Цель: познакомить детей с жилищем донских казаков – «куренем», с предметами казачьего быта, обогащать познавательные знания детей «предметы обихода»: самовар, печь, чугунок, коромысло, их свойствами и назначениями.
Развивать активный словарный запас.
Воспитывать интерес к традициям казачества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В гости в казачий курень»
В гостях в казачьем курене
Цель: познакомить детей с жилищем донских казаков – «куренем», с предметами казачьего быта , обогащать познавательные знания детей «предметы обихода»: самовар, печь, чугунок, коромысло, их свойствами и назначениями.
Развивать активный словарный запас.
Воспитывать интерес к традициям казачества.
Ход занятия.
Вос –ль: Ребята, а кто приходил к нам в гости недавно?
Дети: Казачка Даша.
Вос – ль: Она , ребята, оставила для вас вот такой клубочек. Клубочек этот не простой, а волшебный. Он покажет вам много интересного. Давайте посмотрим, куда он нас приведет.
Кто шагает дружно в ряд,
Посмотри, посмотри.
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки. ( ходьба)
Кто за казаком идёт,
В поводу, в поводу,
То коня казак ведёт,
Под узду, под узду (на носочках).
Скачет резво конь лихой,
С сидоком, с сидоком,
Охраняя наш покой,
С казаком, с казаком.
Вос-ль: Куда привёл нас клубочек?
Дети: К избе казаков.
Вос-ль: Ребята, а как называлась изба у казаков?
Дети: Курень.
Вос-ль: казачьи избы или курени строились из самана, накрывались соломой или камышом. (дети вместе с воспитателем идут к макету казачьей хаты)
Вос-ль: А сейчас я вам загадаю загадку, этот предмет есть в нашей избе, послушайте внимательно.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит
Всем чай пить велит. (Самовар)
Вос-ль: Правильно, это самовар. Дети, расскажите про него, что вы знаете.
Дети: В самоваре греют воду, чтобы пить чай.
Вос-ль: Ребята, а какой самовар? (Рассматривание самовара).
А эта загадка сложнее, внимательно слушайте, чтобы отгадать.
Три братца пошли на речку купаться,
Два купаются, а третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли.
Что это?
Дети: Ведра с карамыслом.
Вос-ль: А для чего нужно было карамысло?
Дети: Носить воду.
Вос-ль: Раньше воду носили из рек и колодца, крана не было. Чтобы было легче нести воду в ведрах, придумали для этого карамысло. Давайте, дети, попробуем, тяжело ли было носить воду на карамыслах.
А этот предмет в нашей избе самый большой и нужный. Послушайте внимательно ещё одну загадку.
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
Что это? (Печь)
Вос-ль: Дети, расскажите, что вы знаете про печь.
Дети: Печь разжигали дровами, чтобы было тепло и для того, чтобы готовить на печи еду.
Вос-ль: Вы знаете, в чем казаки готовили еду? Послушайте, дети, ещё одну загадку. (Загадка про чугунок).
Вос-ль: Казаки готовили еду в чугунке. Каша в чугунке получалась рассыпчатая, душистая. А ещё казачки варили в нём щи, картошку. Чугунок можно было поставить как сверху на плиту, так и внутрь в печь. (показывает детям чугун). Только это можно сделать с помощью ухвата(показывает), а то можно руки обжечь.
Давайте мы с вами сейчас попробуем что - нибудь сварить, например кашу в чугунке.
Игра «Варись каша».
Вос-ль: Для этого нам понадобятся продукты. Какие? Как вы думаете? (Молоко, соль, сахар, крупа). Дети встают в круг – это чугунок. Выбрать, кто будет «молоком», «солью»,» сахаром», «крупой». Как только ребенок услышит название своего продукта, он тут же становится внутрь круга).
Хозяйка: Раз, два, три
Кашу нам, чугунок, свари!
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем:
Наливаем молоко (Входит в круг ребенок)
Сыплем сахар, сыплем соль,
Насыпаем мы крупу.
Мы внимательными были, ничего не позабыли –
Все продукты поместили.
Каша варится: пых-пых,
Для друзей и для родных.
А себя мы позабавим:
Прыгнем и поприседаем,
Каша варится, пыхтит,
Вкусным запахом дразнит.
Вос-ль: Ну вот, как славно мы провели время в гостях, в казачьем курени. Ребята, что мы узнали нового? Что вам понравилось? Ну, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.