«Путешествие паровозика»
Цель: развитие графических навыков.
Задачи:
1. Образовательная: учить писать элементы прописных букв на строке, сочетать их написание с проговариванием стихотворений.
2. Коррекционно-развивающие: развивать зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику кистей и пальцев рук, память, речь, слуховое восприятие.
3. Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе.
Оборудование: картинка с изображением паровозика и пассажиров; билетики; листы разлинованные; рисунки цветов; заготовки с запутанными дорожками; простые и цветные карандаши.
Примерный ход:
I. Организационный момент
Педагог: «Маленький паровозик скоро отправляется в путь от станции Ромашкино до станции Фиалкино. Пассажиры уже заняли места, но паровозик не поедет, потому что неизвестно количество пассажиров. Их нужно пересчитать. Глядя на картинку, дети по очереди считают: «Первый пассажир в вагоне – Винни-Пух; второй пассажир в вагоне – Микки Маус; третий пассажир в вагоне – утёнок; четвертый пассажир в вагоне – Пятачок; пятый пассажир в вагоне – кот Леопольд. В вагоне паровозика всего пять пассажиров».
II. Упражнение «Обилечивание»
Педагог: «Количество пассажиров известно, но паровозик не может отправляться в путь, потому что у пассажиров нет билетов». Каждому из ребят раздаются листочки размером с билет, на которых они рисуют узоры (по заданному образцу).
Затем дети раздают свои билетики пассажирам: «Я отдаю свой билет Винни-Пуху; я отдаю свой билет Пятачку … и т.д.».
III. Упражнение «Неполадки на пути»
Педагог: «И вот, когда у пассажиров есть билеты, наш маленький паровозик отправляется в путь. Ехал-ехал паровозик и остановился, потому что дальше нет шпал. Давайте их дорисуем». Педагог раздаёт ребятам листы с рабочей строкой, где по образцу они воспроизводят прямые линии (большие и маленькие), при этом проговаривают:
Рельсы мы починим в срок,
Чтоб паровозик ехать мог.
Педагог: «Паровозик поехал дальше. И вот неожиданность – сломались колёса. Опять требуется ваша помощь!» На листах с рабочей строкой дети воспроизводят по образцу круги, приговаривая:
Паровоз бы нас не вёз,
Если б не было колёс.
IV. Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
(руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальчики).
Всем лепесткам красоту и питание
(ритмичное движение пальцами вместе – врозь).
Дружно дают под землёй корешки.
(ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
V. Упражнение «Весенние цветы»
Педагог: «Паровозик ненадолго остановился, чтобы полюбоваться на прекрасные цветы, растущие на поляне. Какие из них являются весенними?» в своих заготовках ребята обводят в кружок только весенние цветы.
VI. Упражнение «Проезд закрыт»
Педагог: «Паровозик отправился дальше. Но вдруг снова остановился. На пути у него висит объявление, а что на нём написано – не понятно. Помогите прочитать». На своих заготовках дети указывают, какие буквы изображены зеркально, какие в перевёрнутом положении. По контуру обводят буквы, написанные верно. Затем отвечают, что на объявлении написано «Проезд закрыт».
VII. Упражнение «Короткий путь»
Педагог: «Что же делать? Как паровозику доехать до станции Фиалкино?»
Дети: «Нужно поехать по другому пути».
Педагог раздает ребятам заготовки с запутанными дорожками. Дети выясняют, по какому пути нужно поехать, чтобы успеть вовремя.
VIII. Подведение итогов занятия
Педагог: «Молодцы! Вы помогли паровозику доехать до станции в срок. Все пассажиры очень довольны поездкой. Кстати, кто ехал в вагоне паровоза?»