- практический (решение задач и примеров, пальчиковая гимнастика, физминутка);
- наглядный (демонстрационный материал)
- анализ занятия, поощрение.
Вводная часть. Ритуал Приветствие «Подарим улыбку друг другу».
Организационный этап.
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети проходят, здороваются с гостями)
-Ребята, у меня с утра такое удивительное настроение. Мне кажется сегодняшний день будет необычным. А у вас хорошее настроение?
-Посмотрите, у меня в руках зеркальце, оно волшебное. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение, улыбнемся зеркальцу, и оно улыбнется нам в ответ (дети передают зеркало друг другу из рук в руки).
Ребята, вы передали своё хорошее настроение зеркальцу, и оно вам улыбается, и вы сейчас улыбнитесь друг другу. Давайте сейчас подуем на ладоши и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с гостями. Действительно волшебство – все улыбаются.
- Ребятки, к нам сегодня пришли гости не просто так, вам ведь скоро идти в школу. И вот наши гости решили убедиться ,что вы действительно к этому готовы. Дело в том, что вчера вечером я получила голосовое сообщение(видео сообщение) от директора школы(учителя школы). Послушайте его, пожалуйста.
Сообщение:«Здравствуйте, Александра Павловна и дорогие ребята! Вас беспокоит учитель школы №50. Ребята, скоро вы станете настоящими школьниками, и мы бы хотели пригласить вас в нашу школу. Но у нас одно условие –вы должны доказать, что готовы пойти в школу. А для этого мы вместе с гостями ,которые будут присутствовать на вашем занятии, приготовили для вас интересные задания по математике, за каждое правильное выполнение которых вы будете получать жетон. Ребята, если в конце занятия вы наберете 8 жетонов, то каждый из вас получит медаль "Будущего первоклассника",а это будет означать ,что осенью мы с радостью примем вас в 1 класс.
Желаю вам удачи! И ,надеюсь, до скорой встречи!
-Как вы думаете ,ребята, справитесь ?Сколько жетонов вам нужно набрать? Не боитесь трудностей? (ответы детей).
-Ну ,тогда япредлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну Математики .
Основная часть.
-Ну что ,приготовились?
- Ребята, а как же попасть в страну Математики? (Дети должны дать предположения) Вы совершенно правы, чтобы нам туда попасть, нужен какой-нибудь транспорт. А какой транспорт нам подойдет, мы сейчас узнаем. Это и есть наше первое задание от наших гостей.
Занимайте места за столами .Сейчас вы узнаете, на чем мы отправимся в путь.
(На столах приготовленные листы в крупную клетку и карандаши для выполнения графического диктанта.)
Возьмите в руку карандаш и поставьте его на точку, которая находится на ваших листах. От этой точки начнем рисунок.
Ну и на каком транспорте мы отправляемся в путешествие ?
-Дети: Мы поплывем на корабле.
-Уважаемые гости, мы правильно угадали транспорт?
-Конечно. И получаете за это1 жетон
-Воспитатель: Молодцы, ребята! В путешествие мы отправимся на корабле.
Вот он наш корабль(на полу коврик с цифрами)
Ну что бы отправиться в путь, нам нужно будет занять на корабле свои места согласно билетам. Это второе задание от наших гостей. Каждый из вас на своем билете увидит пример, число которое получится при решении данного примера и будет являться вашим местом на корабле.
-И так ,ребята, что нужно сделать ,чтобы найти свое место на корабле?
-Решить примеры
-Правильно ,приступайте,
-Женя, какой у тебя пример ?Что получилось в ответе?(7)
Значит какое место ты займешь на корабле?
-Место с цифрой 7
-Молодец, занимай место на корабле(И так с каждым ребенком)
-Молодцы, ребята! Кажется мы справились и со вторым задание. Давайте спросим у наши гостей.
-Молодцы, ребята, вот вам второй жетон за правильно выполненное задание.
-Ну , тогда мы отправляемся в путешествие . А чтобы нам не было скучно плыть на нашем корабле, поиграем в игру. Я буду задавать вопросы ,а вы должны быстро на них отвечать.
Игра "Мозговой штурм"
-Какие дни недели вы знаете, назовите их(Дети все вместе перечисляют дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
-Воспитатель спрашивает детей в индивидуальном порядке (назови, пожалуйста, 6-ой день недели, назови 3-ий день недели).
- Назовите день недели, который я пропустила. Воспитатель перечисляет дни недели, дети внимательно слушают и называют день недели, который пропустил воспитатель.
- Саша уехал к бабушке в пятницу, а вернулся через два дня на третий день. В какой день недели вернулся Саша? (в понедельник)
-Дети в детском саду начали готовиться к празднику «День космонавтики» в понедельник, а через три дня на четвертый начался праздник. Когда начался праздник? (в пятницу)
-В воскресенье Маша спросила у мамы, когда у нее будет день рождения. Мама сказала, что послезавтра. Когда у Маши будет день рождения? (во вторник).
-Сколько месяцев в году?
-(12)
-С какого месяца начинается год ?
-(с января)
-Заканчивается год…
-(декабрем)
Сколько времен года вы знаете? Назовите их
-(4;зима.весна,лето,осень)
-Назовите весенние месяцы?
-(март, апрель, май)
-Ну вот мы прибыли в страну Математики, но чтобы в нее войти, нам еще нужно узнать пароль. Это и есть третье задание от наших гостей.
А паролем будут правильные ответы на вопросы, которые подготовили наши гости
Внимательно слушайте вопросы и дайте правильные и полные ответы, карточки с правильным ответом будем прикреплять к доске.
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Какое число меньше 7, но больше 5? (6)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
(В процессе ответов на вопросы дети прикрепляют к доске карточки с цифрами – ответами)
-Вы правильно ответили на все вопросы, но для того, чтобы узнать пароль, надо числа поставить по порядку. (выходит ребенок и выкладывает числовой ряд)
- А теперь я переверну карточки на другую сторону, и мы сможем прочитать «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).
- Молодцы, ребята, вы узнали пароль, и теперь мы с вами в математической стране.
-Уважаемые гости, кажется ребята заслужили третий жетон.
-Да, конечно, молодцы ребята.
Перед испытаниями ,которые нас ждут в математической стране ,давайте немного отдохнем.
Физминутка
Раз-подняться, потянуться,
Два- согнуться, разогнуться,
Три- в ладоши три хлопка
Головой три кивка
На четыре-руки шире
Пять- руками помахать
Шесть-на место тихо сесть.
-Предлагаю вам тихо пройти за столы и посмотреть, что же за задания для нас приготовили.
И так ,мы переходим к четвертому заданию от наших гостей
В стране Математики живут не только числа, но и геометрические фигуры. Живут они в волшебных домиках. Мы сейчас с вами попали в городок где проживают круги.
На магнитной доске расположены домики с геометрическими фигурами кругами, и на крыше которых написаны цифры (5, 7, 9 и т.д.).
Воспитатель: Посмотрите, на крышах домиков, где проживают круги написаны цифры. А как вы думаете, что они обозначают?
Дети: Цифра обозначает, сколько жителей должно жить в домике.
Воспитатель: Правильно. Поэтому нам нужно поселить в каждый домик еще жителей так, чтобы количество жителей совпадало с числом, которое обозначает цифра на крыше домика.
Дети выполняют задание. Задача детей добавить нужное количество кругов в каждый домик. Обсудить с детьми, как получилось нужное количество (состав числа из двух меньших).
Дети: мы добавили к недостающему количеству кругов необходимое количество
Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием справились!
-Уважаемые гости, мы справились с заданием?
-Молодцы ,ребята, вы получаете четвертый жетон
5задание от наших гостей – «Решение задач»
Воспитатель: Всех мы по домикам расселили, а теперь давайте с вами узнаем, сколько же всего домиков у жителей. Для этого нам нужно решить задачу. Ребята, давайте вспомним ,что же такое задача и из каких частей она состоит?
Дети: Задача- это маленький математический рассказ, в котором есть - "Условие, "Вопрос"
-Что такое условие?(это то, что нам известно).
-Что такое вопрос? ( что нам неизвестно, то что нужно найти)
-Ребята, внимательно слушайте задачу«В стране Математики 3 красных домика и 4 желтых домика. Сколько всего домиков в стране?»
-Какие домики есть в стране Математики?
Дети: Желтые и красные.
Воспитатель: Сколько было красных домиков?
Дети: Три красных домика
Воспитатель: Сколько желтых?
Дети: Четыре желтых домика.
Воспитатель: Как называется эта часть задачи?
Дети: Условие.
Воспитатель: А что нам нужно узнать?
Дети: Сколько всего домиков в стране Математики.
Воспитатель: А какая эта часть задачи?
Дети: Вопрос.
Воспитатель: А что нам нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего домиков?
Дети: Нужно сложить, прибавить.
Воспитатель: А теперь мы сделаем запись решения задачи.
К доске вызывается один ребенок и располагает решение задачи: 3+4.
Воспитатель: А теперь давайте узнаем ответ задачи. Сколько будет
к 3 прибавить 4
Дети: Будет 7.
Ребенок у доски добавляет к записи =7.
Воспитатель: Теперь мы можем ответить на вопрос задачи: сколько всего домиков в стране Математики?
Дети: В стране Математики 7 домиков.
Воспитатель: Молодцы, все домики посчитали. А сейчас попробуйте решить очень хитрую задачу: «Мама собралась варить фруктовый компот. Она взяла из холодильника 3 огурца и 2 моркови. Сколько всего фруктов взяла мама?»
Дети: Нисколько. Огурец и морковь – это овощи»
- На клумбе расцвело 10 роз, за ночь распустилось ещё 10. Стало очень красиво. Это задача?
- Нет.
- Почему?
- здесь нет вопроса!
- Скажите, можно ли решить такую задачу: Пете купили восемь машин, а потом ещё несколько. Сколько всего у Пети стало машин?
- Эту задачу решить нельзя, потому что в ней нет второго числа.
- Правильно! Молодцы!
-Уважаемые гости ,кажется ребята справились и с пятым заданием
-Молодцы ребята, вот вам еще один жетон.
-Ребята ,у нас уже 5 жетонов. Кто помнит, сколько жетонов нам с вами нужно набрать?(8)
- У нас 5 жетонов ,а набрать нужно восемь, сколько жетонов не хватает(3)
-Верно, а это значит ,что у нас впереди еще три задания. Давайте перед тем как приступить к их выполнению ,наши пальчики сделают гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «В школу»
В школу осенью пойду. («Шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать, (Загибают по одному пальчику с мизинца)
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду! (Грозят указательным пальчиком)
-Мы подошли к заданию номер 6 от наших гостей, оно состоит из двух частей, а значит за его правильное выполнение, мы получим два жетона.
Какой знак надо поставить: + или – (карточки с картинками)
Сравните эти числа и поставьте знак «"", "
5 7 ; 10 14;
20 13; 18 14;
11 11
После самостоятельного выполнения заданий детьми, вместе проверяем правильность выполнения.
-Мне кажется, уважаемые гости, что и с этим заданием ребята справились.
-Вот вам еще два жетона, молодцы ,ребята!
-Ребята, наши гости оказались очень хитрыми .И теперь, чтобы вернуться домой ,
нам снова нужно найти и произнести пароль .Это последнее задание от наших гостей. Нужно соединить по точкам цифры по порядку от 1 до20, получить какой то рисунок. Это и будет нашим паролем. Давайте не будем терять время. Дети самостоятельно выполняют задание.
-Что у вас получилось, ребята?
-Дом
-Молодцы, вы справились со всеми заданиями и получаете последний 8 жетон
-Подойдите ко мне .Давайте вместе произнесем наш пароль, чтобы вернуться домой.
Подведение итогов деятельности.
Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. »
-Ребята, скажите, вам было очень трудно?
Давайте вспомним какие задания выполняли? Какие из заданий вам показались наиболее сложными? Вам понравилось занятие? (Дети отвечают на вопросы)
-Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Я очень рада, что вы у меня такие умные и способные дети.
Уважаемые гости! Мне кажется, наши ребята достойно справились с заданиями и с гордостью могут носить медаль будущего первоклассника.
Гости вручают детям медали.
Ритуал прощание «Аплодисменты друзьям».
Воспитатель:Ребята,давайте встанем в круг вместе с гостями. Возьмем друг друга за руки. А теперь почувствуйте, как вы передаете друг другу тепло, приятные воспоминания. Давайте поаплодируем друг другу и попрощаемся с нашими гостями. До новых встреч!