Цель: Продолжить учить делить слова на слоги; проводить звуковой анализ слова. Закрепить знания о гласных звуках, твердых и мягких согласных звуках. Упражнять в умении называть слова с заданным звуком, придумывать предложения из двух и трех слов. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в жизни животных.
Материал: картинка-схема слова «ДОМ», фишки(красные, синие, зеленые), карточки с тремя клеточками; видеосюжеты об осени и о подготовке животных к зиме.
-Какой сейчас идет месяц? Какая это осень? (поздняя)
-Какая осень вам больше нравится?
-Хотели бы вы вернуться в «золотую осень»?
Воспитатель предлагает отправиться в путешествие в осенний лес.
Звучит музыка, на экране появляется видеозапись «Осенний лес».
Проблемно – поисковый этап.
Воспитатель обращает внимание детей на красоту осенней природы, на яркий ковер из листьев.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья сбросил:
Под ногами коврик новый-
Желто-розовый, кленовый.
-Кто постелил нам под ноги этот нарядный ковер?
Пальчиковая гимнастика.
Ветер по лесу летал, ветер листики считал:
Вот - дубовый, вот - кленовый,
Вот-рябиновый, резной, вот с березки - золотой.
Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.
-Почему так тихо в лесу?
Дети говорят о том, что многие птицы улетели в теплые края - это перелетные птицы.
-Почему улетели птицы? (Основная еда птиц - насекомые, а они попрятались на зиму под листья, в кору деревьев, в землю.)
Воспитатель обращает внимание на корзинку, находит там обращение к детям и задания.
1) Д/и «Расселим насекомых на разные этажи» (деление слов на слоги)
-Давайте поможем насекомым, не успевшим спрятаться. Мы расселим их вот в таком домике. Только мы их будем селить по своим правилам. Наш домик имеет 3 этажа. На первом этаже будут жить насекомые, в названии которых 1 слог. На втором этаже – 2 слога. На третьем – 3 слога.
Дети делят слова на слоги и выбирают на первый этаж – жук, тля. Второй этаж – комар, муха. Третий этаж – муравей, бабочка.
-А где же все животные? (Тоже готовятся к зиме)
-Давайте посмотрим, как они это делают.
2) Видеоролик «Как звери готовятся к зиме».
-Что вы узнали из рассказа животных об их подготовке к зиме?
Дети рассказывают о том, как дикие животные готовятся к зиме: шубки у них становятся более густыми и теплыми, вырастает подшерсток; белка и заяц меняют цвет шерсти; белка делает запасы на зиму; еж и медведь залегают в спячку на всю зиму.
3) «Кто, где живет?»
-Где живут дикие животные, как называются их дома?
-У белки - …(дупло)
-У волка - …(логово)
-У медведя - …(берлога)
-У лисы - …(нора)
-Вот такие дома у животных. Мы сегодня сделаем ЗАС «ДОМ».
4) ЗАС «ДОМ»
Воспитатель показывает две схемы слов и предлагает выбрать ту, где прячется слово «ДОМ». (Схема с тремя и четырьмя клеточками.)
-Почему вы так думаете?
-Подберите еще слова к этой схеме.
-Назовите слова, которые подойдут к другой схеме.
Звуковой анализ слова «ДОМ».
Дети работают за столами, а один ребенок у доски.
5) Д\игра «Назови братца»
Игра с мячом: дети стоят в кругу, получая мяч, называют пару звуку, заданному воспитателем. (Л`- Л, М`-М, Р-Р`,Д – Д` и т.д.)
6) Д\игра «Придумай предложение о каком-либо животном»
Дети придумывают предложение по схеме, предложенной воспитателем из двух и трех слов, например: «Белка прыгает», «Медведь спит», «Заяц меняет шубку»
7) Игра «Живое слово» («Заяц меняет шубку»)
-Сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе слово, третье слово. Поменяйтесь местами. Как звучит теперь предложение? Какое слово стало теперь первым? Вторым? Третьим?
-Молодцы, ребята! Вы много знаете о том, как животные готовятся к зиме, а так же показали свои умения в составлении предложений по схеме, в выполнении ЗАС.
A теперь пора возвращаться в д\сад.
Рефлексивно – корригирующий этап.
-Вот и закончилось наше путешествие по осеннему лесу. Кого мы там повстречали? ---Понравилось вам занятие?
-Какое задание было для вас самым интересным? Трудным? Смотрите, в корзинке, оказывается, были не только задания, но и угощения для вас. Так осенний лес благодарит вас за вашу работу.