Просмотр содержимого документа
««В гостях у ребят»»
Конспект по речевому развитию в детском саду в средней группе «В гостях у ребят» Задачи: 1. Закреплять представления детей о фруктах, их разнообразии, свойствах; обогащать словарь, формировать умение согласовывать прилагательные с существительными и местоимениями в роде и числе, составлять короткий рассказ, используя карточки-схемы.
2. Развивать речевое дыхание, внимание, мышление, находчивость, воображение, звуковую и интонационную культуру речи, умение правильно формулировать свои мысли. 3. Воспитывать любознательность, отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе. Материал: компьютер, аудиозапись песни «Веселая карусель», дидактическое пособие «Речевая карусель», мешочек с муляжами фруктов (яблоко, банан, слива, персик, апельсин), корзинка с настоящими фруктами (яблоко, банан, слива, персик, апельсин). Предварительная работа: ознакомление с карточками-схемами для описания предметов, работа с дидактическим пособием «Речевая карусель», просмотр обучающих видеороликов: «Геометрические фигуры», «Цвета», презентации «Фрукты». Речевые игры «Скажи, какой», «Добавь словечко». Рассматривание иллюстраций с изображением фруктов, чтение художественной литературы по теме, д/и «Где, что растет?», «Собери картинку», разучивание текста пальчиковой гимнастики. Форма организации детей: фронтальная, индивидуальная.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел необычный гость. Хотите с ним познакомиться? (ответы).
Что за гость вы узнаете,если отгадаете загадку:
На спине иголки,
Длинные, колючие.
А свернется в клубок –
Ни головы, ни ног. (Ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите кто к нам пришел и правда ежик.
А скажите мне, пожалуйста, ежик какой?
Дети: колючий, маленький, у него есть маленький хвостик….
Воспитатель:
- А для чего ежу нужны колючки? Дети: чтобы защищаться от врагов.
Воспитатель:
- А что любит кушать ежик? Дети:червячков, жучков…
Воспитатель:
- А где живет ёжик? Дети:- ежик живет в лесу.
Воспитатель:
- Ёжик ведь пришел не просто так.
Воспитатель: Ежик, что это за мешочек у тебя, и почему ты грустный? Ежик: Это подарок от моих друзей. Внутри что-то гремит, шуршит. Может, вы поможете мне узнать, что это? Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Ежику? Давайте посмотрим, что в коробке?
Но вначале, давайте представим, что наши пальчики – фрукты, поиграем с ними, а то что-то они заскучали. Ежик, и ты с нами поиграй.
Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка». Приложение 1.
Дети соглашаются. Воспитатель предлагает посмотреть, что в нем находится. Дети на ощупь называют какой предмет и что там, достают по очереди муляжи фруктов и выкладывают на стол, называя их (яблоко, банан, слива, апельсин, персик). Ежик вместе с детьми рассматривает фрукты и сообщает о том, что никогда не видел их, и не знает, что с ними делать. Воспитатель: Что это ребята? Как можно назвать одним словом? Дети: Это фрукты. Ежик: Какие они красивые! Расскажите мне, пожалуйста, о них! Дети принимают задачу и соглашаются помочь Ежику. 2. Основная часть.
Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка». Приложение 2.
Ежик: Спасибо, ребята! Теперь я знаю, что у меня в мешочке. Это - фрукты. Они такие аппетитные! Пойду в лес к своим друзьям, угощу их. Они будет рада! Воспитатель: Ежик, подожди, не спеши! Ребята, скажите, фрукты, которые подарили Ежику, можно есть? Дети: Нет! Это ненастоящие фрукты, их нельзя есть. Нельзя, потому что их сделали люди, они не настоящие. Воспитатель: Фрукты, которые у Ежика в коробке делают люди и называются они муляжами. Предлагает повторить слово муляж. Дети несколько раз повторяют слово муляж. Воспитатель: Скажите, ребята, а настоящие фрукты откуда берутся? Дети: Они на деревьях растут. Ежик: Вот здорово, у нас в лесу много разных деревьев: березы, клены, ели. Воспитатель: Ребята, разве на березах и елях растут фрукты? Дети: Нет, они не растут на березах, они растут на фруктовых деревьях. Воспитатель: А где растут фруктовые деревья? Дети: В саду.
Игра «Что где растет?» Воспитатель: Правильно, ребята, фруктовые деревья растут в саду. А сейчас в саду холодно, часто дует ветер. Как дует ветер? (Ввв-ввв-ввв).
Дидактическая игра «Узнай на вкус» (Игровые правила. Не глядя на фрукт (завязать глаза), определять его вкус, или по запаху; правильно называть вкус словом)
Воспитатель: Ребята, когда дул ветер, фрукты с веточек попадали на землю. Как вы думаете, было слышно, как они падают? Давайте, представим, как фрукты падают (громко, тихо, очень тихо).
Ребята пока мы играли ежик нам кое - что принес. Что это? Корзина с фруктами.
Воспитатель: А поможет нам рассказать о фруктах игра «Карусель», это не простая карусель, она волшебная. Вы любите кататься на карусели? Ну, тогда «поехали». Игра «Речевая карусель». Приложение 1. Дети подходят к «Карусели», становятся по кругу. Под звуки музыки «Веселая карусель» начинается игра. Дети с помощью карточек-схем составляют описательный рассказ про фрукты (яблоко, банан, апельсин, персик, слива).
- Это – яблоко; - Оно красное; - Яблоко круглое; - Оно большое; - Яблоко гладкое; - Оно сладкое. Один-два ребенка
по желанию повторяют полный рассказ о выбранных ими фруктах. Если дети затрудняются, воспитатель предлагает наводящие вопросы. Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно сказали.
Ежик: Я столько интересного сегодня узнал, мне так понравилось с вами играть, но мне пора уходить. Воспитатель: Подожди, Ежик, ребята приготовили тебе подарок. Дети дарят Ежику корзинку с настоящими фруктами и прощаются с ним. Ежик благодарит детей и уходит.
3. Рефлексия. Воспитатель: Вот ребята, какое доброе дело мы с вами сделали - помогли Ежику. Давайте вспомним, а как мы ему помогли? Дети: Рассказали про фрукты, подарили корзиночку, поиграли с Ежиком…
Приложение 1
Многофункциональное дидактическое пособие «Речевая карусель» Цель: формирование умения в составлении описательного рассказа Форма организации игры: подгрупповая, индивидуальная. «Речевая карусель» - это напольная дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста, изготовленная собственными руками. В состав игры входит один большой матерчатый круг и несколько карточек-схем. Большой круг, диаметром 1м 40 см сделан из ткани. Круг расстилается на полу, по краю круга выкладываются карточки-схемы, обозначающие признак или действие в зависимости от объекта, который нужно описать. В центр круга выкладывается объект по лексической теме (овощи ,игрушки, животные, транспорт и др.).
Приложение 1.1
Дидактическая игра «Речевая карусель» Цель: формирование умения в составлении описательного рассказа по теме «Фрукты» Форма организации игры: подгрупповая. Описание игры: Пособие расположено на полу. Дети подходят и выстраиваются по кругу. Воспитатель раскладывает карточки-схемы по секторам (название объекта, цвет, форма, величина, вкус). Один из детей кладет выбранный фрукт в центр пособия. Под музыку «Веселая карусель» дети движутся по кругу. Музыка стихает, ребята останавливаются возле карточек-схем. Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса. Он берет в руки фрукт, называет его и передает следующему игроку по часовой стрелке. Каждый следующий игрок в соответствии со своей карточкой-схемой называет признак предмета. Последний из игроков повторяет полный рассказ о предмете.
Приложение 2
Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Данное упражнение поможет проработать каждый пальчик отдельно.
Этот пальчик – апельсин, (дети поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого) Он, конечно не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас (показывают вокруг и на себя).
Приложение 3
Голосовое упражнение «Спелые фрукты» Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить громко, тихо.
«Груши падают на травку» - БАМ – БАМ – БАМ (громко). «Сливы падают на травку» - Бам – Бам – Бам (тихо). «Вишни падают на травку» - бам-бам-бам (шепотом).