- Дети, к нам пришла посылка.. Внутри записка и небольшая коробочка. Записка: «Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка». На днях я подсчитывал свои несметные богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от прадедушки. Там внутри какие-то камушки. Я уже хотел, было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью, так как вы уже скоро идете в школу и наверняка многое знаете. Помогите, пожалуйста. С уважением, Крот» Достаю содержимое коробки. - Что же находиться в коробке? - Почему они так называются? - Какие три вида полезных ископаемых вы знаете? - Какими способами их добывают? - Давайте, разберемся какие полезные ископаемые в этой коробке. Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. - Какую пользу приносит гранит? Раз огромнейший насос Ухватил меня за нос. Посадил меня в трубу По трубе теперь бегу. Прибегу я на завод - Там меня нагреют. Вот Такие вот продукты: (Не конфеты и не фрукты) Керосин, бензин, мазут... Из меня произведут. Без меня не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимается ракета. Отгадайте, что же это? - Что изготавливают из нефти? Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Он черный, блестящий, Помощник настоящий. - Какую пользу он приносит людям? Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу. - Для чего она используется? Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. - Какую пользу он приносит? Покрывают им дороги, Улицы в селениях. А еще он есть в цементе. Сам он - удобрение. - Где используется известняк? На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком расцветает от спички. Не зря она варилась в доменной печи. На славу получились ножницы, ключи... - Что делают из железной руды? - Вы сказали магнит. А что вы о нем знаете? - Я предлагаю вам отправиться в волшебную страну магнитов, где вы узнаете о свойствах магнитов и способах их применения. Становитесь вкруг на ковер. Полетели. Дыхательная гимнастика «Крылья» Вместо рук - большие крылья. Ну-ка, в небо, эскадрилья! Поднимемся на носочки Хорошо нам наверху! Как же вы без нас внизу? Покачивание Покачаемся слегка, А под нами облака. Надо посмотреть вокруг. Рядом ли летит мой друг? Мы хлопком встречаем Солнце, Светит людям пусть в оконца. - Вот мы и в волшебной стране магнитов. Опыты: Игра-опыт «Рыбалка» Оборудование: Емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, Магнит. Ход опыта: В емкость с водой опустить рыбок. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок. Результат опыта: Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук. Вывод: Поле магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду. - Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент. Игра-опыт «Бумажные гонки» Оборудование: Лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками), Заготовки для машинок (дно, крыша), Металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), Ножницы и скотч (можно клей и кисти), Магниты. Ход опыта: Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши. Установить автомобили на старте. Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги. Результат опыта: Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Поле магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом. Вывод: Поле магнита действует через картон и бумагу. Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника. Игра-опыт «Магнитная регата» Оборудование: Кусочек пенопласта в виде лодочки, Портновская игла для мачты, Цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); Магнит, Миска или таз с водой. Ход опыта: Пустить лодочку плавать в таз с водой. Управлять лодочкой, двигая магнит над тазом (не касаясь их). Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их. Вывод: Сила магнита действует даже на расстоянии. Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается. Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются?» Оборудование (на каждого ребенка или на пару): Два маленьких мебельных магнита. Ход опыта: Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу. Результат опыта: В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются. Воспитатель: Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости. Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения. Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку). Мы много сегодня с вами узнали о полезных ископаемых и о магнитах. Что вы узнали? Что вам больше всего понравилось? А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Релаксация «Полет высоко в небе» (Звучит спокойная расслабляющая музыка). «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями приближаетесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день». |