- Что изменилось с приходом осени в природе и погоде?
- На улице стало холоднее, стали идти дожди, листья пожелтели и падают на землю.
- Скажите, а как изменилась одежда людей?
- Люди стали одеваться теплее: тёплые курточки, шапочки, ботиночки, в дождливую погоду обувают резиновые сапожки и берут с собой зонтик.
- Ой, посмотрите, кто к нам пришёл в гости?
- Зайчик.
- Посмотрите на него, у зайчика серый мех, а ушки, хвостик и животик – становятся белыми. Наш зайчик меняет окраску своей шёрстки. Когда наступает сентябрь и дни становятся короче, а погода холоднее, заяц начинает менять свой летний бурый мех на зимний наряд. На покрытой снегом местности белый зимний мех зайца хорошо маскирует его.
- А теперь зайчик нас приглашает в осенний лес, но прежде мы должны отгадать загадку:
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- Осенью.
- Молодцы!
- Давайте с вами вспомним, как нам нужно одеться осенью на прогулку?
- Осенью нужно одеваться теплее: штанишки, ботиночки, шапочку, курточку.
- А сейчас мы встанем в круг и немного отдохнём:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
(присесть)
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели
(лёгкий бег по кругу)
И на землю тихо сели.
(присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(лёгкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(присесть)
Дети садятся за столы.
- А сейчас мы с вами построим дорожку в лес из волшебных кубиков. Давайте с вами подумаем, какого цвета дорожку мы будем строить: жёлтая – осенняя, белая – зимняя, красная – летняя, синяя – весенняя?
- Мы будем строить жёлтую дорожку.
- У каждого из вас получилась короткая дорожка. А сейчас мы сделаем одну длинную дорожку до самого леса, для этого нам нужно соединить все дорожки в одну.
- Сколько у вас было коротких дорожек?
- Много.
- А получилась одна длинная.
- Вот теперь, мы можем отправляться в осенний лес.
Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь». Дети, слушая музыку, двигаются по группе.
- Давайте закроем глазки и представим, что мы уже очутились в осеннем лесу. Подышим свежим воздухом, полюбуемся осенним лесом, его красотой.
- В лесу сильно шуметь нельзя, здесь живёт много птиц. А каких птиц знаете вы?
- Воробей, сорока, голубь, синичка.
- С наступлением холодов перелётные птицы улетают в тёплые края, а у нас остаются зимовать снегирь, синичка, воробей. Осенью становится меньше насекомых, личинок, которыми питаются птицы, поэтому мы должны помогать пернатым – строить домики, кормушки, скворечники.
- А кто ещё живёт в лесу?
- Звери.
- А каких зверей вы знаете?
- Заяц, волк, медведь.
- А кто знает, что происходит осенью с медведем?
- Медведь засыпает.
- Как называется жилище медведя?
- Берлога.
- Но не только медведь впадает в спячку, но ещё и ёжик.
- Назовите диких животных, которые в спячку не впадают.
- Волк, лиса, заяц.
- А теперь мы поиграем в игру «Лиса и зайцы».
На лесной лужайке разбежались зайки, вот какие зайки, зайки – побегайки (дети прыгают, изображая зайчиков) .
Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок (сидят, делают движения руками) .
Видит зайцев и говорит «Где, где же вы зайки? Ах, вот вы где!»(лиса догоняет зайцев, а зайчики убегают) .
- Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли и строили дорожку в осенний лес. Всем большое спасибо. До свидание.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Алёнушка»
Организованная образовательная деятельность в младшей группе «Путешествие в осенний лес»
Провела: воспитатель Хасанова Мадина Адигамовна
2017 год
Цель: закрепление у детей понятия «дерево», «кустарник» – это растения, у них общие существенные признаки (корень, стебель, лист, есть и различия – у дерева один стебель (ствол, а у кустарника много.
Задачи
-развивать наблюдательность, внимание, мышление, связную речь у детей,
-воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе,
-способствовать формированию коммуникативных навыков, вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Предварительная работа.
На прогулках рассматривать деревья и кустарники, выделять их части, строение.
Оборудование: игрушка Медвежонок, макет леса, разрезные деревья и кустарники, иллюстрации деревьев (береза, дуб, рябина, клен, ель, запись музыки «Звуки леса», панно, модели строения дерева и кустарника (корень, стебель – ствол, лист).
Воспитатель:- Ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Как вы думаете, куда мы пойдем? Правильно, в лес. Но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?
Дети: - Правило поведения в лесу.
1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.
2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.
3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.
4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.
Воспитатель: Мы пойдем по этой лесной дорожке. Посмотрите, как красиво кругом! (Стихотворение «Лес» С. Погореловского)
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
(Слышен чей-то плач).
Воспитатель: -Наверно кто-то плачет? Кто это? (Воспитатель достает из-за макета дерева игрушку Медвежонка). Почему ты плачешь?
Медвежонок:- Надомной все лесные жители смеются: вырос ты большой, а не знаешь, где дерево, а где кустарник. А я еще маленький. Помогите мне.
Воспитатель: Поможем, ребята?
Воспитатель предлагает детям научить Медвежонка различать деревья и кустарники. Дети располагаются на коврике перед панно. Воспитатель на панно закрепляет картинки дерева и кустарника и спрашивает у детей, что изображено на картинках (дерево и куст, и предлагает объяснить, как они узнали, что это дерево (куст).
Дети называют и показывают на картинки корни, ствол, ветки, листья. Воспитатель выясняет у детей, сколько стволов – много или один, закрепляет рядом с деревом соответствующую модель.
Аналогичным образом дети объясняют, как они узнали кустарник. Объясняют, что у дерева – один ствол, а у кустарника – много, закрепляют рядом с кустарником соответствующую модель.
Воспитатель предлагает детям подумать, чем ещё не похожи дерево и кустарник. Сравнивают их по высоте. (Дерево высокое, а кустарник низкий).
Медвежонок: -Теперь я понял. Но не пойму, почему на деревьях листочки разные?
Воспитатель: -Слушай Медвежонок
Игра: «Чьи детки с ветки?» (Дети называют листья к картинке-дереву.) Лист березы - к берёзе
Лист кленовый - к клёну
Лист дубовый - к дубу
Лист осиновый - к осине
Лист ивовый – к иве
Лист тополиный – к тополю
Медвежонок: -Спасибо, ребята.
Воспитатель: -А теперь давайте поиграем с Мишуткой.
Упражнение на дыхание «Деревья и ветер»
Дети делятся на две группы: первая команда – ветер, вторая -деревья.
Команды встают друг против друга.
Воспитатель напоминает правило: дышим правильно.
Ветер дует тихо, качаются веточки – пальчики, ветер набирает силу – качаются большие веточки – руки, подул сильный ветер - качаются стволы деревьев. Стараемся дышать правильно.
Физкультминутка.
(Движения вокруг макета березки, раздать детям листочки из картона).
Мы вокруг березы весело пойдем.
Разные листочки дружно подберем.
Руки вверх поднимем, покружимся слегка.
И подбросим листья вверх, под облака.
Пусть летят, как бабочки!
Медвежонок: Спасибо за все ребята! Вы мне понравились.
Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину.
Приходите еще в гости. До свидание.
Воспитатель: До свидание Мишутка. А нам пора в детский садик.
Рефлексия.
- Куда мы с вами ходили?
- Кто нам встретился?
- Чему мы научили Мишутку?
(Педагог хвалит детей за внимательность, за полные ответы.)
Воспитатель: -УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ!
Конспект НОД для детей 3-4 лет: Тема: Знакомство с комнатными растениями
Цель: создать атмосферу радостного настроения; Задачи: Обучающая - учить узнавать и называть части растения; Развивающая - развивать сосредоточенность внимания и запоминания, Воспитательная - воспитывать способность переживать чувство радости от рассматривания растения и умения ухаживать за ним. Словарная работа: активизировать речь детей словами «корень, стебель, листья, цветок» Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с комнатными растениями, чтение стихотворений и сказок о цветах, беседа о растениях. Методы: наглядный, словесный, практический.
ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитатель: Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Вы согласны? Ответы. Воспитатель: А путешествие мы совершим в наш уголок природы. Отправляемся? Ответы. Воспитатель, вместе с детьми, стоят возле уголка природы. Воспитатель: Ребята вы заметили, что изменилось в нашем уголке природы? Ответы: Появились новые цветы. Воспитатель: Правильно. А кто из вас ребята принес эти цветочки? Дети отвечают. Воспитатель: А может Егорка знает, как называется цветок, который он принес? В ответ тишина. Воспитатель: А ты Катюша знаешь название своего цветка? Тоже в ответ тишина. Воспитатель: Ребята, цветок, который принес Егор – называется фикус, а цветок, который принесла Катюша – называется бегония. Красивые названия, правда? Ответы.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти цветы. Они похожи? Дети: листочки зеленого цвета, растут в земле, на одном цветке есть цветочки, а на втором нет… Воспитатель: Молодцы, но обратите внимание, листочки похожи на наших цветах? Дети: нет. Воспитатель: Чем они отличаются? Ответы: на одном цветке они с узором, а на втором просто овальные. Воспитатель: А как вы думаете, на ощупь они разные или одинаковые? Дети: мнения детей расходятся. Воспитатель: Давайте мы с вами потрогаем листочки на наших цветочках, и убедимся разные или одинаковые листочки? Дети отвечают: разные на ощупь, на одном цветке гладкие, а на другом пупырчатые, одни сухие, вторые влажные. Воспитатель: Ребята, а цветы, которые растут у вас дома, как называются? Дети: комнатные. Воспитатель: А они могут расти в лесу, на лугу? Дети: нет. Воспитатель: А почему комнатные растения не могут жить в другом месте? Дети: оно же комнатное и может жить только в доме и тепле. Оно нуждается в заботе и уходе. Воспитатель: А как вы думаете, в какой заботе нуждаются комнатные цветы? Дети: Его нужно поливать, рыхлить землю, мыть листочки от пыли.
Воспитатель: Предлагаю рассмотреть внимательно наши цветочки. Кто знает, как называются части из которого, состоит растение, а точнее, нужно назвать части, из которого состоят наши цветочки? В ответ тишина. Воспитатель рассказывает детям, что у каждого растения есть: корень, стебель, листья, цветок, для чего они служат растению. Воспитатель: приглашаю вас немного отдохнуть, небольшая физминутка: Физминутка. Говорит цветку цветок. Говорит цветку цветок: «Подними-ка свой листок». (дети поднимают и опускают руки) Выйди на дорожку Да притопни ножкой (дети шагают на месте, высоко поднимая колени) Да головкой покачай Утром солнышко встречай (вращение головой) Стебель наклони слегка- Вот зарядка для цветка. (наклоны) А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся. (встряхивание кистями рук) Наконец готовы все День встречать во всей красе. Воспитатель: Немножко отдохнули, возвращаемся в наш уголок. Посмотрите на слотах возле цветов лежат разные предметы. Как вы думаете, для чего они нужны? Дети отвечают. Воспитатель: Конечно для ухода за растениями. Хотите ими поработать? Дети: да. Воспитатель: возьмите каждый по одному предмету в ручки, скажите, что вы взяли в руку, и что вы будете делать этим предметом, и зачем? Дети рассказывают, для чего нужен каждый предмет и что они будут делать. Воспитатель: Я вам предлагаю побыть немного садовниками или огородниками. Приступайте к своим обязанностям.
Воспитатель: Молодцы, все. Давайте послушаем Аленку, зачем она рыхлили землю цветам? Ребенок рассказывает. Воспитатель: А теперь нам Феденька расскажет, зачем он поливал цветочки? Федя рассказывает. Воспитатель: вы все большие молодцы, потрудились от души. Давайте подведем итоги нашего мероприятия. Ребята вам понравилось наше занятие? Как называются цветы, о которых мы с вами сегодня беседовали? Где живут эти цветы? Зачем нужно ухаживать за цветами? Какого цвета цветы? Как называются части наших растений? Воспитатель: А теперь можно всем присесть на свои места и немного поиграть. Я вам на столы положили игры: «Разрезные картинки», «Собери целое из частей», «Дорисуй недостающую часть растению»
Занятие по экологии в первой младшей группе. «Вода течёт, разливается»
1. Образовательные задачи.
Уточнить представления детей об использовании воды; познакомить со свойствами воды – вода течёт, разливается, испаряется на солнце, впитывается в тряпку. Познакомить с понятиями «сухой», «мокрый».
Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Кукла Королева воды, кружки, поднос, сухая ткань, передники для каждого ребёнка, картинки-подсказки.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас в гостях Королева воды.
Королева воды:
- Ребята, я хочу вам рассказать о том, какую важную роль играет вода в нашей жизни: водой мы умываемся, готовим из неё еду, моем фрукты, прежде чем съесть, стираем наши вещи, моем пол в доме и что очень важно, просто её пьём. Мы поливаем водой растения, ведь даже они нуждаются в ней, одним словом, без воды жизнь была бы невозможна.
А теперь, дети, подумайте и скажите, где мы можем набрать воду? (для подсказки использовать картинки)
Дети:
- Из крана, из реки и озера!
Королева воды:
- Я хотела бы предложить вам, ребята, поиграть с водой и понаблюдать за её свойствами. Для начала необходимо надеть передники. Ребята, как вы думаете, для чего они нам нужны?
Дети:
- Чтобы не намочить одежду!
Королева воды:
- Правильно! Дети, каждому из вас я раздала маленькие кружки, в которые буду наливать воду. Делать я это буду медленно и очень осторожно, чтобы не пролить ни капли мимо. А теперь вы попробуйте сделать это так же аккуратно. Таня, поясни, что ты делаешь?
Таня:
- Выливаю воду.
Королева воды:
- А что делает вода?
Таня:
- Выливается!
Королева воды:
- Оля, расскажи, как течёт вода.
Оля:
- Вода течёт медленно, аккуратно.
Далее на поднос с высокими бортиками налить немного воды.
Королева воды:
- Ребята, взгляните, что происходит с водой?
Дети:
- Вода разливается!
Королева воды:
- А что произойдёт, если кружку с водой опрокинуть на поднос?
Дети:
- Вода разольётся.
Королева воды:
- Совершенно верно! А что нужно сделать, чтобы поднос стал сухим?
Дети:
- Его нужно вытереть.
Королева воды:
- Правильно, сделать это нужно с помощью сухой тряпки. Посмотрите, что происходит с тряпочкой, сначала она была сухой, а стала…
Дети:
- …мокрой!
Королева воды:
- Ткань впитала всю воду с поверхности нашего подноса, теперь он совершенно сухой. А для того, чтобы наши тряпочки снова стали сухими, их нужно просто высушить.
Летом и осенью часто бывает дождь, который делает мокрым всё вокруг. Как вы думаете, ребята, куда исчезает вода с мокрых крыш и дорожек после дождя? Может быть, их кто-то вытирает?
Дети:
- Это солнышко!
Королева воды:
- Да! Ведь на солнце вода имеет свойство испаряться. Поэтому наши дорожки, крыши и листва на деревьях снова становятся сухими.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами узнали много нового о воде, о том, что вода разливается, течёт, впитывается в ткань и может испаряться. Не забывайте о том, что вода очень важна для нас, и поэтому её нужно беречь!