Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по познавательному развитию "Математические ступеньки"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
Утверждаю
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 26»
_________________ Макеева А.В.
Программа дополнительного образования по развитию познавательных способностей
"Математические ступеньки"
Средняя группа
Руководитель: Медведева Л. Н.
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
(Актуальность выбранной
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, дети в детском саду должны быть любознательны, активны, принимающие живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающие способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшими универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному развитию ребёнка-дошкольника.
Организации кружка «Занимательная математика» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления. Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
Цель программы:
Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.
Задачи программы:
1. Формировать познавательный интерес к математике через игровое взаимодействие педагога и детей;
2. Развивать математические способности, логическое мышление и основные мыслительные операции;
3. Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
4. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;
5.Воспитывать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки.
Содержание программы
Все НОД проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность НОД и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе НОД используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.
НОД проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального - дифференцированного подхода к детям.
Списочный состав группы -18 человек.
Программа рассчитана на 1 год на детей 4 – 5 лет. Кружок работает 1 раз в неделю по 20 - 25 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.
Основными принципами программы математического кружка являются:
умственного развития дошкольника.
индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Формы организации НОД :
В процессе НОД используются различные формы:
Традиционные
Комбинированные
Практические
Игры, конкурсы
Методы:
Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пояснения)
Метод игры (дидактические игры на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
Разделы рабочей программы:
- задания на развитие произвольного внимания; 2) - задания на развитие логического мышления; 3) - задания по математике; 4) - задания на развитие графических навыков.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкультурной паузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультурной паузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.
Результатом работы данного кружка должно стать:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту, развитие пространственного мышления, графомоторики и внимания.
Режим занятий:
Кружковая работа рассчитана на 4 занятия в месяц. Занятия проводятся в группах по 20 минут.
Список детей, посещающих кружок:
Агафонов Степан
Аферин Назар
Брусник Кирилл
Баев Богдан
Воробьёв Кирилл
ВорончихинБогдан
Газарян Анна
Галустянц Влад
Гирля Богдан
Горохова Варвара
Гуц Анастасия
Дегтярёва Валерия
Дикова Едизавета
Донецкий Иван
Емельянова Злата
Зяблицева Анна
КожевниковаАлина
Кологривов Данил
Коротков Матвей
Костюкова Полина
Кукян Макар
Лысова Мирослава
ЛобановаАнастасия
Макян Артур
Несветайло Оксана
Павленко София
Попова Александра
Реутов Тимофей
Сварыч Варвара
Сергиенко Андрей
Синицын Игнат
Соболев Даниил
Сыпачёв Михаил
Ткачёва Милана
Умаева Милана
36 Яковенко Анна
Календарно – тематическое планирование
Месяц
Мероприятия
СЕНТЯБРЬ
I НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение №1) часть 1
2. Пальчиковая гимнастика
II НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение № 2) часть 1
2. Пальчиковая гимнастика
III НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение № 3) часть 1
2.Пальчиковая гимнастика IV НЕДЕЛЯ
1 Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение № 4) часть 1
2. Пальчиковая гимнастика
ОКТЯБРЬ
I НЕДЕЛЯ
1 Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение № 5) часть 1
2. Пальчиковая гимнастика II НЕДЕЛЯ
1 Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение № 6) часть 1
2. Пальчиковая гимнастика
III НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение № 7) часть 1
2. Пальчиковая гимнастика
IV НЕДЕЛЯ
1 Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение № 8) часть 1
2. Пальчиковая гимнастика
НОЯБРЬ
I НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение № 9) часть 1
2. Пальчиковая гимнастика
II НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение №10) часть 1
2. Пальчиковая гимнастика
III НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение №11) часть 1
2.Пальчиковая гимнастика
IV НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение №12) часть 1
2.Пальчиковая гимнастика
ДЕКАБРЬ
I НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение №13) часть 1
2. Пальчиковая гимнастика
II НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение №14) часть 1
2. Пальчиковая гимнастика
III НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение №15) часть 1
2. Пальчиковая гимнастика
IV НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение №1) часть 2
2. Пальчиковая гимнастика
ЯНВАРЬ
II НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение № 2) часть 2
2.Пальчиковая гимнастика
III НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение № 3) часть 2
2. Пальчиковая гимнастика
IV НЕДЕЛЯ
1 Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение № 4) часть 2
2. Пальчиковая гимнастика
ФЕВРАЛЬ
I НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение № 5) часть 2
2. Пальчиковая гимнастика
II НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение № 6) часть 2
2. Пальчиковая гимнастика
III НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение № 7) часть 2
2.Пальчиковая гимнастика
IV НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение № 8) часть 2
2. Пальчиковая гимнастика
МАРТ
I НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение № 9) часть 2
2.Пальчиковая гимнастика
II НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение №10) часть 2
2.Пальчиковая гимнастика
III НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение №11) часть 2
2. Пальчиковая гимнастика
IV НЕДЕЛЯ
1 Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение №12) часть 2
2. Пальчиковая гимнастика
АПРЕЛЬ
I НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение №13) часть 2
2. Пальчиковая гимнастика
II НЕДЕЛЯ
1 Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение №14) часть 2
2. Пальчиковая гимнастика
III НЕДЕЛЯ
1. Работа в тетради «30 занятий для успешного развития ребёнка» (приложение №15) часть 2
2. Пальчиковая гимнастика
IV НЕДЕЛЯ
1. Раскрась картинку по номерам № 1
2. Пальчиковая гимнастика
МАЙ
I НЕДЕЛЯ
1. Раскрась картинку по номерам № 2
2. Пальчиковая гимнастика
II НЕДЕЛЯ
1. Раскрась картинку по номерам № 3
2.Пальчиковая гимнастика
III НЕДЕЛЯ
1. Раскрась картинку по номерам № 4
2.Пальчиковая гимнастика
IV НЕДЕЛЯ
1. Раскрась картинку по номерам № 5
2. Пальчиковая гимнастика
Приложение:
30 ЗАНЯТИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4ГОДА. 1 ЧАСТЬ
30 ЗАНЯТИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4ГОДА. 2 ЧАСТЬ