НОД познавательное развитие «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПТИЦ»
НОД познавательное развитие «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПТИЦ»
Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, продуктивная.
Цели: рассказать о дне 22 марта – дне весеннего равноденствия; продолжать знакомить с народными приметами; учить делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе, наблюдать за растениями и животными; обратить внимание на особенности внешнего вида пернатых, связанные с различной средой обитания; показать многоцветие и разнообразие мира; развивать умение работать кистью без предварительной прорисовки, смешивать краски на палитре; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НОД познавательное развитие «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПТИЦ»»
НОД познавательное развитие «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПТИЦ»
Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, продуктивная.
Цели: рассказать о дне 22 марта – дне весеннего равноденствия; продолжать знакомить с народными приметами; учить делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе, наблюдать за растениями и животными; обратить внимание на особенности внешнего вида пернатых, связанные с различной средой обитания; показать многоцветие и разнообразие мира; развивать умение работать кистью без предварительной прорисовки, смешивать краски на палитре; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: имеет представление о дне весеннего равноденствия и обычаях его празднования на Руси; выразительно поет и ритмично двигается в соответствии с характером музыки; активно участвует в музыкальной игре, придумывает варианты образных движений и двигается в соответствии с образом; определяет название птицы по форме клюва и лап; выполняет рисунок птицы, правильно организуя композицию рисунка.
Материалы и оборудование: фотографии с изображением птиц; гуашь; кисти; листы бумаги; аудиозапись К. Сен-Санс «Карнавал животных» (пьесы «Кукушка», «Финал»); плакат с изображением клювов и лап разных птиц.
Содержание организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя.
– У нас в гостях птичьи семьи. Они прилетели на праздник. 22 марта – день сравнялся с ночью. Земля повернулась к Солнцу Северным полушарием – зиме больше не быть. Все шире раздаются полыньи на быстрине: скоро вскроются реки. Зима кончается, весне почин.
2. Беседа на тему «Птицы прилетели – весну принесли».
– Праздником близкой весны считается прилет птиц к родным гнездовьям. В деревнях 22 марта справляли детский праздник Сорок сороков. В народе говорили, что к этому дню «сорок сороков птиц прилетает из заморских стран». По обычаю, пекли из ржаного теста фигурки птиц – «жаворонков» – певцов полей, особенно любезных душе крестьянина. Мальчишки ватагой бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывали их вверх, ловили с громкими криками:
Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну-красну.
Зима надоела,
Весь хлеб поела.
– Нередко в эту игру вступали и взрослые. Парни и девушки с «жаворонками», привязанными ниткой на шесте, выходили в поле, где распевали:
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето!
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
– Развлечением деревенской молодежи были «Веснянки» – особые песни с хороводами и играми:
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью.
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким.
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
– Понятно, на Сороки прилетают не все сорок пичуг, а только вестовые. За грачами со дня на день скворчиный посвист послышится.
– Назовите приметы весны, в которых говорится про птиц.
Грач на проталину, скворец – на прогалину.
Увидал скворца – знай: весна у крыльца.
– Отгадайте загадки про птиц и покажите портрет угаданной птицы. Отгадаете – отзовётся вам птица своим голосом.
После каждой отгадки звучит фонограмма птичьих голосов.
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворение.
(Жаворонок.)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел.)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет.
(Скворец.)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач.)
А теперь, собирайся, детвора!
Ждёт вас русская игра!
Игра «Селезень утку догоняет».
Дети встают по кругу. Считалкой выбираются селезень и уточка. «Селезень» выходит за круг. Его задача – поймать «уточку». Задача «утки» – убежать. Задача стоящих в кругу – помешать «селезню» догнать «уточку». Когда «селезень» поймает ее, они выбирают себе замену и игра начинается заново.Во время игры дети поют:
Селезень утку догонял,
Селезень утку догонял.
Лети, утица, домой,
Лети, серая, домой:
У тя семеро детей,
Восьмой – селезень,
А девятая – сама,
Поцелуй разок меня.
– А теперь давайте все вместе поздороваемся с птицами. Повторяйте за мной слова заклички.
Красное солнце! Выгляни в оконце.
И ты, Батюшка Юг, иди к нам на луг.
Иди к нам на луг, ладить борону и плуг.
Кулик-самород идёт в огород.
Поёт, поёт, весну несёт.
Ау-ау-аукаем, Весну приаукаем.
Март, март солнцу рад.
Апрель, апрель откроет дверь.
Май, май – сколько хочешь гуляй.
Весна-красна в гости пришла.
Курли, курли, курли, летят, летят журавли.
Ворон, ворон, хвост обломан.
Скок, сорока, скок, сорока, слепа с ока, крива с бока.
Дрозд, дрозд, прост, прост.
Кованый нос, железный хвост.
Вьюр-вьюрок, кривлён носок,
Кривлён носок, общипан бок.
Здравствуйте, птицы!
3. Рисование «Удивительный мир птиц».
– Злая Клякса вдруг услышала чье-то негромкое пение, чириканье, посвистывание, треньканье, кукование и многое другое. Что же это было? (Это голоса разных птиц.) Давайте вспомним, как выглядят птицы, что у них есть. (Голова, туловище, шея, лапы, хвост, перья, клюв, глаза.) Интересно, что клюв у всех птиц разный, по его виду можно определить, чем птица питается. Давайте попробуем отгадать, чей это клюв и что ест его хозяин.
Рассмотрите плакат с изображением клювов (см. рис. на с. 300). Клюв (а) – это клюв дятла, которым он долбит кору деревьев и достает личинки насекомых. Клюв (б) – это клюв журавля, которым он достает пищу из водоема. Клюв (в) – клюв попугая, он шелушит им семечки. Клюв (г) принадлежит утке, она процеживает им воду. Клюв (д) – это клюв хищной птицы, таким клювом удобно рвать добычу.
Хозяин клюва (е) – воробей, он питается семенами и ловит мелких насекомых.
а б в
г д е
– Многое о своем обладателе могут рассказать и лапки. Рассмотрите плакат со схематичными изображениями лапок. У утки (а) лапки приспособлены для плавания, у попугая (б) для лазания по деревьям, у орла (в) для захвата добычи, а у голубя (г) – для ходьбы по земле.
а б в г
– Чем покрыто тело птиц? (Все птицы покрыты перьями, которые и составляют их наряд.) Перья могут быть длинными и короткими, образовывать хохолки на голове и прекрасные веера на спинках, могут закрывать грудку пышным воротничком или делать пушистыми лапки. И все эти перья у любой птички разноцветные. Даже у черной галки можно заметить несколько оттенков оперения, а что тогда говорить о павлинах или попугаях? Наша птица на рисунке должна быть крупной и обязательно красивой. Что она будет делать? (Птица может сидеть на ветке, быть в полете или готовиться к нему.) Надо помнить, что птица не находится в пустом пространстве, так что необходимо продумать фон: лес, небо, пруд и др.
Дети самостоятельно изображают какую-либо птицу.
4. Итог занятия.
– Давайте все рисунки положим вместе, составив панно. Рассмотрите все рисунки. Какие птицы изображены на них? Чем они похожи и чем отличаются?