Организованная образовательная деятельность по приобщению детей к русской народной культуре в старшей группе тема: «Традиции русского народа»
Организованная образовательная деятельность по приобщению детей к русской народной культуре в старшей группе тема: «Традиции русского народа»
Цель: Приобщать детей к духовной жизни русского народа.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с традициями русского народа – посиделками, учить детей играть в русские народные игры «карусель», «ручеек», подбирать рисунок в игре «почини носочки». Закрепить умение работать с соленым тестом.
Развивающая: развивать нравственные качества личности дошкольника, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, словарный запас слов, воображение.
Воспитательная: воспитывать уважение к труду, гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организованная образовательная деятельность по приобщению детей к русской народной культуре в старшей группе тема: «Традиции русского народа»»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Белогорск «Школа №200 с углубленным изучением отдельных предметов»
Организованная образовательная деятельность
по приобщению детей к русской народной культуре
в старшей группе
тема:
«Традиции русского народа»
Подготовил: воспитатель
Панкратова Светлана Ивановна.
Цель: Приобщать детей к духовной жизни русского народа.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с традициями русского народа – посиделками, учить детей играть в русские народные игры «карусель», «ручеек», подбирать рисунок в игре «почини носочки». Закрепить умение работать с соленым тестом.
Развивающая: развивать нравственные качества личности дошкольника, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, словарный запас слов, воображение.
Воспитательная: воспитывать уважение к труду, гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине.
Предварительная работа: выучить с детьми пословицы о труде; научить играть в русские народные игры; работать с соленым тестом; познакомить с традициями и бытом русского народа.
Оборудование: для украшения группы под избу: печь, стол с кухонной утварью (самовар, чугунки, чашки), лавочки, половики, сундук, почта от Емели, атрибуты к игре «почини носки» (носки и заплатки). Аудиозапись с русскими народными песнями. Соленое тесто для лепки бубликов, фартуки, полотенце.
Ход занятия.
Дети нарядные в русские народные костюмы входят в группу под русскую народную музыку, их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм, в роли хозяюшки. Группа украшена под русскую избу.
Хозяюшка:
Здравствуйте
Гости званные и желанные!
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
(дети здороваются)
Посмотрите, к нам пришло много гостей, давайте поздороваемся с ними.
Гости на пороге – хозяйке радость
Для вас у меня место готово
Красному гостю – красное место.
Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
-Как мы себя чувствуем дома?
— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Печь- это сердце дома, ее ласково называли кормилицей, барыней. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. -Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.
— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?
Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
Какие же предметы еще находились в русской избе? Хотите узнать? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
«Что за барыня такая ?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
Физ-минутка
Мы веселые матрешки, (руки на талии, покачиваемся)
Прыгаем как мячики. (прыжки на месте)
Мы ногами топаем, (ногами попоем)
Мы руками хлопаем. (хлопаем в ладоши)
Глазками моргаем, (голову в перед, моргаем глазками)
После засыпаем. (садимся на корточки, ладошки под щечку)
Хозяйка. В старину говорили «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», вот и я тесто замесила, а испечь не успела. Поможете мне испечь калачи к чаю?
Дети садятся за столы.
Хозяюшка: при выполнении работы, давайте проговорим потешку.
Ай качи, качи, качи, глянь баранки калачи, с пылу, жару из печи, все румяны, горячи, прилетели тут грачи, похватали калачи, нам оставили лишь - бараночки.
На столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Хозяюшка напоминает детям, как лепят калачики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края слепляют. Готовые калачики дети укладывают на противень, и хозяйка ставит в печь (пока дети выполняют работу, играет спокойная народная музыка).
Хозяюшка: Пока наши калачи пекутся, мы с вами отдохнем. В старые времена был такой обычай у русских людей: когда они заканчивали работу в поле, устраивали посиделки. Они собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, рассказывали сказки, танцевали, играли в игры. Старые молодых разному ремеслу учили.
А вы, любите играть в игры?
раздается стук в дверь.
Входит сказочный герой
Здравствуйте люди добрые!
Хозяюшка здравствуй добрый молодец! Кто такой будешь?
Емеля: я Емеля, а из какой сказки забыл!
Хозяйка: ребята подскажем Емеле? (по Щучьему велению)
Емеля: Ехал мимо на печи, да унюхал калачи, дай думаю и зайду!
Хозяюшка с чем пожаловал добрый молодец?
Емеля с играми, загадками, пословицами да поговорками.
Приглашаю детвору,
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем
Уши будут красные,
До того прекрасные. (дети встают парами играют в игру «ручеек»).
Емеля. Ребята знаете русские народные сказки?, назовите их (дети называют «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя»
А пословицы и поговорки: «Волков бояться – в лес не ходить», «Всякий человек в деле познаётся», «Конец – делу венец» - что означают эти пословицы и поговорки, скажите? Кто ответит?
Ребёнок - Если человек будет всех бояться, то ни с кем не подружится.
Емеля: - Правильно! Кто ещё хочет сказать?
ребёнок: - Мы хорошо позанимаемся и можем потом поиграть.
Емеля: - Молодец! А «Всякий человек в деле познаётся»? Объясните, что это значит?
ребёнок: - Это о народных умельцах! А ещё, когда люди друг другу помогают.
Емеля: - Мне очень понравились ваши ответы. Кто вспомнит считалку?
- Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – цап.
Емеля: - Молодцы! Для хорошей погоды и дождя, люди сочиняли приговорки и заклички, послушайте:
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь, поливай!
Хозяйка да ребята русский народ издавна славился трудолюбием, об это говорят пословицы. Например: рабочие руки не знают скуки.
А какие пословицы о труде вы знаете?
Дети Хочешь, есть калачи - не лежи на печи.
Умение и труд все перетрут.
· Дело мастера боится.
Под лежачий камень вода не течет.
Без труда не выудишь рыбку из пруда.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Сделал дело, гуляй смело.
Хозяюшка: молодцы, знаете пословицы о труде.
Ну как мои хорошие не устали, давайте с вами сядем на скамеечку и немножко отдохнем. (ребята присаживаются на скамеечку).
.Хозяюшка: А про угощение мы с вами забыли, печь у нас волшебная! наши калачи уже готовы (достаёт из печи уже настоящие калачики и угощает ребят и гостей
Угостим и наших гостей( дети угощают гостей)
Хозяйка: Ребятки, расскажите, в какую русскую народную игру мы играли? Что вы сегодня узнали нового? А что мы сегодня пекли? А из чего? Молодцы спасибо вам за ваши умения и старания.
Самоанализ педагога
Цель:
— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, ухват и т.д.);
познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
развивать художественно — творческие способности детей.
На предшествующих занятиях в группе была проведена предварительная работа, в которую вошли: чтение русских народных сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки.
Занятие получилось насыщенным по содержанию, методический материал подобран в соответствии с возрастом. На данном занятии поставленные цели и задачи были выполнены.
Для привлечения внимания были использованы разнообразные приемы работы с детьми: это и введение образа Хозяюшки. Наилучшим образом подействовали на поддержание интереса детей: создание игровых ситуаций, принятие определенных социальных ролей, оформление комнаты в стиле «русской избы», музыкальное сопровождение занятия, русская народная одежда — все это также дало возможность детям окунуться в атмосферу русского быта.
В ходе занятия старалась активизировать и вовлечь каждого ребенка в деятельность для решения поставленных задач, добиваться индивидуальных ответов, в работе по обогащению словаря использовать больше прилагательных в речи детей, вызвала интерес при загадывании загадок и нахождение отгадок в русской избе. Дети активно отвечали на вопросы «хозяюшки», рассказ о жителях русской избы слушали с интересом, хорошо справлялись с заданиями. У детей закрепилось представление о том, как жили наши предки, о предназначении предметов народного быта, о правилах культуры поведения в гостях.
При знакомстве с русской избой удалось раскрыть в детях творческие способности через импровизацию с элементами народного танца и в продуктивной деятельности при лепке калачей.
Для достижения наилучших результатов я планирую в дальнейшем включать в занятие как можно больше фольклорного материала: попевок, закличек, присказок, пословиц и поговорок; организовать экскурсии в краеведческий музей,, которые помогут детям расширить кругозор, узнать и увидеть много интересного из истории русской народной культуры.