садик и отдать книгу гному.
Повторяйте за мной:
Фантики, сантики,лимпопо
Эники, беники, метелки, веники.
Пусть мы окажемся в садике.
Дети возвращают книгу гному, и он обещает рассказать новую сказку.