Просмотр содержимого документа
««Песочная терапия, как способ развития речи у детей дошкольного возраста»»
О.М.Матюшина
(воспитатель высшей квалификационной категории, МКДОУ №484 группа №11 «Теремок», Новосибирск)
«Песочная терапия, как способ развития речи у детей дошкольного возраста»
На протяжении многих лет я, вместе со своими детьми, расту в песочнице. Почему именно такое направление, как «пескотерапия» (игра с песком как способ развития ребенка), использую в своей деятельности?
Игры с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто не может словами выразить свои переживания, страх, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картинку собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
А еще! Почему я взяла этот метод за основу в своей работе, т.к. образование не стоит на месте, все в мире совершенствуется, изменяется, прогрессирует… И новые требования ФГОС гласят, что какой-либо период жизни не проживал ребенок, он его должен прожить самодостаточно, и в этом ему должен помочь взрослый, а не готовить его к следующему периоду. Значимо то, что происходит с ребенком сейчас, в данный момент. Мы должны сформировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности.
А незатейливые упражнения («Отпечатки», «Секретики», «Следы» и т.д.) обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти, что очень важно для детей с нарушением речи.
Речь является одной из важнейших функций человека. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, т.к. они отрицательно влияют на все психологические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию.
Многим детям очень сложно сидеть перед зеркалом и выполнять артикуляционные упражнения, дыхательные (а это неотъемлемая часть работы с детьми с ФФНР). Поэтому в своей работе я использую игры на песке и с песком.
И цель моей деятельности: развитие речи с ТНР через песок.
Задачи:
Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
Познакомила родителей своей группы с данным направлением;
Совместно с родителями подготовили игровой материал для игр с песком, столы для работы ( юнгианский стол, стол для рисования песком).
Когда была сформирована база, мы перешли к знакомству с песком.
Практический этап
Организовала экскурсию в студию «Рисование песком»;
Познавательно-исследовательская деятельность – «Маленькие ученые» (знакомство с песком посредством опытов «Песок и глина», «Песочный ветер» и т.д.);
Продуктивная деятельность («Замок из песка», «Раскрась песком»);
Коммуникативная деятельность (Составление рассказа «Песчинка», сказки «Песочная страна»);
Чтение худ.литературы (стихи о песке, сказки).
После знакомства, мы начали играть с песком на двух столах: юнгианском и на столе для рисования песком.
На столе для рисования песком я провожу с детьми:
Артикуляционную гимнастику;
Дыхательную гимнастику («Шарик», «Выровняй дорожку», «Помоги зайцу» и т.д.)
Обучающие игры («Дорисуй картинку», «Сочиняем сказку» и т.д.);
Автоматизация звуков, словарная работа, звуковой анализ слов («Заведи мотор у машины», «Горочка», «Дорожка» и т.д.);
Рисование на песке по лексическим темам.
На юнгианской песочнице:
Познавательные игры (возможность узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.);
Проективные игры (откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию).
Используя методику «Sand Play», я сделала выводы, что частичный перенос логопедических занятий в песочницу, дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметная игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Список литературы:
Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб.; Мн.: Диалог-Ло-таць, 1997.
Вебер М., Ремен Н. Работа с песочницей. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А. А. Бад-хена, В. Е. Кагана. М.: Смысл, 1997.
Грабенко Т. М„ Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: Детство-Пресс, 2002.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2002.
Трисиддер Д. Словарь символов / Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер, 2001.
Юнг К. Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. СПб.: БСК, 1998.
Юнг К. Г. Человек и его символы / Общ. ред. С. Н. Сиренко. М.: Серебряные нити, 1998.
Labovitz Boih В., Goodwin Е. A Sandplay therapy. Lnd.: W. W. Norton and Company, 2000.