Организационная часть занятия и актуализация знаний.
Педагог проверяет готовность учащихся к занятию.
Педагог:
- Здравствуйте. Все готовы к занятию. Сегодня теплый солнечный день и у всех радостное настроение. Да?
Слышите..кто это стучится к нам в окно, такая яркая и красивая?……. Это осень!
Осень! Твой красив убор!
Янтарем горит узор.
Сарафан с цветной каймой,
Полушалок с бахромой
Разукрашен листьями
И рябины кистями.
А из ягод алых
Бусы, как кораллы!
Педагог:
- Скажите, а почему осень красивая разноцветная
Ответы детей - Потому что листья на деревьях стали цветными.
Педагог: - Да, деревья переодели наряд. Зеленые листья окрасились. Педагог:- Какой цвет преобладает в листьях осенью?-
Ответы детей - Оранжевый, красный, желтый, коричневый
Педагог:
- Все лето работали листья: кормили дерево, добывали ему питание из воздуха, защищали от солнечных ожогов ветки и ствол. А теперь лето кончилось, и наступила пора покоя. Стало холодно и листья уже не могут удержаться на ветке. Они опадают.
Кто знает, как называют такое явление природы? Ответы детей
Педагог:
- Настала пора золотого листопада-
Листопад!
Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
Н.Егоров
Педагог:
- Скажите, а у всех ли деревьев одинаковая окраска? Ответы детей
Педагог:- Береза и липа желтеет, у осины листья багровые ,у сирени лист становится черный. А клен имеет разные оттенки и желтый и оранжевый и красный. (Работа с наглядным материалом.) Но недолго покрасуются деревья в осеннем наряде. Сердитый ветер сделает свое дело,закружит листья в пестром хороводе и бросит на землю.
Педагог:
- Кто внимательный, тот мне скажет, какое дерево первым сбрасывает листья береза, осина или клен. Ответы детей
Педагог:
- Береза сбрасывает листья первой, затем осина и потом клен.
А есть ли польза от листьев? Ответы детей
Педагог:- Листья не только нужны для постели ежику и барсуку, чтобы утеплить свой домик, они укрывают корни дерева от морозов. А когда истлеют, то удобрят землю и будут кормить дерево.
Педагог:
- Посмотрите, пожалуйста, на изображение листьев.
Березовый с зубчатым краем закругленный осиновый, а кому знаком этот лист, похожий на растопыренную ладошку. Сравните свою ладошку с этим листом. Кто знает, от какого дерева этот лист?-
Педагог:
- Этот лист называют кленовым. Он растёт на клене. Он очень красив. Посмотрите, какой он резной и имеет много оттенков.-
Кленовый лист
Пятиконечной звёздочкой На тросточке висит, И осенью, что солнышко, Кленовый лист горит.
Остры его пять лучиков, Сияет ими он! За эту радость лучшую От нас большой поклон! Сергей Прилуцкий, Алатырь, 2014
Физ минутка
Ветер тихо клен качает
Ветер тихо клен качает,
Вправо влево наклоняет,
Раз-наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен
Объяснение и выполнение
Педагог:
- Сегодня мы будем выполнять кленовый лист. Кленовый лист Он очень красив. Посмотрите, какой он резной и имеет много оттенков.- Педагог предлагает рассмотреть образец
Для изготовления нам понадобится разноцветная бумага, ножницы и клей. Напоминание о правилах т/безопасности
Педагог:
- Лист будет состоять из нескольких деталей разного размера и цвета. У вас у каждого имеется прямоугольники их 3 пары и один самый большой. Приготовьте из прямоугольников квадраты. Не забывайте правильно накладывать стороны. Лишняя часть только одна
Педагог:
- Сколько всего получилось квадратов?- Ответы детей.
Педагог:
- Да их 7, самый большой без пары он центральный .Из всех квадратов мы сделаем базовую форму рыба. Некоторые операции похожи на базовую форму змей.
Педагог:
- Давайте рассмотрим схему.-
Разбор схемы
После разбора схемы педагог закрепляет выполнение б.ф змей.
Педагог: - Внимательно посмотрите на обозначения, и выполните действия с противоположной стороны, загните стороны к середине, четко и аккуратно выполняйте действия. У вас получилась фигура ромб. Проделайте эти действия со всеми квадратами.-
(Педагог показывает изображение листьев ,которые списываются в форму)
Педагог:
- Лист имеет форму, у каждого листа она своя. У березы ромб, у осины круг, у клена многоугольник. Если, мы раздвигали пальцы, у нас получилось пять лучиков как у звезды .Так и лист клена похож на звезду с лучиками.-
Сборка
Педагог:
- Сейчас вы последовательно соберете лист на столе, следуя образцу. Одиночный ромб это вершина листа. К нему прикладываем с двух сторон ромбы меньшего размера и цвета. Нижние ряды листа выполняем точно также, самые маленькие ромбы внизу листа.-
Педагог помогает детям, поощряет.
Педагог:
- Чтобы у нас получился красивый лист, все части мы приклеим на черенок листа. Черенком листа будет прямоугольник, сложенный в несколько раз. К нему мы буде последовательно будем приклеивать ромбы, немного накладывая друг на друга, скрепляя их клеем.-
Дети выполняют сборку.
Заключительная часть занятия
Итог
Педагог:
- Какие красивые листья. Кто мне скажет, как они называются? При затруднении ответа, педагог предлагает произнести вслух.
Педагог:
- С какой базовой формой вы познакомились на занятии?- Ответы детей.
Педагог:
- У нас с вами получился очень красивый листопад. Листья, кружась в воздухе и опускаясь на землю, создают красивый узор. Попробуйте создать свой узор из листьев. Вы можете покружиться как листики в воздухе и, опустив свои листочки на стол выложить кленовый листопад.