Цели: учить сравнивать природу в ноябре и октябре.
Задачи:
Образовательная: учить замечать изменения природе, описывать природу в октябре, ноябре, отмечать красоту осеннего неба в детских работах; учить передавать соотношение предметов по величине.
Развивающая: развивать речь детей.
Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты: проявлять чуткость к художественному слову при чтении стихотворений про осень, положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыки дождя; интерес к изобразительной детской деятельности (рисованию или раскраске).
Материалы и оборудование: ТСО: магнитофон, CD-диск или кассета с записью музыки дождя; гуашь, трафарет «Дождевая тучка»(1\2 альбомного листа).
Содержание НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: Посмотрите, сколько гостей к нам пришло в группу!
Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель. Сегодня нам пришло письмо. От кого же оно? (Читает под музыкальное сопровождение-запись «вальс дождя»).
Ребятам от волшебницы Осени.
"Дорогие ребята! Вы видели, как красиво я наряжала парки и улицы осенней листвой? Это потому, что я самое золотое время года. Я хочу спросить у вас, почему листья становятся желтыми и красными, а затем опадают? Дни становятся длиннее или короче?
Ваша золотая осень".
Дети. Становится холоднее, деревьям не хватает тепла и света, они готовятся к зиме, постепенно засыпают. Дни становятся короче, а ночи длиннее.
Мы, недавно, учили стихотворение «Поздняя осень» может быть, кто-нибудь расскажет его Осени?
Чтение стихотворения
"Поздняя осень".
Миновало лето
Осень наступила
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели
Стали дни короче
Солнышка не видно
Темны – темны ночи.
Скучная картина
Тучи без конца
Дождик так и льется
Лужи у крыльца.
Что ты рано в гости,
Осень к нам пришла?
Еще сердце просит
Света и тепла.
Воспитатель: А сейчас мы сядем на стульчики и посмотрим видео-презнтацию на тему «Поздняя осень».
(видео - продолжить под музыку рассматривать картины осени). (Рассматривание репродукций картин про осень- презентация).
Описание погоды.
Воспитатель. Вспомните, ребята, какая была погода в октябре? На улице было теплее или холоднее? Какого цвета трава, листья на деревьях? Что делают птицы? Какое небо в октябре? (серое) Дожди были? (редко)
Воспитатель: Сейчас какой осенний месяц?
Дети: Ноябрь.
Воспитатель: Стало теплее или холоднее? Какой ветер дует: теплый или холодный? Что делают птицы? Какую одежду носят люди? (теплую) Посмотрите на деревья. Есть ли на них листья? (деревья голые). Посмотрите на небо. Какого цвета? (темно-серое)
Послушайте, дети, как можно описать ноябрь: стало еще холоднее. Дует холодный ветер. Птицы улетели в теплые края. Люди надели теплую одежду. Деревья стоят голые. Небо темно-серое, покрыто тучами. Часто идут дожди.
(Ребенок, по желанию, повторяет рассказ воспитателя).
Сравнение.
Воспитатель. Ребята, давайте подумаем и продолжим предложения. Я начинаю, а вы продолжайте.
В октябре еще тепло, в ноябре - (холодно).
В октябре деревья одеты золотой листвой, в ноябре - деревья… (раздеты).
В октябре небо серое, в ноябре - … (темно-серое).
В октябре дождь идет редко, а в ноябре - … (часто).
Игра «Найди ошибки».
(Дети слушают предложения и исправляют ошибки;, на слово «нет», топают на ногами, а на слово «да», хлопают в ладоши).
В ноябре распускаются почки.
В ноябре прилетают из теплых стран птицы.
В ноябре люди надевают легкую одежду.
В ноябре жарко, светит ярко солнце.
В ноябре дождей не бывает.
Воспитатель. Молодцы! Действительно, погода в ноябре стоит дождливая.
( Запись, начинающего дождика)
Воспитатель. Ой, ребята, кажется, пошел дождик! Слушание музыки дождя. (Запись)
Воспитатель: Дети, какой по характеру дождь?
Дети: печальный, грустный.
Давайте попробуем прогнать дождик, подуем на тучки. (Упражнение на дыхание).
Воспитатель: Не смогли прогнать тучки. Может, поможет упражнение «Дождик»?
Комплекс упражнений «Дождик».(2 раза)
Дождик, дождик. Кап-кап-кап, (стучим пальчик об пальчик)
Мокрые дорожки (поднимаем и опускаем плечи)
Нам нельзя идти гулять (повороты головой вправо, влево)
Мы промочим ножки (топаем ногами)
Воспитатель. Молодцы!
Воспитатель. Но дождь не перестал. Ребята, а откуда идет дождь? (с неба, из туч). Действительно, в ноябре осенние дождевые тучки тяжелые, дожди идут долго.
Рисование (раскраска) «Дождевая тучка».
(Дети отражают своей работой признаки, характерные для осени).
Воспитатель. Сейчас я вам предлагаю нарисовать, используя готовые трафареты,дождевую тучку. Какого она цвета?
Дети: темно-серая.
Воспитатель. Подойдем к столу и начнем рисовать.
Итог.
Посмотрите, какие замечательные тучки получились у нас! И, послушайте, дождик закончился!
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? (Осени)
Сколько осенних месяцев вы знаете?
Как они называются?
Молодцы!
Рефлексия. - Встали в круг, взялись за руки, улыбнулись друг другу и обнимите друг друга. Пусть за окном осень и холодно, но у нас все равно хорошее настроение. Мы все дружные, никогда не соримся и любим друг друга.