- расширять, обогащать, углублять знания детей о родном крае, в котором мы живем, о малой родине - Крыме;
- формировать чувство патриотизма к большой и малой Родине путем осмысления понятия «Родина»;
- сформировать представления о Крымских заповедниках и вулканах;
- закрепить опытным путем представление об извержении вулкана;
- закрепить правила поведения при посещении заповедников и питомников;
- развивать связную речь детей, учить правильно строить предложения, использовать в речи эпитеты;
-закреплять умение взаимодействовать друг с другой;
- создать положительный эмоциональный настрой;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, желание ее охранять, беречь.
Материал к занятию: флаг России и Крыма, презентация вулканов, иллюстрации растений и насекомых занесенных в Красную Книгу, письмо, дидактические игры «Собери флаги», «Кто, где живет?», аудиозапись «Шум леса», материал для проведения опыта (сода, лимонная кислота), знаки правила поведения на природе, сюрпризный момент, фотокорреспондент (ребенок).
Организационный момент
Ход занятия:
Дети входят в зал и садятся на стульчики полукругом, приветствуют гостей.
Воспитатель: Сегодня наше занятие я хочу начать со чтения стихотворения. Послушайте внимательно и ответьте о чем это стихотворение.
Этот край чудесный, там, где синь небес,
Голубое море и зеленый лес,
Ручеек звенящий и веселый гром,
Это запах хлеба, это отчий дом
Родина родная наша сторона,
Ты на всей планете лучшая страна.
Воспитатель: О чем это стихотворение? Как называется наша Родина?
(Ответы детей )
Воспитатель: Правильноребята, страна, в которой мы живем, называется – Россия. Назовите столицу нашей страны?
Воспитатель: Наша Родина – Россия. А как называется наша малая родина, наш родной край?
(Ответы детей)
Назовите столицу малой Родии?
(Ответы детей)
А как называется наше родное село?
(Ответы детей)
Правильно, дети. Давайте послушаем стихотворение про наше родное село.
Ребенок: Грушевка наша небольшая,
Здесь есть дворики с цветами.
Можно рыбку половить,
За грибами в лес сходить,
Летом ягоды собрать,
А зимой снежки играть!
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Собери флаг». На каждом столе лежат элементы флага. Вы попробуйте собрать флаг.
(Дети вместе собирают флаг России и Крыма.)
Проводится дидактическая игра «Собери флаг»
Воспитатель: Вам знакомы эти флаги?
(Ответы детей)
Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Это флаг нашей страны России, а это флаг нашей малой Родины – Крыма.
Кто мне может сказать, что такое Родина?
(Ответы детей)
Послушайте как известный писатель Владимир Спепанов отвечал на вопрос «Что такое Родина?»
Дети: Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём
Воспитатель: Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, здесь родились вы сами. Крым – удивительный и сказочный полуостров. Со словом «Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы. Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром. Люди со всех уголков мира хотят побывать именно здесь. Крымская земля небольшая, но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди.
Давайте немножко отдохнем и проведем физкультминутку.
Физкульт-минутка: «Пусть всегда будет мир!» Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой. Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой. Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой. Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя. Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны.
Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку. Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад. Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой.
Сюрпризный момент:
Стук в дверь и заносят письмо для группы «Яблочки»
Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам пришло письмо. Кто нам его прислал мы узнаем, если отгадаем загадку:
Он из желудя пророс,
А потом все рос и рос,
Год за годом подрастал –
И могучим ….. стал!
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, это письмо от самого старого, мудрого дуба, который растет у подножья Крымского вулкана – Карадаг.
Давайте узнаем, что случилось у дуба.
Читаю письмо от дуба.
«Здравствуйте, ребята группы «Яблочки»!
Обращается к вам вековой дуб, житель Карадагского заповедника.
К нам часто в гости, приходят детки. Но, к сожаленью, они не знаю правил поведения в заповедной зоне. Постоянно ломают ветки, рвут растения занесенные в Красную Книгу, разрушают домики лесных животных и птиц, разбрасывают мусор и разводят костры. Вы же знаете, что все это приводит к исчезновению порой редких растений и насекомых.
Мы, жители заповедника, просим вас о помощи и ждем в гости!»
Ребята, а кто знает, что такое заповедник?
(Ответы детей).
Правильно, заповедник – особо охраняемая территория, неприкосновенный участок земли, где сохраняются и оберегаются редкие и ценные виды животных, растений.
Дети, давайте отправимся в гости к старому дубу и поможем всем жителям этого удивительного места.
Звучит аудиозапись «Шум леса »
Воспитатель: Возьмемся за руки и дружно скажем:
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таиться: что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи, ты же видишь – мы свои!
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в заповеднике расположенном на потухшем вулкане Карадаг. А вот и старый дуб. Посмотрите, какой он грустный. Как вы думаете, почему дуб грустит?
Посмотрите вокруг как тут грязно, сколько мусора. Чем мы можем помочь дубу? Предлагаю немного прибраться. Присмотритесь к растениям и насекомым, которые живут в заповеднике, около старого дуба. Знаете ли вы, как они называются? А наш корреспондент сделает пару снимком, что бы показать как нельзя себя вести придя на природу.
(Ответы детей)
Не будем медлить.
Проводим уборку.
Помните, в своем письме, дуб жаловался на детей, которые не знают как себя вести в природе. Как вы думаете, что мы можем сделать для того, что бы дети запомнили простые правила.
(Ответы детей)
Давайте составим плакат с правилами поведения в заповедной зоне, что бы все гости знали и соблюдали их, приходя сюда.
Собираем плакат правил поведения в заповеднике, где будет:
- не бегать;
-не сорить;
-не рвать растения, занесенные в Красную Книгу;
-не уничтожать «домики» жителей заповедника (гнезда птиц, норки грызунов, муравейники)
-не ломать деревья и кустарники;
-не разводить костры;
-не забирайте с собой из заповедника животных;
-не шуметь, не кричать.
Воспитатель: Давайте немного с вами отдохнем и сделаем физкультминутку:
На поляне дуб зелёный
На поляне дуб зелёный, Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.) Он на ветках среди леса Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.) А внизу грибы растут, Их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся, За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.) Вот лягушка поскакала, Здесь воды ей, видно, мало. И квакушка бодро скачет Прямо к пруду, и не иначе. (Прыжки на месте.) Ну, а мы пройдём немного. Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.) Походили, порезвились, И на травку опустились!
Воспитатель: Ребята, дуб вам приготовил интересное задание. Каждый из вас получит карточку, Наша задача найти себе пару.
Дидактическая игра – «Кто где живет?»
У каждого животного есть свой домик. А что будет, если животные лишаться своего жилища?
(Ответ детей)
Правильно, животным негде будет жить и они погибнут. Только от нас зависит – будет ли природа сохранена.
Воспитатель: Посмотрите, наш друг дуб улыбается. Мы с вами помогли ему и всем жителям обитающим тут. А сейчас нам пора возвращаться.
Звучит аудиозапись «Шум леса»
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Знаете, гора Карадаг является одним из самых старых в мире потухшем вулканом. Кто может сказать, что такое вулкан и на что он похож?
(Ответы детей).
Вулкан – это высокая гора, состоящая из остывшей лавы и пепла, на вершине которой находится кратер.
Давайте рассмотрим вулканы, которые можно встретить путешествуя.
Просмотр презентации.
В мире существует как «спящие» так и «действующие» вулканы. Посмотрите, какие они разнообразные, опасные и порой сказочные.
Давайте на опыте посмотрим, что происходит, когда вулкан «просыпается».
Проводится опыт с использованием макета вулкана, соды и разведенной лимонной кислоты.
Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу. Мы смогли помочь дубу и к концу занятия, у него, улучшилось настроение. Предлагаю вам выбрать желудь – настроения, который соответствует вашему настроению после нашего путешествия.
Дети выбирают желудь – настроения )
Хочу занятие закончить словами известного русского писателя Михаила Пришвина: