Задачи: продолжать знакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать им элементарные представления о лесе как о зелёном доме растений и животных; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; расширять представление детей о значимости леса.
В интеграции: «Речевое развитие»: развитие познавательной стороны речи; связной речи; ввести в активный словарь детей следующие слова: смешанный, травоядные, всеядный.
«Художественно – эстетическое»: развитие эмоционально воспринимать музыку.
«Физическое развитие»: овладение основными движениями.
«Социально-коммуникативное развитие»: уточнить знания детей о правилах поведения в лесу; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: презентация
Ход НОД
- Дети отгадайте загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малинкой,
Васю — хворостинкой. (Лес)
-Правильно, лес! А как вы думаете, в лесе сейчас красиво?
- Хотите мы с вами совершим путешествие в лес?
- Давайте поздороваемся с лесом:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
- Давайте с вами вспомним как надо вести себя в лесу. Почему?
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
-Посмотрите, как красиво в лесу, сколько деревьев растет там!
-Как называется лес, где растут одни ели и сосны?(хвойный)
- Как называется лес, где растут другие деревья?(лиственный)
- Верно, в хвойных лесах растут хвойные деревья, а в лиственных – лиственные.
- У лиственных деревьев есть что? (листья)
- А вы помните, какие необычные листочки у всех хвойных деревьев? Как они называются? (иголки, хвоинки). Оказывается, хвоинки – это видоизмененные листья.
-Какие они?( Они узкие, твердые, острые на кончиках.)
- А как вы думаете, могут ли в одном лесу встречаться и хвойные, и лиственные деревья?
- А как мы его называем? (смешанный лес). Давайте все вместе скажем это слово «СМЕШАННЫЙ ЛЕС»
- В таком лесу достаточно светло. Почему?
- Правильно, потому что солнечный свет свободно проходит сквозь листву. Вспомните для примера хвойный лес, в котором всё время сумрачно.
- Как вы думаете, в каком лесу больше растительности под деревьями – в хвойном или смешанном? Почему? Так как в смешанном лесу, как мы уже сказали, значительно больше света, то и растительности там будет больше
- А зачем нужно так много деревьев?
- Какую пользу они приносят? Ответы детей (они очищают воздух от пыли и грязи).
Какое дерево лишнее?
Игра «Слушай, не зевай». Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из картинок. Затем дети открывают глаза и называют дерево, которого не стало: «Не стало тополя» и т. д.
Игра «Лиственное или хвойное?». На доске появляются ветки лиственных и хвойных деревьев. Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке картинку с изображением дерева (береза, ель, осина, сосна) и объясняют свой ответ: «У березы на ветках листья - это лиственное дерево», «У ели на ветках иголки — это хвойное дерево» и т. Д. - Для кого лес является домом? (ответы детей)
. - Для кого лес является домом? (ответы детей)
- Ой, смотрите, кого это мы встретили в лесу? Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадайте
Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?
(зайчишка)
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
(белочка)
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?.
(лиса)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж)
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(медведь)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(волк)
-Как можно назвать животных, которые питаются растениями, одним словом? (Травоядные.)
-Правильно, скажем вместе: «ТРАВОЯДНЫЕ». А почему мы их так назвали? ( Они питаются растениями.)
- Да, правильно, молодцы. Ведь, например, белка – она, чем питается? ( Семенами деревьев.)
- Скажите, а кто охотится на травоядных? ( Хищники)
- А кто такие хищники? ( Хищники – это те животные, которые питаются животной пищей.)
- А кто является хищником? ( Волк, лиса и т. д.)
- Как вы думаете, какого зайца легче поймать лисе – здорового или больного? Да, хищникам проще охотиться за слабыми, больными животными. И остаются в лесу сильные и здоровые животные
- А чем питается медведь? (Ягодами, мёдом, рыбой.)
- А как назвать медведя, который и ягоды ест, и мёд, и рыбу, и небольших животных, то есть всё? ( Всеядный)
- Молодцы, дружно повторим: «ВСЕЯДНЫЙ».
- А сейчас давайте с вами поиграем. Слушайте внимательно. Услышав в названия животных нашего леса– хлопаем в ладоши, другое – топаем.
Заглянули мы в леса,
Что за чудо – чудеса.
Белка скачет по деревьям,
Под кустом сидит лиса.
На ветвях сидят пингвины,
Льву большому чешут гриву,
Мышь гоняет кенгуру,
А медведь дерёт кору.
Вот такой весёлый лес
В нём полным – полно чудес.
-Лес живёт своей жизнью. И если бы не вмешательство человека, лесов на земле было бы гораздо больше. Тем более необходимо беречь то, что осталось. Почему это нужно делать? Почему говорят: «Лес – наше богатство»? Лес – удивительный мир. Вам нравится в лесу? Человек приходит сюда, чтобы отдохнуть от городского шума, послушать пение птиц.
Физкультминутка:
Дальше в лес мы пойдем, (дети идут друг за другом)
Вброд ручей мы перейдем, (идут, высоко поднимая ноги)
Небывалой красоты
У ручья растут цветы (руки вверх, подняться на носочки)
Посмотри по сторонам,
Что же лес подарит нам? (повороты влево - вправо)
Наклонись, сорви малинку,
И клади ее в корзинку. (наклоны)
Крепкий маленький грибок
Мы положим в кузовок. (приседают)
-Ребята! С собой в лес мы взяли корзиночку, а что в нее мы собирать будем? (ответы детей).
-Да, конечно же, грибы. Настоящие грибники знают о грибах очень много, а вы знаете, как правильно собирать грибы? (ответы детей).
-Сейчас мы будем «собирать» грибы, которые вы видите, но будьте осторожны, среди них есть один ядовитый — его класть в корзинку нельзя, ни в коем случае.
Игра «Собери грибы, в корзинку». Совместно с воспитателем дети называют грибы : маслята, белые грибы, опята, рыжики, мухоморы. Затем поочередно подходят к картинкам с изображением грибов и кладут по одной картинке в корзинку, сопровождая речью свои действия:
- Я собрал много маслят. Я собрал много белых грибов. Я собрал много опят. Я собрал много лисичек.
-Ребята! Почему мухомор никто из вас не положил в корзинку? (Потому что это несъедобный гриб.)
- А еще в лесу есть много ягод
. Вы уже знаете, что дерево живое. Почему? ( Оно растёт.)
- Да, как и все живые существа. А ещё? (Питается)
- Конечно, иначе бы как оно стало таким большим и величественным. А ещё дерево спит, размножается и дышит. Дерево, и не только оно, а все растения на земле «вдыхают» тот воздух, который выдыхаем мы и животные. А «выдыхают» растения «живой воздух», который называем… как? (Кислородом)
- Правильно, растения «выдыхают» кислород и мы им дышим. А мы можем жить без него? Нет, без него, и растений, которые его выделяют, мы бы с вами просто задохнулись. Вот почему надо беречь каждое деревце, каждую травинку. Надеюсь, что вы будете очень бережно и с большой любовью относиться к нашему общему зелёному дому, под названием – лес.
Итог
-О чем мы сегодня говорили?
-Что вам запомнилось?