Цель: систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группе.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение ориентироваться в пространстве (в помещении групповой комнаты), используя план-схему.
Закреплять умение соотносить число с количеством; закреплять умение работать с числовым рядом в обратном порядке в пределах 10.
Закреплять знания о цветах радуги.
Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах; воспринимать задания на слух; видеть и называть фигуры.
Продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги - выполнять графический диктант; активизировать пространственные представления: влево, вправо, вперед, вверх, вниз; учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении.
Закреплять знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
Развивать познавательный интерес детей, логическое мышление, память, творческое воображение.
Развивать зрительно пространственное восприятие, слуховое восприятие, умение понимать и точно выполнять указания взрослого, умение отвечать полным ответом.
Развивать внимание и координацию движений.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к математике.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь.
Предметные картинки для физминутки «Считай, делай».
Иллюстрация к сказке «Репка», магнитные цифры, пальчиковый театр по сказке «Репка».
Мяч.
Игра математического содержания.
Раздаточный материал:
Цветные стаканчики (по цветам радуги) с цифрами, цветные карандаши.
Счетные палочки.
Листы бумаги в клетку для графического диктанта, фломастер на каждого ребенка.
Карточки с числовыми домиками, цифры от 1 – 10 на подносах на каждого ребенка.
Ход НОД:
I.Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними и давайте постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
Сделаем вперед два шага,
А три сделаем назад.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнём.
- А как заниматься мы сегодня будем, я даже не знаю, потому что… У меня случилась неприятность, я принесла вам сегодня новую игру, но забыла, куда положила, и никак не могу вспомнить.Что же мне делать? Как нам найти, где лежит новая игра.
- Поискать? Поможете мне?
- У меня осталась схема. Давайте посмотрим, может быть по ней сможем понять, где лежит игра.
- Сегодня мы будем с вами учиться ориентироваться в группе с помощью плана.
На каждом этапе нужно будет выполнить задание, и за это вы будете получать часть картинки, на которой изображено где лежит игра. Итак, вы готовы отправиться искать игру? Где начинается наш путь?
II.Основная часть.
ЦентрТворчества.
Воспитатель: Ребята, начнем мы свой поиск в центре Творчества. Вот наше задание.
Д/упр. «Разложи карандаши».
Задание:
Разложить карандаши по стаканчикам. Положить столько карандашей, какая цифра написана на стаканчике.
Взаимопроверка: поменяться с соседом слева.
Выстроить стаканчики в обратном порядке от (назвать имя ребенка).
Выстроить стаканчики по цветам радуги от (назвать имя ребенка). Вспомнить стихи о последовательности цветов радуги.
Дети получают вторую часть плана. Смотрят по схеме, куда идти дальше.
Центр Конструирования.
Игровое задание со счетными палочками.
1.Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (Треугольник).
2.Постройте фигуру, у которой все стороны равны(Квадрат.)
3.Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 короткие (Прямоугольник).
4.Постройте фигуру, из трех палочек. Что получилось ? (Треугольник) Правильно, а теперь добавьте еще две палочки, что получилось (Ромб ) или два треугольника.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием и получаете следующую часть плана.
Центр Безопасности.
«Графический диктант»
Задание:Берём листочки в клеточку и ручку. Обратите внимание, начало нашего рисунка отмечено красной точкой. Поставим ручки на начало пути, на красную точку. Внимательно слушаем команды и выполняем задание.
Графический диктант: 5 клеток вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 1клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 2 клетки влево,1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 2 клетка влево, 2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 клетки вверх.
Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: Автомобиль! (Машина).
Воспитатель: А чего у нашей машины не хватает?
Дети: колес.
Воспитатель:Дорисуйте недостающие колеса. Все ли справились с этим заданием?
(ответы детей)
Воспитатель: Вы очень постарались, были внимательны. И это нужно обязательно отметить! Вот вам еще одна картинка.
Центр патриотического воспитания.
Д/и «Найди соседей»
Воспитатель: Следующее задание – помочь жителям города Числограда. Дома в этом городе необычные: на каждом этаже живут числа – соседи, которые в сумме дают число дома. Заселите домики числами.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:Проверяем. Комментируем. (В домике числа 6 находятся пары 1 – 5, 2 – 4...).
Воспитатель:Молодцы, дружно справились с заданием. А сейчас посмотрим, куда мы отправимся дальше. ( Дети получают следующую часть плана).
Центр Двигательной активности.
Физминутка «Считай, делай».
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов.
Давай присядем столько раз
Сколько подснежников у нас.
Сколько зайчиков у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Дети получают еще одну часть плана – схемы.
Центр Театра.
Воспитатель: Мы с вами пришли в центр Театра. Здесь нам предстоит решить сказочную задачу.
Задача 1: Вce мы знаем сказку «Репка»,
Все умеем мы считать.
Вы попробуем, ребята,
Всex героев нам назвать: внучка,
Жучка, Кошка, Мышка.
Дед и бабушка при нем.
Тут, попробуйте, ребята,
Всex назвать одним числом.
Задача 2:
*Вытаскивают репку дел, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего?
*Если кошка побежит за мышкой, а Жучка — за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их?
*Дед — первый. Мышка — последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний?
*Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний?
Дети получают еще одну часть плана – схемы.
Воспитатель: Мы с вами идем дальше в центр Познания.
Центр Познания.
Воспитатель: Нужно быстро и правильно ответить на все вопросы. Для этого мы сделаем круг. Я буду кидать вам мяч и задавать вопросы, а вы – ловить мяч и отвечать на них.
Задание на смекалку и сообразительность.
1. Сколько ушей у двух мышей? (четыре уха)
2. Сколько лап у двух медвежат? (восемь лап)
3. Наступил январь. Сначала расцвели 3 яблони, а потом еще одна яблоня. Сколько яблонь расцвело? (ни одной)
4. У кошки две лапы левые, две лапы правые, две лапы передние, две лапы задние. Сколько лап у кошки? (четыре лапы)
5. Сколько хвостов у четырех котов?
6. Сколько носов у трех слонов?
7. Сколько орехов в пустом стакане?
Воспитатель: Все правильно ответили на вопросы. А вот и последняя картинка плана. И нам остается только собрать собрать все части вместе и узнать, где лежит игра.
8. Собрать схему.
Дети собирают план – схему, определяют, что игра лежит в центре Занимательной математики. Находят игру.
III.Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, скажите, а какие качества вы проявили во время поиска игры?
Воспитатель: Чему мы сегодня учились? Какие задания выполняли? (Ответы детей).
- Прежде чем вы пойдете играть, я хочу вас поблагодарить за то, что вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать игру.
- На этом наше занятие подошло к концу. Давайте похлопаем друг другу и скажем до свидания нашим гостям.