kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организованная образовательная деятельность по приобщению детей к русской народной культуре в старшей группе тема: «Традиции русского народа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Приобщать детей к духовной жизни русского народа.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с традициями русского народа – посиделками, учить детей играть в русские народные игры «карусель», «ручеек», подбирать рисунок в игре «почини носочки». Закрепить умение работать с соленым тестом.

Развивающая: развивать нравственные качества личности дошкольника, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, словарный запас слов, воображение.   

Воспитательная:  воспитывать  уважение к труду, гордость за свой народ, пробуждать чувство  любви к Родине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организованная образовательная деятельность по приобщению детей к русской народной культуре в старшей группе тема: «Традиции русского народа»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Белогорск «Школа №200 с углубленным изучением отдельных предметов»






Организованная образовательная деятельность

по приобщению детей к русской народной культуре

в старшей группе

тема:

«Традиции русского народа»



















Подготовил: воспитатель

Панкратова Светлана Ивановна.

Цель: Приобщать детей к духовной жизни русского народа.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с традициями русского народа – посиделками, учить детей играть в русские народные игры «карусель», «ручеек», подбирать рисунок в игре «почини носочки». Закрепить умение работать с соленым тестом.

Развивающая: развивать нравственные качества личности дошкольника, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, словарный запас слов, воображение.   

Воспитательная:  воспитывать  уважение к труду, гордость за свой народ, пробуждать чувство  любви к Родине.

Предварительная работа: выучить с детьми пословицы о труде; научить играть в русские народные игры; работать с соленым тестом; познакомить с традициями и бытом русского народа.

Оборудование: для украшения группы под избу: печь, стол с кухонной утварью (самовар, чугунки, чашки), лавочки, половики, сундук, почта от Емели, атрибуты к игре «почини носки» (носки и заплатки). Аудиозапись с русскими народными песнями. Соленое тесто для лепки бубликов, фартуки, полотенце.

Ход занятия.

Дети  нарядные в русские народные костюмы входят в группу  под русскую народную музыку, их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм, в роли хозяюшки. Группа украшена под русскую избу.

Хозяюшка:

Здравствуйте

Гости званные и желанные!

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

(дети здороваются)

Посмотрите, к нам пришло много гостей, давайте поздороваемся с ними. 

Гости на пороге – хозяйке радость

Для вас у меня место готово

Красному гостю – красное место.

Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь- это сердце дома, ее ласково называли кормилицей, барыней. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. -Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. 

Какие же предметы еще находились в русской избе? Хотите узнать? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

«Что за барыня такая ?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

Физ-минутка

Мы веселые матрешки, (руки на талии, покачиваемся)

Прыгаем как мячики. (прыжки на месте)

Мы ногами топаем, (ногами попоем)

Мы руками хлопаем. (хлопаем в ладоши)

Глазками моргаем, (голову в перед, моргаем глазками)

После засыпаем. (садимся на корточки, ладошки под щечку)

Хозяйка. В старину говорили «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», вот и я тесто замесила, а испечь не успела. Поможете мне испечь калачи к чаю?

Дети садятся за столы.

Хозяюшка: при выполнении работы, давайте проговорим потешку.

Ай качи, качи, качи, глянь баранки калачи, с пылу, жару из печи, все румяны, горячи, прилетели тут грачи, похватали калачи, нам оставили лишь - бараночки.

На столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Хозяюшка напоминает детям, как лепят калачики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края слепляют. Готовые калачики дети укладывают на противень, и хозяйка ставит в печь (пока дети выполняют работу, играет спокойная народная музыка).

Хозяюшка: Пока наши калачи пекутся, мы с вами отдохнем. В старые времена был такой обычай у русских людей: когда они заканчивали работу в поле, устраивали посиделки.  Они собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, рассказывали сказки, танцевали, играли в игры. Старые молодых разному ремеслу учили.

А вы, любите играть в игры?

раздается стук в дверь.

 Входит сказочный герой

Здравствуйте люди добрые!

Хозяюшка здравствуй добрый молодец! Кто такой будешь?

Емеля: я Емеля, а из какой сказки забыл!

Хозяйка: ребята подскажем Емеле? (по Щучьему велению)

Емеля: Ехал мимо на печи, да унюхал калачи, дай думаю и зайду!

Хозяюшка с чем пожаловал добрый молодец?

Емеля с играми, загадками, пословицами да поговорками.

Приглашаю детвору,

На весёлую игру,

А кого не примем

За уши поднимем

Уши будут красные,

До того прекрасные. (дети встают парами  играют в игру «ручеек»).

Емеля. Ребята знаете  русские народные сказки?, назовите их (дети называют «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя»

А пословицы и поговорки: «Волков бояться – в лес не ходить», «Всякий человек в деле познаётся», «Конец – делу венец»  -  что означают эти пословицы и поговорки, скажите? Кто ответит?

Ребёнок - Если человек будет всех бояться, то ни с кем не подружится.

Емеля: - Правильно! Кто ещё хочет сказать?

ребёнок: - Мы хорошо позанимаемся и можем потом поиграть.

Емеля: - Молодец!  А «Всякий человек в деле познаётся»? Объясните, что это значит?

ребёнок: - Это о народных умельцах! А ещё, когда люди друг другу помогают.

Емеля: - Мне очень понравились ваши ответы. Кто вспомнит считалку?

 - Ехал Грека через реку,

 Видит Грека – в реке рак,

 Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку – цап.

Емеля: - Молодцы! Для хорошей погоды и дождя, люди сочиняли приговорки и заклички, послушайте:                                                           

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь, поливай!

Хозяйка да ребята русский народ издавна славился трудолюбием, об это говорят пословицы. Например: рабочие руки не знают скуки.

  А какие пословицы о труде вы знаете?

Дети Хочешь, есть калачи - не лежи на печи.

Умение и труд все перетрут.

·  Дело мастера боится.

Под лежачий камень вода не течет.

Без труда не выудишь рыбку из пруда.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Сделал дело, гуляй смело.

Хозяюшка: молодцы, знаете пословицы о труде. 

 Ну как мои хорошие не устали, давайте с вами сядем на скамеечку и немножко отдохнем. (ребята присаживаются на скамеечку).

.Хозяюшка: А про угощение мы с вами забыли, печь у нас волшебная! наши калачи  уже готовы (достаёт из печи уже настоящие калачики и угощает ребят и гостей

Угостим и наших гостей( дети угощают гостей)

Хозяйка: Ребятки, расскажите, в  какую русскую народную игру мы играли? Что  вы сегодня узнали нового? А что мы сегодня пекли? А из чего? Молодцы спасибо вам за ваши умения и старания.











Самоанализ педагога

Цель:

— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, ухват и т.д.);

  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;

  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

  • развивать художественно — творческие способности детей.

На предшествующих занятиях в группе была проведена предварительная работа, в которую вошли: чтение русских народных сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки.

Занятие получилось насыщенным по содержанию, методический материал подобран в соответствии с возрастом. На данном занятии поставленные цели и задачи были выполнены.

Для привлечения внимания были использованы разнообразные приемы работы с детьми: это и введение образа Хозяюшки. Наилучшим образом подействовали на поддержание интереса детей: создание игровых ситуаций, принятие определенных социальных ролей, оформление комнаты в стиле «русской избы», музыкальное сопровождение занятия, русская народная одежда — все это также дало возможность детям окунуться в атмосферу русского быта.

В ходе занятия старалась активизировать и вовлечь каждого ребенка в деятельность для решения поставленных задач, добиваться индивидуальных ответов, в работе по обогащению словаря использовать больше прилагательных в речи детей, вызвала интерес при загадывании загадок и нахождение отгадок в русской избе. Дети активно отвечали на вопросы «хозяюшки», рассказ о жителях русской избы слушали с интересом, хорошо справлялись с заданиями. У детей закрепилось представление о том, как жили наши предки, о предназначении предметов народного быта, о правилах культуры поведения в гостях.

При знакомстве с русской избой удалось раскрыть в детях творческие способности через импровизацию с элементами народного танца и в продуктивной деятельности при лепке калачей.

Для достижения наилучших результатов я планирую в дальнейшем включать в занятие как можно больше фольклорного материала: попевок, закличек, присказок, пословиц и поговорок; организовать экскурсии в краеведческий музей,, которые помогут детям расширить кругозор, узнать и увидеть много интересного из истории русской народной культуры.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Панкратова Светлана Ивановна

Дата: 17.02.2017

Номер свидетельства: 392770

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Образовательная программа "Мой край родной""
    ["seo_title"] => string(44) "obrazovatiel-naia-proghramma-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "262590"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449391392"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Консультация для педагогов «Приобщение к культурным ценностям своего края, как средство формирования морально-этических норм у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_priobshchenie_k_kulturnym_tsennostiam_svoego_kraia_"
    ["file_id"] => string(6) "618913"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1669906483"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ ""
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_i_ghrazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_chieriez_kr"
    ["file_id"] => string(6) "407794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491721419"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства