- закреплять знания детей об изготовлении русской матрёшки как об одном из видов старинных народных промыслов;
- развивать умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками, отвечать на заданные вопросы;
- обогащать словарь детей словами: сувенир, символ России, роспись, семеновская, загорская, полхов – майданская- за счёт расширения знаний о народной игрушке;
- развивать изобразительную деятельность и творческие способности, изобразительно – выразительные и технические умения, мелкую моторику и умение использовать художественные инструменты;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- закреплять знания детей об изготовлении русской матрёшки как об одном из видов старинных народных промыслов;
- развивать умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками, отвечать на заданные вопросы;
- обогащать словарь детей словами: сувенир, символ России, роспись, семеновская, загорская, полхов – майданская- за счёт расширения знаний о народной игрушке;
- развивать изобразительную деятельность и творческие способности, изобразительно – выразительные и технические умения, мелкую моторику и умение использовать художественные инструменты;
- развивать интерес к фольклорным музыкальным произведениям, желание внимательно их слушать и импровизировать;
- развивать самостоятельность, активность;
- воспитывать интерес к народной культуре, уважение к труду народных умельцев.
Предварительная работа: экскурсия в мини – музей «Русская изба; художественно – продуктивная деятельность детей на занятиях по рисованию, аппликации, лепке; заучивание стихотворений и частушек к занятию, пословиц и поговорок о труде.
Материалы и оборудование: матрёшка для показа и обыгрывания; мультимедийная презентация «Русская матрёшка»; оборудование для показа презентации; аудиозапись русской народной мелодии «Хожу я, гуляю»; стихотворения В. Моисеева «Матрёшки», В. Берестова «Матрёшкины потешки»; иллюстрации матрёшек, технологическая карта последовательности рисования матрёшки для детей старшего возраста, заготовки фигурок матрёшек; акварель, гуашь, кисти. Стаканчики для воды.
Ход НОД
Воспитатель. Здравствуйте дети!
Сегодня мы поговорим с вами об игрушке, а о какой вы отгадайте.
Рядом разные подружки,
А похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
Но всего в одной игрушке!
-Правильно ребята, это матрешка и разговор у нас будет о матрешке.
- Сегодня мне хочется обратить ваше внимание на то, что русские люди всегда любили красоту и умели её создавать.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
- Мастера России славятся умением во всем мире. Вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в России тоже есть такой сувенир, он считается таким же символом нашей страны, как например, берёза. Разгадайте загадку.
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! Гармошка?
Нет! То русская…(матрёшка)
Детская игрушка эта
Обошла уже полсвета!
Так, не много и не мало,
Символом России стала.
В. Моисеев
Конечно же, это всеми нами любимая матрёшка (показ слайда)
Беседа педагога:
У этой куклы есть секрет. Такого секрета нет больше ни у одной другой игрушки.
Знают все её загадку:
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки –
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две…И вот
Матрёшек целый хоровод.
В. Моисеев
Когда-то давно из Японии была привезена деревянная игрушка с секретом – кукла Дурума. В этой игрушке пряталась вся его семья. Она понравилась нашему мастеру, и он выточил куклу матрёшку (показ слайда). Первым мастером, который изготовил матрёшку на токарном станке, считают Василия Петровича Звёздочкина (показ слайда портрета).
Первым художником, который расписал матрёшку, был Сергей Васильевич Малютин (показ слайда портрета).
Что представляла собой первая матрёшка? Это была девочка в сарафане с чёрным петушком в руках. А в ней прятались восемь маленьких куколок (показ слайдов)
Вот так и родилась первая матрёшка – россияночка. С тех пор живёт матрёшка как русский яркий сувенир (показ слайдов). Шагает кукла по планете и ей любуется весь мир.
Воспитатель. Дети, а вы хотите поиграть с матрёшкой?
- Тогда становитесь в круг! Я буду давать вам матрёшку, а вы будете выполнять задания.
Музыкальная игра «У кого в руках матрёшка» муз. Вихрева «Весёлый оркестр»
Воспитатель:
- У кого в руках матрёшка,
Тот попляшет с ней немножко!
Девочки:
Мы весёлые матрёшки
Ладушки, ладушки
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки.
В.: Кто матрёшку в руки взял,
Тот красиво приседал.
Мальчики:
Посмотрите вы на нас,
Мы танцоры сейчас.
Приседаем и встаём
И совсем не устаём.
В.: У кого в руках матрёшка,
Тот похлопает нам в ложки.
Дети:
Посмотрите вы на нас
Музыканты мы сейчас
Ложки расписные
Вот они какие!
Дети выполняют движения под музыку.
Воспитатель. За игрушкой закрепилось имя матрёшки.
Существует три основных росписи матрёшек.
Это матрёшка из Семёнова, семёновская матрёшка (Показ слайда). Её отличает большой букет цветов, который украшает всю фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка – цепь небольших бутонов: кайма с цветочными бутонами является отличительной чертой семёновской матрёшки. В манере росписи угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы.
У мастеров из села Полховский Майдан свой стиль декоративной росписи – полхов – майданский (Показ слайда) Голова у матрёшки приплюснута, плечи круто изогнуты. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Платок у неё яркий, юбка тоже. Глаза чуть сощурены. Самое яркое пятно – это фартук. На нём расцвёл чудо букет.
У Загорской (или сергиево – посадской) матрёшки на голове разноцветный платок в горошек или цветочек, который обязательно завязан узлом. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу, она обязательно в фартуке (Показ слайдов)
Наши матрёшки самые яркие, самые красивые. Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство.
Алгоритм изготовления матрёшки (показ слайдов)
. Сначала подбирают подходящий вид древесины (в основном липу)
. Вытачивают фигурку на станке.
. Самую маленькую куклу – делают первой.
. Покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.
. Готовят краски – яркие, сочные, разного цвета.
. Просушивают.
. Покрывают бесцветным лаком в несколько слоёв.
Практическая часть.
Приятно любоваться матрёшками, но ещё лучше создавать красоту своими руками и мы с вами превратимся в настоящих мастеров-игрушечников, и разукрасим матрешек. Давайте украсим сарафаны матрёшек. Проявите выдумку и фантазию. Но сначала разомнём наши пальчики.
Физкультминутка «Раз матрёшка, два матрёшка»
Раз матрёшка, два матрёшка
Поиграем мы немножко.
Ножки выставляем,
Дружно приседаем,
Головой качаем
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора.
Педагог показывает приёмы рисования узоров, объясняет последовательность работы.
Дети выбирают необходимый материал и приступают к работе.
Итог (рефлексия)
Воспитатель. Молодцы, потрудились все на славу! Какие красивые матрёшки получились! А как нам их объединить? Давайте соберём наших матрёшек в хоровод. Я думаю, что хоровод у нас получится весёлый, задорный.
Работы выставляются на заранее подготовленную поляну вокруг берёзки.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки.
Восемь водят хоровод, а девятая поёт.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №131