Просмотр содержимого документа
«Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе по теме «Зима»»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Аленушка» городского округа город Сибай Республики Башкортостан
Проект
"Криотерапия как нетрадиционный метод закаливания в детском саду"
Асылбаева Земфира Султановна,
воспитатель
Аннотация. Опыт работы по реализации инновационного проекта «Криотерапия как нетрадиционный метод закаливания в детском саду».
Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов ее национальной безопасности, является образование как основа полноценного развития личности. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательная организация на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья обучающихся.
Проблемы здоровья ребенка остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Указах Президента Российской Федерации от 07 октября 1997 года № 1175 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»; от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.
Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях, особенно дошкольных, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и получила в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Если в двадцатом веке основные надежды на сохранение здоровья связывались с деятельностью медицинского персонала и выполнением требований санитарных правил и норм, то в разработке новой стратегии здоровья идет смещение акцента с лечебной медицины на педагогические методы сохранения здоровья детей. Об этом говорится в трудах ученых Е. Н. Барышникова, В. С. Кукушина, Н. М, Сократова и других.
На рубеже XX - XXI веков все чаще стали появляться публикации по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательных учреждений. В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова, И. В. Чупаха обосновывают необходимость включения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс дошкольных и общеобразовательных учреждений
Анализ литературы дает нам основание утверждать, что различные аспекты поднимаемой проблемы достаточно широко обсуждались в научной и научно-методической литературе и исследовались многими учеными. Нами было изучено большое количество научно-методических источников, в том числе комплекс идей и научных положений, обусловленных концепцией сохранения и укрепления здоровья детей и педагогов (С. В. Алексеев, С. М. Громбах, Э. М. Казин, В. В. Колбанов), разработки в области педагогических технологий (В. И. Ковалько, А. К. Колеченко, Г. К. Селевко, И. В. Чупаха и др.), разработки в области здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста: (Н. Н. Куинджи, Е. А. Алябьева, В. Г. Алямовская, М. М. Безруких, М. Н. Чистякова, С. А. Козлова и др.).
Несмотря на значительную теоретическую разработанность, а также существенные изменения в системе образования в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, многие проблемы формирования здорового образа жизни по сей день остаются неразрешенными на практическом уровне. В условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Причин этому множество: ухудшение экологической обстановки; несбалансированное питание, насыщенное ГМО; информационно-психологические перегрузки; снижение двигательной активности. Данная проблема существует и в нашей дошкольной организации. Например, данные мониторинга состояния здоровья воспитанников в 2016г. позволили сделать вывод о том, что 20% детей из общего количества это часто болеющие дети. С 2015 года в ДОУ поступило 17 % детей с низким иммунитетом, ранее не посещавших детский сад.
Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, а для морфологического совершенствования в этот период ведущие значение имеют рациональный двигательный режим и всесторонняя поддержка физического развития ребенка, как в семье, так и в образовательном учреждении. В условиях нашего ДОУ вопрос создания здоровьесберегающей среды решается и как работа по сохранению и укреплению здоровья детей в целом, и как система педагогической поддержки индивидуального физического развития каждого ребенка. В связи с этим наиболее значимым представляется аспект оздоровительной работы, предполагающей формирование центральных установок на здоровый образ жизни как индивидуальную потребность ребенка. В этом направлении нами разрабатывалась и проводилась работа по закаливанию детей. Существует множество различных способов и методов укрепления детского здоровья путем закаливания – от самых простых и щадящих до более кропотливых и интенсивных.
Осуществление поиска средств и методов для оздоровления и закаливания позволило нам разработать инновационный проект: "Криотерапия как нетрадиционный метод закаливания в детском саду"
Введение.
Обоснование и актуальность проекта. Проекттың актуаллеге
Криотерапия – одна из современных нетрадиционных технологий, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов, первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Кроме оздоровления, криотерапия помогает и в развитии у детей речи.
В. А Сухомлинский әйтеүе буйынса "Балалар һәләте бармаҡ осонда"
Криотерапия или контрастная терапия – один из таких методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.
«Закаляйся, если хочешь быть здоров! ». С годами старый девиз не теряет своей актуальности. Еще древнегреческий врач Гиппократ, который является основоположником античной медицины, утверждал, что “холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным”. Таким образом, еще на заре цивилизации закаливанию организма отводилась особая роль в укреплении здоровья.
Закаливание полезно для людей всех возрастов. Но особенное влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста. Закаленный детский организм легче адаптируется в неблагоприятных условиях, повышается иммунитет, устойчивость к недостатку кислорода (гипоксии). Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы ребенка, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.
Одной из технологий закаливания является современная здоровьесберегающая технология «Криотерапия», которую мы используем в работе с детьми.
Криотерапия – одна из современных нетрадиционных технологий, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов, первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Кроме оздоровления, криотерапия помогает и в развитии у детей речи.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Поэтому, для педагогов очень важно постоянно искать и находить объективно существующие точки соприкосновения различных областей знаний, на этой основе вырабатывать единый механизм формирования знаний, умений, навыков, развития способностей, активно воздействовать на воспитанников специфическими для каждой дисциплины средствами с целью создания широкой и прочной базы, на которой можно решать образовательные задачи.
Криотерапия или контрастная терапия – один из таких методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.
Использование криотерапии позволяет улучшить здоровье детей, воспитать сознательное отношение к своему здоровью, поэтому становится актуально значимой и востребованной
Цель проекта: создание благоприятных условий для укрепления здоровья воспитанников посредством криотерапии.
Гипотеза. Реализация проекта позволит сохранить и укрепить здоровье детей, если:
• будут созданы условия, позволяющие сформировать здоровьесберегающую деятельность: педагогическая деятельность будет осуществляться на основе принципов системности, непрерывности, последовательности, личностно ориентированного подхода к ребенку;
• педагогическая здоровьесберегающая технология будет индивидуально подобрана каждому ребенку в соответствии с показаниями педагогов и медицинских работников;
• будут сформированы мотивации к здоровому образу жизни и обеспечено взаимодействие между педагогам и родителями детей.
Новизна. Определены условия, при которых использование криотерапии в образовательном процессе позволит сохранить и укрепить здоровье.
Теоретическая значимость. Обоснованы организационно-педагогические условия применения криотерапии в работе с детьми дошкольного возраста. Расширено традиционное представление о влиянии здоровьесберегающей деятельности на здоровье ребенка. Показана роль криотерапии, наряду с гигиеническими факторами, в сохранении и укреплении здоровья ребенка.
Практическая значимость. Реализация проекта обеспечит накопление опыта и широкое применение криотерапии в других дошкольных образовательных организациях.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники: воспитатель. дети средней группы, родители (законные представители).
Задачи проекта:
Укрепление здоровья воспитанников ;
Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у детей потребности в положительных привычках.
Развитие потребности в выполнении специальных профилактических закаливающих упражнений и игр на занятиях и в повседневной жизни
Воспитание желания у детей заботиться о своем здоровье.
Ожидаемый результат
Укрепление здоровья воспитанников,
Введение критотерапии в образовательный процесс ДОУ, во все виды деятельности.
У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей.
Дети владеют навыками о данной технологии , знают о значении.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительно-проектировочный этап.
2. Практический этап.
3. Обобщающе - результативный этап.
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап
Осуществляется отбор детей по отсутствию противопоказаний, а также разъяснительная работа с родителями по целям и методике закаливания, ребенок осматривается медсестрой.
Формулирование проблемы и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Введение детей в игровую ситуацию, после чего педагог формулирует задачи.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Замораживание льда разных формах по цвету и размеру.
2 этап - Практический
Проведение занятий дополнительного образования в течение всего учебного года, с использованием криотерапии , согласно организационно-образовательной деятельности в соответствии ФГОС ДО.
3 этап - Обобщающий этап
Проведение мастер-класса в ДОО : «Криотерапия или увлекательные игры со льдом для здоровья детей»
Деятельность в рамках проекта
№
Месяц
Тема
Игры
1 этап Подготовительно-проектировочный
1
сентябрь
Формулирование проблемы и цели проекта. Изучение литературы по криотерапии
2 этап Практический
2
октябрь
Вступительная беседа «Я здоров, я закаляюсь»
Беседы с родителями о сущности процедуры, об ожидаемом эффекте.
Пальчиковые игры. «Помощник»
«Моя семья»
3
ноябрь
Наблюдение: Познакомить детей со свойством воды превращаться в лед.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
«Составь узор» - составить узор из цветных льдинок.
«Цветной эксперимент»
«Ледяное ожерелье»
«Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук»
«Орешковый массаж»
4
Декабрь
Ледяные украшения для Новогодней ёлочки
Подвижная игра
«Метель»
Зимние загадки
Игра «Холодно - горячо»
5
Январь
Пальчиковое рисование на ледяном холсте. «Волшебные узоры»
Игры
«Продолжи ряд»,
«Исправь ошибку» «Выполни по образцу»
6
Февраль
Профилактика гриппа. Консультация для родителей «Криотерапия – контрастная терапия»
Совместное приготовление льдинок с родителями и с детьми
7
Март
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
Игра
«Достань игрушку»
«Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»
8
Апрель
Ракета со льда
Разложение из цветных льдинок .
Опыт . Лед в шубе.
Игра «Ледяная рыбалка»
3 этап - Обобщающий этап
9
Май
Проведение мастер-класса в ДОУ : «Криотерапия или увлекательные игры для здоровья со льдом»
принципы
1. Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий.
2. Систематичность закаливания – это регулярное повторение закаливающих воздействий. Следует помнить, что закалить ребенка на продолжительное время, навсегда, невозможно, какие бы усилия к этому не прилагались.
3. Учет индивидуальных, возрастных особенностей организма ребенка – состояние его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действиям закаливающих агентов.
4. Наличие обязательной эмоционально положительной реакции малыша на процедуру.
Эффективность реализации проектаПроекттың көтөлгән һөҙөмтәләре
В современной литературе основное внимание уделяется сбережению здоровья детей в образовательных учреждениях. Использование криотерапии позволяет говорить о сохранении здоровья детей.
Заключение Һығымта
Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях, особенно дошкольных, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.
Анализ литературы позволил определить педагогические технологии, наиболее востребованные в дошкольных учреждениях: если раньше в основном использовались медицинские технологии (массаж, витамины, водные процедуры, воздушные и солнечные ванны), пропагандировался детский спорт, гигиеническая организация среды, сон на воздухе, то, начиная с 1990-х годов, популярными становятся педагогические здоровьесберегающие технологии. Анализ литературы и практики позволил обнаружить несоответствие между содержанием программ дошкольного воспитания, учитывающих в основном лишь физическое, нравственное, эстетическое развитие ребенка, и современным направлением в сфере дошкольного образования, направленным на индивидуальное здоровье каждого ребенка, между традиционными установками на педагогический процесс ОУ и здоровьесберегающим процессом воздействия.
Оздоровительная работа, проводимая в группе, показала видимые изменения в развитии и здоровье воспитанников.
включение в образовательный процесс криотерапии при условии соблюдения принципов непрерывности, последовательности, личностно ориентированного подхода к ребенку оказывают положительное влияние на здоровье.
Одним из основных требований применения комплекса здоровьесберегающих педагогических технологий было условие, при котором все технологии были подобраны к каждому ребенку индивидуально, в соответствии с показателями его индивидуального здоровья.
Необходимыми условиями успешного внедрения в практику работы является обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах сбережения здоровья детей.
Таким образом, можно сказать, что учет определенных педагогических условий, обеспечивающих применение криотерапии в работе, позволяет сохранить здоровье детей, , что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Прогнозируемый результат
Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников.
Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни.
Создание атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка.
Формирование совместных традиций семьи и детского сада по использованию технологии криотерпии
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-realizatsii-zdorovesberegayushchikh-pedagogicheskik#ixzz56jaMsnI2
Заключение
Применение данной методики позволили качественно снизить уровень заболеваемости в группе. Таким образом, предлагаемая технология закаливания и оздоровления детей методом криотерапии является высокоэффективной, так как существенно улучшает физическое и нервно-психическое развитие ребенка, ребенок реже болеет острыми респираторными заболеваниями, при этом отсутствуют осложнения после острых вирусных инфекций, если ребенок ими заболевает. При проведении закаливания у вновь поступивших детей, отмечается более быстрая адаптация к условиям детского дошкольного учреждения. Кроме того, предложенная методика закаливания проста в исполнении, не требует больших материальных затрат и может быть широко внедрена в работу дошкольных учреждений.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-realizatsii-zdorovesberegayushchikh-pedagogicheskik#ixzz56jaDTk2R
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(255) "Конспект занятия по основам грамоты и письма "Звуки Б и Бь, буква Б. Рисование по клеткам" с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича. "
["seo_title"] => string(148) "konspiekt-zaniatiia-po-osnovam-ghramoty-i-pis-ma-zvuki-b-i-b-bukva-b-risovaniie-po-klietkam-s-ispol-zovaniiem-razvivaiushchikh-ighr-v-v-voskobovicha"
["file_id"] => string(6) "205919"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1430056431"
}
}