Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Свою работу по развитию речевого дыхания я начинаю с игры и упражнений без участия речи, а помогают мне в этом сделанные своими руками дидактическое пособие: «Дракончик».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Дракончик"»
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Свою работу по развитию речевого дыхания я начинаю с игры и упражнений без участия речи, а помогают мне в этом сделанные своими руками дидактическое пособие: «Дракончик».
Цель дыхательных упражнений:
Увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм
Выработать плавный, длительный, экономный выдох
Активизировать работу мышц губ
Во время проведения описанных игр и упражнений необходим постоянный контроль педагога за правильностью дыхания.
Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Цель мастер-класса: обучение изготовлению и применению тренажеров для дыхательной гимнастики.
Задачи:
-рассказать о необходимости регулярного проведения дыхательной гимнастики детей;
-учить изготавливать тренажер для дыхательной гимнастики;
-создать благоприятную атмосферу для педагогов, посредством увлечения общим делом.
Оборудование и материалы: втулка от бумажных полотенец, ножницы, клей-карандаш, цветная бумага, губка цветная (для мытья посуды), гофрированная бумага.
Ход мастер- класса:
1.Вводная часть.
– Здравствуйте, уважаемые педагоги. Я рада видеть вас и предлагаю Вам сегодня узнать, как можно изготовить простые, но в тоже время интересные тренажёры для дыхательной гимнастики. Но сначала несколько слов о том, почему так важно заниматься дыхательной гимнастикой с детьми.
Развитие дыхания – является одной из важных задач в работе с дошкольниками. Упражнения на дыхание широко используются как в работе по развитию речи детей (при постановке сложных звуков, работе над темпом, громкостью, интонационной выразительностью и плавностью речи, так и в оздоровительной работе.
Они способствуют:
- насыщению каждой клеточки организма кислородом,
- повышению общего жизненного тонуса,
-сопротивляемости организма к различным простудным заболеваниям дыхательной системы(бронхитов, синуситов, ларингитов и др.)
- стимулируют работу сердца, головного мозга, нервной системы.
Существует очень много интересных упражнений (комплексы дыхательной гимнастики) для развития дыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности: занятия по развитию речи, познавательному развитию, физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения и как самостоятельные игры-упражнения с различными атрибутами, игрушками – тренажёрами.
Тренажеры для дыхательных упражнений можно сделать своими руками, они не требует больших материальных затрат.
Цель упражнений с тренажёром - укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах.
Основная часть:
- Ну, а сейчас я покажу вам как быстро и несложно можно изготовитьинтересный тренажер для дыхательной гимнастики
«Дракончик».(слайд 1) .
Итак, 1. берем цветную бумагу и оклеиваем втулку от бумажных полотенец (слайд 2).
2. Из губки вырезаем 2 средних круга и 2 поменьше. На средние приклеиваем глаза (слайд 3).
3. На втулку наклеиваем глаза и носик (слайд 4).
4. Дальше, делаем огонь (пламя дракончика) для этого вырезаем из гофрированной бумаги полоски длиной 15 см и шириной 1,5 см. (слайд 5).
5. И последнее, пламя (огонь) приклеиваем ко рту (слайд 6).
Наш дракончик готов! (слайд 7).
Сейчас мы его испробуем, нам необходимо, сделать глубокий вдох и через рот подуть в трубу.
(необходимо, прежде всего, сформировать у детей плавный ротовой выдох).
Однако, помните, что дыхательные упражнения быстро утомляют детей, могут вызвать головокружение, поэтому они должны быть ограничены во времени.
Заключительная часть:
Спасибо вам большое за то, что приняли участие в мастер-классе.