Ұйымдастырушылық ізденушілік - Организационно-поисковый | Обыгрывает ситуацию: - Ребята, посмотрите, какие разные бывают облака. Они принимают самые необычные формы. На что они похожи? Проводит игру “Посмотри и узнай”. Предлагает отправиться в путешествие на облаках. Каждый может выбрать себе облако по желанию. Обращает внимание на карту. Уточняет, что летим мы над нашей страной. - Как она называется? - А, вы, можете сказать, почему наша Земля с высоты птичьего полета, имеет разную окраску? - посмотрите вниз, что за голубые пятна мы видим? - А, какие моря, озера, вы, знаете? Организует процесс познания: - Какие реки протекают по территории Казахстана? (Иртыш, Урал, Сырдарья, Или, Чу, Аксу, Лепсы…) - Какие крупные города в нашей республике вы знаете? Посмотрите дети, мы пролетаем с вами населенный пункт: невысокие дома, кое-где юрты, по степи всадники скачут на конях, не видно автобусов, троллейбусов, трамваев, нет дымящихся труб заводов и фабрик. Воздух очень чистый и свежий, красивая природа, в реке чистая вода. Показ картины. - Что же, это? Читает стихотворение: Степь. Султан Калиев. Хорошо жить в городе большом, Но когда я побывал в ауле, То забыл свой трехэтажный дом И машинный запах гулких улиц. За аулом степь, кругом цветы, Важно смотрят на меня верблюды… Тишь и синь… Людской нет суеты. Словом, Степь, - как сказочное чудо. - почему в ауле воздух чист? Проводит подвижную игру: “Замри”. Привольно живется в таком месте животным, птицам, растениям. Полетели дальше. Смотрите, смотрите высокие горы со снежными вершинами. Это горы Заилийского Алатау, что в переводе означает - Пестрые горы. Спускаемся ниже. Подлетаем к городу - Но над городом мы видим дым или туман. Что это? - что такое смог? Откуда взялся этот дым? - Что же делать, чтобы воздух был чище? - представьте, что люди остановят все заводы, фабрики, ТЭЦ, но ведь они нам необходимы… Скажите, для чего нам в городе нужны растения? * растения образуют парки, сады… Красота природы – это растения. Недаром говорится: растения – зеленое одеяло земли, ее легкие. | - участвуют в предложенной игре, - рассматривают облака, - поясняют, на что они похожи, - закрывают глаза, - выбирают облако, - соглашаются отправиться в путешествие, - рассматривают карту, - Казахстан, - объясняют, потому - что степи, реки, горы нарисованы разным цветом. - высказывают предположения, - В Казахстане есть уникальное озеро, в котором одна половина с пресной водой, а другая – с соленой. Вода из двух частей озера никогда не перемешивается. Это озеро Балхаш. - включаются в процесс познания, *Аральское море погибает, его вода высыхает и на берегах остается много соли. Сильные ветры разносят ее с берегов в разные стороны на многие километры. От этого соленого ветра страдают люди и природа. Это зона экологического бедствия. высказывают предположения, - называют крупные города: Астана, Алматы, Караганда, Костанай, Усть-Каменогорск, Атырау, Актау, Тараз, Шымкент, Байконур, - рассматривают картину, - Аул, опираясь на содержание стихотворения, находят ответы на вопрос, - превращаются в любое животное, растение. - называют в кого, они превратились, - передвигаются по группе, сохраняя повадки животного, - смог, - Это серая “пелена” из дыма и копоти. Таким загрязненным воздухом людям трудно дышать. - От фабрик и заводов, выхлопных газов машин, - высказывают свои предположения, - предложения детей: На фабриках, заводах можно поставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества. Надо изобрести новые машины. Люди должны посадить больше деревьев… - Растения очищают воздух, дают нам кислород, приглушают шум на городских улицах. Это дома для насекомых и птиц, а птицы своими песнями украшают нашу жизнь. |