данный материал поможет познакомить детей с простейшими экономическими понятиями через игровую деятельность и с помощью хорошо знакомых литературных персонажей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну "Сказочная экономика"»
НОД «Путешествие в страну «Сказочная экономика»
Программные задачи:
• развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев;
• расширить представление детей о необходимости рационального использования(вложения) денег для получения прибыли;
• развить выдумку, сообразительность; воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
• доставить детям радость и удовольствие от игры и умение применить знания.
Оборудование и материалы: Различные денежные знаки (бумажные, металлические); костюмы поросят, Буратино, Ёжика, Волка, Мухи-цокотухи, Медведя; схема; мешочек с деньгами; стенд-банк; модель банкомата; самовар; картинки с изображением автомобилей; флаги различных стран; план-карта клада; физкультурное оборудование; музыкальные композиции; кроссворд.
Зал оформлен для сказочного путешествия в экономику. Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, послушайте мою загадку.
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные!
Дети: Деньги, монеты.
Воспитатель: Правильно, ребята, ответьте мне на второй вопрос. Для чего нужны деньги?
Дети: Покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать.
Воспитатель: Совершенно верно. Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. А вспомните, пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.
Ответы детей: «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик»,«Сказкао Попе и его работнике Балде».
Воспитатель: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Вот видите, дети, даже сказочные персонажи живут, так же как и люди. Хотите получше узнать о них? Давайте отправимся в сказочную страну«Экономику». Ребята, на чем путешествуют сказочные герои?»
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться сегодня в путешествие на ковре-самолете.
Звучит сказочная музыка, дети сидят на ковре отправляются в путь.
Воспитатель: Вот мы и прибыли.
1-ая сценка. На полянке спорили о чем-то поросята.
- Я прав, нет - я, нет - я.
Воспитатель: Ребята, давайте спросим у них что случилось?
Наф-наф: Нас трое братьев, мы работаем строителями. И получаем за это зарплату.
Ниф-ниф: Я получил зарплату и всю истратил на продукты, а братец Нуф-нуф говорит, что нужно еще платить за квартиру и телефон. Да, а как же. А где твоя зарплата?
Нуф-нуф: А я очень люблю сладкое. И когда получил зарплату, то пошел в лесное кафе «Сластена». И зарплаты хватило только на один день.
Воспитатель спрашивает: А что же ваш третий брат?
Наф-наф: А я очень хотел купить участок земли, чтобы выращивать на ней овощи и фрукты. Я долго копил деньги. А теперь добавил зарплату и мне хватает на участок прекрасной земли.
Воспитатель: Все вы неправы. (Спрашивает у детей): Почему?
Ответы детей: Вы должны рассчитать свой бюджет. А как это сделать?
Воспитатель подводит детей к схеме, на которой выкладываются понятия - расход, доход и из чего они состоят. (Схема в виде большого кошелька, карточек квартплата, телефон, детский сад, игрушки, одежда, банк).
Воспитатель приглашает поросят отправиться в путешествие по сказочной стране: - Вы многому сможете научиться.
2-ая сценка. Идет Буратино с ключиком и мешочком с деньгами.
Воспитатель: Буратино, куда ты идешь?
Буратино: Я иду в «страну Дураков», там есть поле чудес, я хочу там закопать деньги в землю, чтобы наутро выросло дерево, увешанное золотыми монетами.
Дети говорят, что он ошибается.
Воспитатель: Дети, что нужно сделать, чтобы денег стало больше?
Ответы детей: Отнести в банк и через время они вырастут (понятие процента).
Буратино идет со всеми детьми в сказочную страну. Все дети подходят к стенду - банку. Выходит ежик:
Открыл намедни банк в лесу,
Зверей я всех в свой банк зову.
Клиентов я не обману,
И деньги в банке сохраню!
Еж принимает деньги. Выдает квитанцию, знакомит детей с работой банкомата.
Звучит музыка. Выскакивает волк:
Знаю, любите трудиться,
Знаю, деньги есть у вас,
Мне ж трудиться не годится,
Заболею в тот же час.
Я деньги-денежки люблю,
Но я работать не хочу.
Работа мне не по плечу,
Я от нее худею,
Я лучше деньги отберу,
В большой мешок их положу,
И буду жить да поживать,
Пока не постарею.
Ага! Испугались! Задрожали!
Открывайте кошельки,
Отдавайте денежки!
Дети отвечают: А у нас их нет!
Волк: Так я вам и поверил! Вы же с утра до вечера работаете. И получаете зарплату. У всех лесных зверей пользуетесь почетом и уважением. Не то, что я!
Дети: А у нас все деньги в банке!
Волк: Ну так я эту банку вмиг отыщу! А какая она - железная или пластмассовая? Большая или очень большая?
Дети объясняют волку, что банк - это учреждение, где хранятся деньги. Воспитатель предлагает детям взять волка охранником.
Волк:
Дети, вы меня простите,
В детский сад к себе возьмите,
Буду садик охранять,
От врагов вас защищать!
3-я сценка. Звучит озорная музыка. Дети попадают на рынок. Появляется Муха-цокотуха
Воспитатель: Пошла Муха на базар. А там товару видимо-невидимо. Пряники расписные, мятные, ароматные! К чаю душистому угощение знатное.
Муха: Сколько стоят пряники?
Продавец: Мятные - 5 рублей, ореховые - 7 рублей. Купите все пряники - цена дешевле.
Воспитатель: Дети, а кто объяснит Мухе, что значит «продавать товар оптом?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает купить красивое, наливное яблочко. Продавец предлагает цену 50 рублей, воспитатель удивляется: «Почему?». Дети объясняют, что сейчас яблоки стоят дорого, потому что не сезон. Осенью они стоили дешевле.
Под музыку выходит медведь, несет бочку меда.
Я мед душистый поставляю,
Всех зверюшек им снабжаю.
Ценился мед во все века,
В нем и здоровье, и краса!
И за границу мед идет,
Там грамотный народ живет.
Воспитатель: А какой ты, медведь, производишь обмен?
Медведь:
Я мед на авто меняю,
Так сделки по бартеру осуществляю.
Товар на товар, обмен на обмен -
Так нынче живет медведь - бизнесмен.
Далее медведь рекламирует автомобили.
Дети продолжают путешествие. Воспитатель подводит к планшету со сказочным заданием.
Воспитатель: Ребята, во всех ли странах одинаковые деньги?
Ответы детей: «Рубль, марка, доллар, йена, зайчики, гривна, крона». Далее дети выполняют задание: «Угадайсказку». (Узнают сказки, определяют страну, в которой эти сказки сочинили, называют автора, вывешивают флаг страны).
Воспитатель: А вы хотите найти клад? В какой сказке персонажи нашли клад?»
Далее воспитатель предлагает детям пройти по схеме, выполняя указания. Дети проходят за воспитателем, подходят к пещере. Под музыку пролазят в нее. Находят клад.
Физкультурная минутка:
Мы нашли богатый клад, (изображают как копают клад)
Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу).
Стали думать как нам быть (повороты головой)
Как же клад нам разделить? (руки в сторону)
Чтоб хватило всем друзьям,
Делим ровно пополам.
Воспитатель: Как бы вы распорядились кладом? С кем поделились?
Ответы детей. Воспитатель читает стихи:
В тех краях, где кошельком
Мерят всё на свете,
Правда ходит босиком,
Катит ложь в карете,
Ложь всегда опередит,
Истину немножко.
Но не бойтесь, победит
Правда-босоножка.
- Мы с вами узнали сегодня много новых слов, пора нам возвращаться в детский сад. Но что я вижу. Разлилась река и преградила нам путь к ковру-самолету. Я придумала выход. Давайте вспомним все, что мы узнали. А для того, чтобы пройти по реке, поиграем в игру «Наоборот» и помощниками нам в этом будут экономические слова.
Трудолюбивый - ленивый
Покупатель - продавец
Много - мало
Дорого - дешево
Богатый - бедный
Доход - расход
Опт - розница
Тратить - копить
- Молодцы, ребята, теперь можно и проходить, но только по следам вперед к ковру-самолету.
Дети садятся. Звучит музыка.
Воспитатель: Вот мы снова в своем любимом детском саду. Вы многому научились, а я знаю, что мы умеем хорошо отдыхать. Я превращаю вас в артистов-экономистов.
Дети поют частушки:
В детском садике с монетой
Удивили мы полсвета,
Покупаем, продаем
И играть не устаем.
«Бизнес, «бартер» и «бюджет»
Что это такое?
От гремучих этих слов
Детям нет покоя.
Моя бабушка в чулке
Денежки хранила
И пропали деньги те,
На спички не хватило.
Я бабуле говорю:
«В банк тебя я отведу»
Там проценты ты получишь
Заживешь на них ты лучше.
Экономика больна,
А страдает вся страна,
Дайте вырасти нам только
Вылечим её тогда.
Будем званья получать,
Капитал накопим.
И тебе, наш детский сад,
В будущем поможем!
Дети под музыку уходят в группу, прощаясь с педагогами.