Материалы к занятию: листы А4 для детей, кисть тонкая, широкая кисть, салфетки, вода, акварель.
Методические приемы:
- показ и объяснение воспитателя, - музыкальное сопровождение, вопросы к детям, - напоминание о технике рисования, - наблюдение за работой детей, советы, - слушание музыки П. Чайковского, - рассматривание работ детей, - анализ работ детьми и воспитателем.
Ход НОД:
Вводная часть. Организационный момент.
«Я сегодня вот такой»
Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» - и показывает невербально свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу. В игре должен принять участие каждый ребенок. В заключение дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все!»
Художественное слово.
Художница-Осень рисует пейзаж,
Берёт в свои руки простой карандаш,
Наносит им плавно дожди и ветра,
И жар от горящего чудо костра.
Сентябрь с ней в паре рисует картину,
Кладёт ей грибы и орехи в корзину,
Листвой устилает поля и луга,
И птиц всех сгоняет на те берега.
Художница-Осень закончив наброски,
Представила будто она - Айвазовский,
И свой карандаш обменяла на кисть,
Чтоб сочные краски как море лились.
- Ребята, что рисует в этом стихотворении Художница-Осень?
- Что такое пейзаж?
- Кто рисует пейзажи? (художники-пейзажисты)
Д/У «Найди пейзаж»
- Ребята, посмотрите, сколько картинок, скажите на каких изображен пейзаж?
- Скажите, ребята, какое время года изображено на картинках? (осень).
- Как вы догадались?
- Каких красок больше?
- Давайте рассмотрим картинки. Что вы можете сказать о том как художник расположил на своем рисунке те или иные элементы пейзажа? Скажите почему здесь деревья большие, а здесь маленькие?
- А чем они ещё отличаются (четкая прорисовка веток, листьев, а в дали одним пятном, деревья нарисованные вблизи рисуются внизу листа, а вот деревья вдали рисуются выше и меньше размером).
- Ребята, а вам нравится осень? Чем?
- Мне, например, нравиться ходить по опавшим листьям, как по золотому ковру. Как будто добрый волшебник раскрасил всё вокруг яркими красками.
- Ребята, скоро закончится осень и наступит, какое время года? А как нам сохранить красоту осенней природы? Что мы можем сделать, чтобы наша работа напоминала об осени? Вы не хотите побыть немного волшебниками и нарисовать осенний пейзаж. Согласны? Тогда отправляемся в творческую мастерскую.
Прежде чем приступить к рисованию нужно подготовить наши пальчики, кто проведет пальчиковую гимнастику.
Объяснение приемов выполнения работы.
Для начала нам нужно определить линию горизонта. Для чего это нужно, что мы отделяем этой линией? (разграничиваем где будет небо, а где земля) (это та воображаемая линия, где кажется, что земля соединяется с небом (прорисовывает). Для этого мы берем кисточку и проводим линию. Теперь мы с вами рисуем небо, небо готово. Далее тонируем нижнюю часть листа, изобразим траву, берем желтую краску, затем зеленую, можно добавить коричневую краску.
Для того, чтобы нарисовать дальний план, нам понадобится широкая кисточка и два, три цвета. Наберем одновременно их на кисть, немножко желтого, немножко зеленого и чуть-чуть синего и методом примакивания, по линии горизонта, движемся с вами кисточкой, то вверх, то вниз. Чтобы лес получился как настоящий мы немножечко, влажной салфеткой протрем по нижней полоске леса. Дальний план готов. Можно добавить деревья на среднем плане. Здесь они будут чуть поменьше, чем деревья на переднем плане.
Самостоятельная работа детей.
Дети приступают к работе.
(музыкальное сопровождение процесса рисования П. И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года».)
Заключительная часть. Анализ работ.
Теперь, ребята, давайте рассмотрим ваши работы.
- Посмотрите, у кого самая яркая осень получилась? Самое темное, хмурое небо? Самый пасмурный пейзаж? Кто нарисовал много деревьев? Кто нарисовал самое красивое дерево?
- Получилось передать образ осеннего пейзажа?
- Что мы сделаем с нашими работами? (оформим выставку)
- Как назовем выставку?
- Спасибо вам ребята за работу, мне было с вами очень интересно