Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по ООД музыка в подготовительной группе "Времена года".»
Тема: П. И. Чайковский «Времена года».
Цель: приoбщeние дoшкольников к общемировой музыкальной культуре посредством знакомства с клaссическими музыкaльными произведениями;
Задачи:
Образовательные: продoлжать знакoмства детeй с музыкой отечественных композиторов (на примере музыкальных произведений П. И. Чайковского).
Развивающие: формировать жeлание слушать и узнавать произведения классической музыки; эстетическое развитие и воспитание духовно – нравственной, всесторонне развитой личности.
Воспитательные: воспитывaть интeрес к классической музыке. Воспитывать навыки правильного и культурного слушания музыки; Воспитывать эмоционально верный отклик на музыкальное произведение.
Целевые ориентиры: Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмeнт, на котором oно исполняется. Определяет общее настроение, характер музыкального произведения. Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Оборудование и материалы: карандаши, листы белой бумаги.
Словарная работа: активизация в речи детей существительных (оркестр, композитор, опера, балет).
Методика проведения:
Вводная часть
Предлагаю детям разместиться на полу, на ковре так, как им будет комфортно.
- Ребята, скажите мне, сколько есть времён года? Какие?
- (ответы детей) Четыре времени года. Зима, весна, лето, осень.
- Правильно, чем они отличаются друг от друга?
- (ответы детей) Погодой. Летом жарко, зимой холодно. Осенью опадают
листья, весной – наоборот распускаются цветы, тает снег и т.д.
- Какое время года сейчас? Что особенного происходит в это время года?
- (ответы детей в зависимости от времени проведения занятия).
Основная часть
- Ребята, сегодня мы послушаем произведения Петра Ильича Чайковского из его альбома «Времена года». Петр Ильич Чайковский – русский композитор, который создал много произведений, среди них различные оперы, балетные спектакли.
Задаю вопросы: «Кто знает, что такое опера, балет, кто видел или слушал такие произведения в театре? (Ответы детей).
Фортепианный цикл времена года состоит из 12 произведений, по количеству месяцев в году. Мы послушает с вами 4 композиции. Слушайте произведения внимательно, потому что после прослушивания я буду задавать вам вопросы.
(дети слушают произведения). Каждое произведение озаглавливаю эпиграфами русских поэтов:
«У камелька». Январь:
«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.»
А.С.Пушкин
«Подснежник»;. Апрель:
«Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..»
А.Н.Майков
«Песнь косаря». Июль:
«Раззудись, плечо Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!»
А.В.Кольцов
«Осенняя песнь». Октябрь:
«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят...»
А.К.Толстой
Физкультминутка
А над морем — мы с тобою! Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй.
После каждого прослушанного отрывка говорим о характере музыкального
произведения и эмоциях, которые он вызвал.
Ребята, как называется произведение, которое вы только что прослушали?
- (ответы детей) «Времена года».
- Верно. А кто автор этого произведения?
- (ответы детей) Петр ИльичЧайковский.
- Правильно, молодцы. Как называется инструмент на котором исполняли
произведение?
- (ответы детей) фортепиано.(те дети, которые не отвечают на вопросы вместе со всеми, спрашиваю отдельно).
- Ребята, а теперь давайте сядем за столы, каждый вспомнит музыку прослушанного произведения и постарается нарисовать то, что представлял себе во время прослушивания произведения П.И. Чайковского «Времена года». Вы можете выбрать только одно время года – весну, лето, осень или зиму.
Заключительная часть:
Вывод: С каким композитором мы сегодня познакомились? Какое произведение мы прослушали сегодня? Какие времена года вы знаете? Что такое оркестр, балет, опера? Вам понравилось произведение? Какое настроение оно передает?
Рефлексия: « Солнышко и тучка». Детям раздаются тучки и солнышко. Воспитатель предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
Используемая литература:
С.А. Козлова, Т.А. Куликова «Дошкольная педагогика» ».-М:. Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.