Цель - формирование представления детей о воздухе и его свойствах, способствовать обогащению и закреплению знаний детей о совйствах воздуха, расширению представления о значимости воздуха в жизни человека, животных и растений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ООД "Воздух вокруг нас"»
Конспект ООД по экологии в старшей группе
Тема: «Воздух вокруг нас»
Задачи:
Образовательные:
- формирование представления детей о воздухе и его свойствах;
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
Развивающие:
- развивать творческое мышление детей (путем проблемных ситуаций, любознательность, воображение;
-развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
- закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха (автомобили, заводы);
-закреплять знания о правилах экологической безопасности;
- развивать экологическое сознание детей;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к друг- другу, слушать сверстников во время занятия.
- воспитывать культуру общения; активизировать речевую деятельность детей.
Демонстрационный материал: ноутбук, пакетики на каждого ребенка; лимон, лук, перец, кофе, тетрадный листы на каждого ребенка, деревянные кубики на каждого ребенка, банка с водой на каждого ребенка, пустой стакан; кусочек резины и резиновая игрушка; тазик с водой.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Есть ли дети одеяло,
Чтоб всю землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?
Что это? (воздух).
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие учёные-исследователи.
(Воспитатель показывает на экране ноутбука картинку с изображением планеты Земля)
Воспитатель: Ребята, что это? (ответ)
Воспитатель: Правильно, это наша планета Земля, Она окружена со всех сторон толстым слоем воздуха и этот слой называется - атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы под палящими лучами Солнца днем, а ночью погибло бы от холода. Без воздуха наша планета была бы мертвой пустыней.
Воспитатель: А скажите мне, пожалуйста, кому нужен воздух? (и людям, и животным, и растениям).
Ответы детей.
Воспитатель: Что же такое воздух? (газ).
Ответы детей.
Воспитатель: Да, воздух, это смесь различных газов: азота, кислорода и углекислого газа. А какой газ является самым главным для людей! А для животных? (кислород).
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Мы вдыхаем воздух, богатый кислородом, пропускаем его через себя, а выдыхаем уже не кислород, а что? (углекислый газ).
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мы выдыхаем углекислый газ.
Воспитатель: А какими же свойствами обладает воздух? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем несколько опытов, как настоящие исследователи. Для этого мы пройдем в нашу лабораторию.
Опыт №1. Как обнаружить воздух
Воспитатель: Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите перед своим лицом веером(тетрадный лист). Что вы почувствовали?
Воспитатель: Можно сделать вывод: (Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок. Ветер – это движение воздуха.)
Опыт № 2 (с пакетиками)
Воспитатель: А что вообще такое ВОЗДУХ? Возьмите в руки камень, какой он на ощупь? (Твёрдый, крепкий, жёсткий.) Камень – это твёрдое тело. А можно ли воздух взять в руки и сжать? (Нет) Значит, воздух не твёрдое тело. Возьмём стакан с водой. Что мы уже знаем о воде? (Вода – это жидкость, она умеет течь, капать, воду можно пить.) А воздух не течёт, его нельзя пить. Значит, он не жидкость. Воздух – это газ. Это наше первое открытие.
Воспитатель: А еще, воздух можно «поймать». Возьмите в руки пакетик. В нём есть что-нибудь? (Нет, он пустой.) давайте откроем пакетики и поймаем воздух, и закрутим пакеты. Что происходит? (Пакет становится выпуклым.) Почему? (Там воздух.)
Воспитатель: А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный.) Вот мы и сделали ещё одно открытие – Воздух бесцветный, прозрачный газ
Воспитатель: Понюхайте воздух в пакете, есть у воздуха запах? (Нет.) Да, дети, воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Узнай по запаху» Закройте дети глазки(Даю детям понюхать разрезанный лимон, лук, кофе. Дети угадывают запахи)
Опыт № 3. Воздух есть везде
На столе у вас стоит банка с водой и кусочек мела. Опустите его в воду. Что происходит? (Из мела выходят пузырьки.)
Воспитатель: Пузырьки – это воздух, он был в меле и вышел из него, когда он попал в воду. Возьмем резиновую грушу. Сожмем её. Что произошло? (Из неё вышел воздух.) А теперь закроем отверстие груши и нажмем на неё. Она сжимается? (Нет.) Почему? (Мешает воздух.)
Вот мы и сделали ещё одно открытие.
Перед вами лежат трубочки, подуйте в них, что выходит из трубочек? (воздух). Правильно это воздух, а теперь опустите трубочки в стаканчики с водой, и подуйте? Что происходит в воде?
(выходят пузырьки) Правильно это пузырьки – воздух. Ребята, воздух есть везде, куда он может проникнуть.
Опыт № 4. Имеет ли воздух вес?
Воспитатель: Возьмём кусочек резины и бросим его в воду. Что произошло? (Он утонул.) Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? (Предположения детей.) Что у игрушки внутри? (Воздух.) Делаем вывод: воздух легче воды. А где это свойство воздуха часто используется?
Ответы детей. (Спасательные круги, надувные лодки.)
Физкультминутка.
Мы вдохнули глубоко, Дышим мы легко-легко Плавно руки вверх подняли И кистями помахали. Руки мы к плечам прижали И локтями повращали.
Кислород мы все вдыхаем,
Затем плавно выдыхаем.
(вдох - выдох,
вдох - выдох) –
Можем воздух мы вдохнуть
И тихонечко подуть. Сделаем по пять прыжков. И к работе все готовы!
Воспитатель: Жизнь и здоровье человека зависит от того, каким воздухом мы дышим. Если воздух загрязнён вредными веществами, то это очень вредно для нашего здоровья. А что загрязняет воздух? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Во многих городах работают фабрики и заводы, из труб которых в атмосферу выбрасываются ядовитые газы, сажа и пыль. Но кроме заводов и фабрик в городе еще много транспорта, который тоже наносит вред и людям, и растениям, и животным.
Воспитатель: Поэтому, мы с вами должны заботиться о своём здоровье.
Итог:
Воспитатель: Итак, что мы с вами сегодня узнали в нашей лаборатории о воздухе?
Воздух - это газ, он повсюду.
Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
Воздух легче воды.
Воздух можно легко загрязнить.
Воспитатель: Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. О нём можно узнать ещё много интересного и полезного, на сегодня наша лаборатория закрывается. Мы продолжим свои исследования в следующий раз.