Краткосрочный исследовательский проект «Вода на Земле»
Краткосрочный исследовательский проект «Вода на Земле»
Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.
Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный исследовательский проект «Вода на Земле»»
Краткосрочный
исследовательский проект
«Вода на Земле»
Участники проекта: дети (6-7 лет), родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Вид проекта:
- обучающий
- исследовательский
- игровой
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Срок реализации –июль-август 2018 года.
Актуальность темы:
Вода — первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.
Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.
Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того,
экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
-Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей.
-Показать значение воды в жизни живых существ и человека.
- Прививать навыки бережного отношения к расходованию воды.
- Познакомить детей со свойствами воды.
- Обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года.
Задачи проекта:
-привлекать внимание дошкольников к богатствам природы- прививать любовь к родной природе, родникам - источникам чистейшей воды; -подводить пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное отношение к использованию водных ресурсов
- привлекать родителей к совместной деятельности (опыты по очистке воды в домашних условиях, экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков и т. д.)
-продолжать расширять знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в лед, превращение ее в снег, в твердое состояние
- дать элементарное представление о превращении воды в пар (ее переходе в газообразное состояние)
Гипотеза: если бы не было воды, то не было бы жизни на Земле.
Предполагаемый результат:
-усвоение детьми элементарных представлений о некоторых свойствах воды через экспериментирование. Презентация проекта.
-повышенный интерес к НОД, содержащим демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования, к долгосрочным наблюдениям-экспериментам
-развитие связной речи, умения выстраивать сложные предложения, делать выводы.
-воспитание экологической культуры
-бережное отношение к водным ресурсам
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап проекта:
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой.
3. Подбор подвижных и речевых игр.
4. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
5. Составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Основной:
Просмотр и обсуждение презентации «Что такое вода?»
Проведение НОД:
Познавательное развитие: «Вода в жизни человека», «Свойства воды», «Круговорот воды в природе», «Мерная чашка»(ФЭМП).
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты– М., 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ
БЕСЕДЫ.
«Вода в жизни человека»
Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека); о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твердая (снег, лед, жидкая, газообразная – пар); воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту).Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе фильтрации. Формирование бережного отношения к воде.
Планируемые результаты: может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость).
Материалы и оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, флакончик с нежными духами, соль, лимон, соль, сахар, морской песок, куриное яйцо, кубики льда (в термосе), термос с горячей водой, зеркальце, проектор, фильм «Вода в природе - ЖИВАЯ!» (4 минуты), презентация о воде.
Ход занятия.
Воспитатель: Вода. (Показ слайда № 1) Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения).
А что вы знаете о воде?
Дети отвечают на вопрос, что они знают о воде.
Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. (Показ слайда № 2) Что тогда произойдет? Почему?.. Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее Вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!
(Н. Рыжова)
Человек на 80 % состоит из воды.
Да, ребята, на земле воды много, она везде. Скажите, какая модель земли есть у нас в группе? Какой видят космонавты нашу Землю из космоса?.. Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют "Голубой планетой". (Показ слайда № 3)
Как называются все моря и океаны на Земле?.. Правильно, вся вода на Земле составляет единый Мировой океан.
Давайте поиграем в игру "Какая бывает вода" (воспитатель бросает детям мяч, и они говорят о свойствах воды и использовании ее в жизни человека).
А сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде. Скажите, что обозначает слово лаборатория?
Опыт№ 1"Определение цвета воды"
- Какого же цвета вода?
Поставьте перед детьми стакан с водой и попросите сказать, какого она цвета.
Опыт №2 "Определение прозрачности воды”
- У меня на столе стоят 2 стакана: один с чистой водой, а другой с молоком.
Давай посмотрим сквозь стакан с молоком на цветную картинку. Ее видно?
(Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой?
(Ее будет видно.) вода – прозрачная.
Опыт №3 "Определение запаха воды”
- Какой запах имеют цветы? Духи? (приятный, цветочный, сладкий и т. д.)
-А теперь понюхай воду. Имеет ли она запах? (нет).
Опыт №4 "Определение вкуса воды”
-Какая соль на вкус? (соленая)
- Лимон? (кислый)
- Попробуй воду на вкус. Какая она? (без вкуса)
Опыт № 5 "Определение формы воды”
- Посмотри, у меня в стакане вода, если я перелью в тарелку такое же количество воды, что изменится? (вода принимает ту форму, в которую ее переливают, вода растекается)
- Так имеет ли вода определенную форму? (нет)
Физминутка.
А сейчас мы с вами немножко отдохнем. (Показ слайда № 4). Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда. (Показ слайда № 5). А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной. (Показ слайда № 6). Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара. (Показ слайда № 7)
- А сейчас мы с вами опять пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде.
Опыт № 6 "Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются"
Соль, сахар в воде растворяются, при этом вода остается прозрачной.
Речной песок не растворяется, оседает на дно стакана.
Гуашь растворяется в воде, при этом меняет цвет воды.
Опыт № 7 " Как узнать в каком сосуде морская вода"
Соленая вода плотная, способна удержать куриное яйцо.
Опыт № 8 «Вода, лед, пар – три состояния воды»
Лед и снег- твердое агрегатное состояние воды, в тепле превращается в жидкое состояние, если нагреть станет паром.
Наблюдаем, как из термоса выходит пар. - Ребята, что это? Правильно, это пар. Пар- это тоже вода! Поместим над паром зеркальце. На ней образовались капельки воды.
Рассматриваем кусочек льда. Бросаем в воду.
И что же мы с вами узнали? Значит, снег, пар и лед- это вода!
Воспитатель: А вы знаете что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан.
И никогда нельзя засорять водоемы, бросать мусор в реку, море или озеро!
(Показ слайда № 8 и 9)
Просмотр фильма «Вода в природе - ЖИВАЯ!»
Рисование на свободную тему «Вода».
Итог. Убеждать людей бережно использовать водные ресурсы. Для детей это возможно через различные занимательные формы. Приобретают понимание о значении воды для человека, растений, животного мира. Созданная атмосфера позволила реализовать каждому ребенку свою познавательную активность. Показателем успешности так же является положительные отзывы родителей о мероприятии.
«ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА»
Цели и задачи:
Образовательная область: «Познание»
- Познакомить с разными свойствами воды.
- Прививать бережное отношение к воде.
- Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
- Развивать навыки проведения опытов в лаборатории.
Образовательная область: «Коммуникация»
- Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
- Активизировать словарь детей словами по теме: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование.
- Способствовать развитию мышления, любознательности
Образовательная область: «Труд»
- Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща; сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Образовательная область: «Социализация»
- Осуществить патриотическое воспитание.
- Воспитывать любовь к природе.
Образовательная область: «Здоровье»
- Продолжать учить принимать правильную позу при опытах за столом.
Задачи:
-формирование представление о свойствах воды;
-развитие наблюдательности; сравнивать, анализировать и делать выводы;
-воспитание чувства восхищения явлениями природы;
-воспитание уважительного отношения к воде как удивительному веществу.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды
Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.
Чтение сказки «Капитошка». Путешествие воды»
Чтение сказки «Путешествие Капельки»
Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
Материал для занятий
- вода, глобус, прозрачные стаканчики,схема круговорота воды, кубик, шарик, узкая и широкая баночки, молоко, соль, сахар, лимонная кислота, растительное масло, мука, пихтовое масло, таз с водой, иллюстрации с изображением воды в разных агрегатных состояниях, зеркало.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
Загадка:
На ноге стоит одной Крутит, вертит головой Нам показывает страны, Реки, горы, океаны.(глобус )
- А что такое глобус?
(Глобус - это модель Земли.)
- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе)
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)
- Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть. Но странный вопрос возникает тогда, Планета должна называться вода?
(Воспитатель показывает круг, который разделен на 4 части, из которых 3 части раскрашены голубым цветом – вода, а 1 часть зеленым цветом – земля)
- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
- Почему? (Дети объясняют)
- А что вы знаете о воде? Какая она?
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы)
Звучит запись журчания ручейка
(Чтение стихотворения о ВОДЕ)
Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить, Без неё нам не прожить!
- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- А как вода поступает в реку?
- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)
- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по четыре человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – лимонную кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и растительное масло. Двое детей выполняют это задание.
Физкультурная минутка
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны) Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево) Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания) Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте) От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.
- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде пихтовое масло. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Опыт 5. Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? ( в зеркале, в витрине магазина и т.д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Дети читают стихи.
О ,Земля , муравейник людской, Дом родной без конца и без края. Ты нас кормишь и поишь водой, Как тебя не беречь, дорогая?
- Сохраним моря и воздух, Недра, лес и тишину,
- Развеем над нею и тучи, и дым, В обиду её никому не дадим!
- Украсим всю Землю садами, цветами, Такая планета нужна нам с вами!
Итог занятия.
- Ребята, давайте с вами назовем все свойства воды, с которыми мы познакомились.
- Как мы должны относиться к пресной воде?
- Что такое круговорот воды в природе?
«Вода-это жизнь, бесценный дар, богатство страны».
Цель: формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений. Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе. Учить детей при помощи изо творчества (плакаты, рисунки) доносить проблему «Об охране источников чистой воды» до других людей. Способствовать всестороннему развитию ребёнка.
Задачи: дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Познакомить детей с традиционно добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Закрепить знания детей о том, как беречь водопроводную воду. Развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей. Упражнять детей в умении изменять силу голоса, темп речи, в отчётливом произнесении слов со звуком [Р]. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.
Актуальность: в наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, проблема охраны окружающей среды (воды), как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Потому что запасы воды иссякают из-за нерационального использования её человеком. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - педагогами. Поэтому одной из основных задач воспитания и образования детей является формирование эк. культуры и природоохранного сознания. «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами… и охранять природу значит охранять Родину» (М. М. Пришвин). Будем же изучать родную природу, учиться у неё и охранять.
Краткая аннотация: в данном конспекте я использую материал по познавательному развитию: рассказ о родниках и чистой воде, охране воды в природе; по ознакомлению с худ. литературой: слушание стихотворения «Земля - наш дом родной», «Родники» Бунин; п/и «Ручейки – озеро»; игровые приёмы: приход сказочного персонажа Степашки с играми; развитие творчества детей – рисование плакатов.
Материал к занятию:
Глобус; картинка с изображением завода, сливающего грязную воду, мусора в воде и на берегу; картинки с изображением озёр, рек и родников; кукла зайчонок; карточки с загадками; альбомные листы на каждого ребёнка, карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
I. Звучит тихая музыка.
Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря-
Всё называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Знакомство с глобусом.
Воспитатель показывает глобус.
- Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.
- Кто знает, как называется эта модель? (глобус)
Посмотрите на глобус. То, что обозначено голубым цветом, - это океаны и моря. В них очень много воды, но она солёная и не годится для питья. Ребята, а есть ещё реки и озёра. Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, что из них можно пить воду. Например : в республике Хакасия есть такое заповедное озеро Иткуль. А также есть озеро Байкал, которое находится на границе с республикой Бурятия. (Сибирский Федеральный Округ.)
- Ребята, как вы думаете, зачем нужна вода? (Чтобы жить, купаться, умываться, пить, готовить еду, стирать и т.д.)
- Ребята, а вы знаете, откуда берётся вода в реках и озёрах? (Ответы детей)
- Многие реки и озёра, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников. Немало ручьев стекает в озёра.
Любит и бережёт родники наш народ: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то бескорыстная рука для всех и каждого. Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье.
- Ребята, а кто из вас пил воду из родника?
- А как говорят о чистой воде? (Прозрачная, хрустальная.)
- У И.А Бунина есть стихотворение «родник».
Послушайте его:
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом, расплавленным бежит.
- А вы знаете, для чего нужны родники зверям и птицам? (Для водопоя)
- Воспитатель: Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.
Родник - бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными.
- А теперь я предлагаю поиграть в подвижную игру.
П. Игра «Ручейки-озеро»
Ребята строятся друг за другом по 5-6 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему - это «ручейки». По сигналу «ручейки бегут» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. Все колонны бегают, не мешая одна другой. По сигналу: «Озеро!» каждая команда, взявшись за руки, образует круг - «озеро».
II. Встреча со Степашкой.
Раздаётся стук. Появляется игровой персонаж-Зайчонок. Он грязный, плачет.
- Ребята, кто это к нам пришёл, такой грязный, такой несчастный? (Ответы детей)
- Как вы думаете, что с ним могло случиться, почему он такой грязный? (Ответы детей)
Степашка: Я шёл к вам в гости, хотел поиграть, мимо речки, солнышко пригрело, я решил искупаться в речке. Искупался и вышел из воды таким грязным. Ребята, может, вы знаете, что со мной случилось? (Ответы детей)
Степашка: Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из неё текла чёрная вода. Вот такая! (Показывает картинку.) А ещё там, в воде и на берегу, валялось много бутылок, пакетов с мусором, фантиков из-под конфет, кожура от бананов и мандарин. И так мне стало плохо и неприятно.
- Как вы думаете, кто так мог поступить? (Ответы детей)
- Что необходимо сделать, чтобы наши речки были чистыми? (Ответы детей)
Дети жалеют Степашку. Воспитатель предлагает ему умыться.
- Степашка: Ребята, какая чистая вода течёт у вас из крана! Мало чистой воды на Земле, поэтому воду надо беречь.
- Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (Напрасно не лить, закрывать краны)
- Правильно ребята. Но сегодня я к вам пришёл, чтобы поиграть. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы будете за мной повторять. Дети встают в круг.
Скороговорка:
«Ехал Грека через реку,
(дети изображают, как гребут вёслами на лодке)
Видит Грека, в реке рак.
(Повороты туловища и головы вправо- влево)
Сунул Грека руку в реку,
(Наклоны туловища вперёд)
Рак за руку Греку цап!
(Воспитатель ловит детей за руку)
- Молодцы ребята, у вас так хорошо получается. А вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода.)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник)
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.)
Не море, не земля, корабли не плавают
Только лягушки квакают.
Ходить нельзя, можно увязнуть. (Болото)
Степашка: Молодцы ребята, вы такие умные. А теперь давайте немножко разомнёмся.
Физ. минутка:
Вот болотце на пути, как его нам перейти.
(дети ходят по кругу)
С кочки на кочку, прыг да скок,
Веселей скачи дружок.
(Прыжки на двух ногах, с продвижением вперёд)
Степашка: Ребята, как у вас хорошо, весело и интересно. Но мне уже пора домой, меня ждут мои друзья: Филя и Хрюша. До свидания.
Степашка уходит.
III. Итог занятия:
Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Напоминает им о госте, как ему было плохо от грязной воды.
- Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы со Степашкой больше такого не случалось? (Ответы детей)
Правильно, надо охранять чистоту воды и их берегов, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой. Ведь вода - это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных , и растений.
- Ребята, у вас на столах лежат альбомные листы бумаги, карандаши и фломастеры, давайте нарисуем небольшие плакаты на тему: «Мы реки и озёра в обиду не дадим». А потом мы с вами, когда пойдём домой, развешаем плакаты на подъезды наших домов, чтобы все люди знали, что надо беречь воду.
«Кто живет в воде».
Задачи:
Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность в жизни именно в водной среде.
Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Индивидуально учить правильно и кратко описывать водных животных Сережу П., Даню К., Андрея П.
Подвижная игра: «Мы – водные животные». Цель: закрепить знания детей о водных животных, имитировать их движения.
Панно с изображением подводного мира, картинки с изображениями водных животных.
Предварительная работа: Наблюдение за рыбками в аквариуме, экскурсия к водоему, наблюдение за лягушкой, раком.
Ход
Показываю детям глобус:
В. - Сколько здесь голубого цвета!
- Что изображено голубым цветом? (Ответы детей)
Правильно - это океаны, моря, реки - голубым цветом на картах изображают воду.
- Известно, что живые существа впервые появились в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.
- Кто всю жизнь проводит в воде? (Ответы детей)
Правильно! - рыбы всю жизнь проводят в воде.
Недаром говорят: «Рыбы – дети воды». Они живут в соленой и пресной воде. Рыб в мире огромное количество.
А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки (прикрепляю панно подводного мира реки).
Посмотреть на реку –
И кажется, в ней нет малявок, ни окуней
Только бежит голубая вода
Петляя по лугу, незнамо куда
Но если по глубже в нее заглянуть
С маской и трубкой тихонько нырнуть
Сразу увидишь, что это не так
Вот под корягою прячется рак
Налим под колоду забрался
А эта огромная щука
Плывет как ракета!
У кручи подмытой
На дне хрящеватой
Лещ отдыхает, стоит как лопата
В затоне лени копошатся в грязи
На солнце сверкают боками язи
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают густерки, ельцы и ерши.
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет!
По ходу чтения стихов дети прикрепляют картинки обитателей на панно. Ребенок, прикрепляя соответствующую картинку, рассказывает, кто на ней изображен и выражает свое отношение к животному через движение, мимику.
Рак: Я – рак. Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряш.
Ерш: Я чем-то напоминаю ежа: такой же колючий. Я очень живуч, бросишь меня на лед – замерзну, а в тепле оттаю и поплыву!
Карась: Я – карась, очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде. Ем все подряд. Когда – то на Востоке нас, карасей держали в вазах с водой для украшения дома.
Щука: Меня рыбки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодна, могу утащить на дно щенка или утенка. Но ведь меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоемы, не даю распространятся болезням.
Лягушка: Раньше мы были икрою, ква-ква,
А теперь мы все герои, ать-два,
Головастиками были, ква-ква
Дружно хвостиками били, ать-два
А теперь мы лягушата, ква-ква
Прыгай с берега, ребята, ать-два
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете красота!
Игра «Мы – водные животные»
В. - Мы лягушки. Ребята, хотите быть лягушками? Представьте, что вы – красивые речные лягушки (Дети вместе с «лягушкой» играют, имитируют ее движения, плавают в воде, выпрыгивают на берег. Проголодались – поймали комарика. А чтобы нас он не заметил, замрем, не будем двигаться – присядем, высунем язычок, которым и поймаем комара. Поймали, съели и опять поплыли.
Мы – стайка рыбок.
Плавают рыбешки в нашей речке чистой.
Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро!
Рыбки – рыбешки все хороши:
Папы, и мамы и малыши!
Детки рыбешки на больших похожи
Плавают как папы, тоже, тоже, тоже!
Рыбки гуляют только в воде
И не гуляют больше ни где!
(Дети вместе с «рыбой» плавают, имитируя ее движения. Плаваем молча ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука.
Вот она плывет к нам – воспитатель изображает щуку. Рыбки быстро уплывают, щука старается поймать кого-нибудь.
Мы – чайки. Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, спустились к воде (наклонились, поймали рыбу и улетели на берег, чтобы ее съесть).
Мы – улитки. Высовываем рожки (пальцы рук) и медленно ползем по месту водного растения.
А теперь пройдемся как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнулись, наши перышки не намокли, они остались сухими.
Работа с дидактическими карточками.
В. – Дети, мы сегодня узнали много интересного о водных жителях. Жители подводного царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды. Они хорошо приспособились жить именно в воде, нужны ли друг другу растения и животные водоема?
Предложить детям набор карточек с изображениями различных животных и рисунок водоема: «Водные жители заблудились и никак не могут найти свою реку, а ребята могут им помочь.
Задание детям: выбрать из предложенного набора карточек водных жильцов и поместить на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде. (Ответы детей)
В. «Ребята, мы знаем, что на нашей планете очень много воды. Но мы должны относиться к воде бережно не оставлять без надобности открытые краны, не загрязнять водоемы. Без воды не могут обходиться ни растения, ни животные, ни человек. Будем беречь воду, наши водоемы!»
Итог. Мы сегодня узнали много интересного о животных водоема. Я вам предлагаю нарисовать то животное, которое больше понравилось и мы сделаем выставку рисунков.
КОНСПЕКТ НОД ПО ФЭМП «Мерная чашка».
Цели:
Учить с помощью условной мерки определять объем жидкости. Продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур, в увеличении и уменьшении числа на одну единицу. Развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитывать усидчивость и работу в коллективе.
Демонстрационный материал:
Куклы Лунтика и Кузи, два сосуда с разного цвета жидкостью, мерка для измерения жидкости (прозрачный стаканчик), две баночки для перелива жидкости, клеенки, салфетки, мерная полоска бумаги, секундомер, рулетка.
Раздаточный материал:
Геометрические фигуры, мяч.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Воспитатель:
- Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:
Стало скучно на Луне,
Приземлился на Земле.
Много я друзей нашел:
Кузю, Милу, Пчелку.
Воспитатель:
- Из какого мультфильма гости, ребята?
Ответы детей:
- «Лунтик».
Воспитатель:
- Да, действительно, этот мультфильм называется «Лунтик». А вот и он. А вы знаете Лунтик сегодня пришел не один, а вместе с Кузей. Они мне перед занятием шепнули, что у них проблема. Им бабушка Капа сварила ежевичный и малиновый компоты. Но они целую неделю не могут выпить компот, так как спорят у кого компота больше, тот и должен первым начинать пить. Лунтик говорит, что у него больше ежевичного компота, а Кузя говорит, что у него больше малинового компота. Все время ругаются. Давайте поможем им определить у кого больше компота. Согласны?
Ответы детей:
- Да.
Воспитатель:
- Давайте подумаем, в какой из емкостей больше компота?
- Как это проверить? Что необходимо для измерения?
- Можно ли объем воды измерить полоской бумаги, рулеткой, секундомером?
- Почему нельзя?
- Какую меру лучше взять, чтобы измерить объем? (чашка, банка, стакан и др.).
- Давайте измерим поочередно компот у Лунтика и Кузи. Определим у кого компота больше, а у кого меньше. Согласны?
Ответы детей:
- Да.
Воспитатель:
- Но сначала мы с вами разомнем руки и ноги, чтобы более точно измерить количество компота и не ошибиться.
2.Физминутка (проводит сам ребенок).
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
Четыре – руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть – тихо сесть.
Воспитатель:
— Для начала мы с вами возьмем стаканчик и посмотрим, сколько таких стаканчиков помещается в графинчике с ежевичным компотом, а сколько — в графине с малиновым компотом.
Воспитатель переливает воду в баночки поочередно. Просит одного из детей делать метку фломастером на банке, где переливает два стакана. После измерения уточняет у детей, где больше перелито стаканов. Малинового компота – 2 стакана, ежевичного компота – 1 стакан.
Воспитатель:
- Можно сказать, что объем посуды не зависит от количества в ней жидкости. В маленьком сосуде может быть жидкости-больше, чем в большом.
- После нашего измерения, какого компота больше?
Дети:
Малинового!
Воспитатель:
-Теперь мы знаем, что малинового компота больше, и первым начинает пить свой компот, кто?
Дети:
-Кузя!
Воспитатель:
- Пока Кузя и Лунтик утоляют жажду компотом, мы с вами отдохнем.
4.Подвижная игра «На что похожа?»
Воспитатель:
У вас на одной стороне группы (для каждого) на столах лежат геометрические фигуры. Я стою на другом конце группы и называю, например «Дом». Вы ищете геометрическую фигуру, которая похожа на дом и бежите ко мне показывать. Кто неправильно покажет геометрическую фигуру, тот встает вместе со мной и проверяет своих товарищей.
«Тарелка», «Огурец», «Дверь», «Кубик», «Крыша».
Молодцы, как быстро вы справились с заданием.
Отгадай – ка.
- У кого больше лап: У цыплёнка или у курицы?
- У собаки 4 лапы, у кошки 4 лапы. У кого лап больше?
Ответы детей:
4.Малоподвижная игра «Меньше – больше».
Дети становятся в круг. По считалке выбирается начинающий.
Мы собрались поиграть.
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три –
Начинаешь ты.
Начинающий ребенок называет цифру в пределах десяти и бросает любому игроку мяч. Поймавший мяч, называет цифру больше на одну единицу. Мяч должен побывать у каждого игрока. После этого, также называется цифра в пределах десяти, но только поймавший мяч называет цифру меньше на одну единицу. Игра заканчивается тогда, когда мяч побывает у каждого игрока.
5.Итог.
Воспитатель:
- Ребята, а кто был у нас в гостях, из какого мультфильма?
- А теперь каждый скажет, что ему запомнилось на занятии, что понравилось.
- Что мы делали сегодня на занятии? (играли в игры «На что похожа», «Меньше – больше»).
Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и помогли Лунтику и Кузе разрешить их спор.
Конспект НОД по аппликации.
«Рыбки в аквариуме»
Цель: продолжать развивать коллективное творчество.
Задачи:
Коррекционные
развивать умение фиксировать взор;
расширять поле зрения детей;
развивать общую и мелкую моторику;
развивать фантазию, воображение, эмоциональную сферу детей.
Образовательные
совершенствовать умения детей при работе с бумагой, делать правильные четкие сгибы;
совершенствовать умение детей намазывать и склеивать бумажные и картонные детали;
развивать навыки работы с природным материалом;
расширять знания детей о наборе материалов, которые могут быть использованы в конструировании.
Воспитательные
воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми;
радоваться результатам коллективного труда;
оценивать результаты своего труда, работы товарищей.
Предварительная работа:
чтение рассказов и сказок о морских обитателях, рыбах;
рассматривание альбомов с картинами рыб;
рисование рыб, аппликация;
изготовление поделок из природного материала;
изготовление аквариума, заготовок рыб для занятия.
Оборудование:
заготовки рыб по 2 штуки на каждого ребенка;
клей; кисточка для клея; салфетка;
простой карандаш;
ножницы;
цветная бумага;
декоративный глазок на каждого по 1штуке;
природный материал (арбузные семечки, скорлупки от орехов (фисташек);
аквариум с готовой рыбкой;
аудио запись шум моря/воды.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Дети стоят около воспитателя. Звучит музыка (шум воды). Воспитатель загадывает загадки:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Рыбы)
Блещет в речке чистой
Спинкой золотистой.
(Рыба)
Вильнёт хвостом Туда-сюда — И нет её, И нет следа.
(Рыба)
О ком эти загадки? (о рыбах)
А как делятся рыбки по месту их проживания? (в воде: в море – морские, в реке – речные, в озере – озерные, в аквариуме – аквариумные).
Ребята из соседнего детского сада прислали нам в подарок аквариум, а в нем плавает всего одна рыбка. Давайте ее рассмотрим (плавники, чешуя, хвост). Предлагаю вам сделать для нее друзей, чтобы ей не было скучно. Присаживайтесь.
2. Основная часть.
Дети садятся за столы. Напротив каждого ребенка набор материала, необходимого для изготовления рыбы.
Работать будем все вместе, коллективно. Эту работу мы будем выполнять из бумаги, картона и природного материала. Перед вами 2 заготовки рыбы: одна чисто белая, а другая обработана пластилином. Начинаем работать с белой заготовкой.
Делать рыбку начнем с верхнего плавника. Берем прямоугольник красного цвета, складываем гармошкой. Ножницами наискось срезаем его, разворачиваем, приклеиваем к рыбке.
Из бумаги, сложенной вдвое, вырезаем нижние плавники. У нас получается две детали. Их также приклеиваем к нижней части рыбки.
На желтом листе бумаги делаем надрезы, немного не доходя до края. С помощью карандаша заворачиваем, начиная с цельной стороны. Приклеиваем получившийся хвостик к рыбке.
Отложили все в сторону, сели ровно, спинка прямая.
Физкультминутка
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся (движения двумя руками)
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся , разожмутся, (сведение - разведение ладоней)
То зароются в песке, (движение руками вниз)
То помашут плавниками,
То закружатся кругами (движения кистями)
Продолжаем нашу работу.
Берем вторую заготовку, обработанную пластилином и приклеиваем ее на нижнюю. Приклеиваем на пластилин декоративный глазик.
А теперь украсим рыбку. На пластилиновую основу прикрепим скорлупки от фисташек или арбузные семечки, кому что нравится.
Гимнастика для глаз.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде (Дети «рисуют» глазами волну на стене: сначала в одну сторону, затем в другую или следят за рыбкой, которую держит в руках воспитатель и медленно передвигает)
То сожмутся, разожмутся (нечастое моргание глазками)
То зароются в песке (закрыть глаза)
3. Заключение
Посмотрите, какие красивые рыбки у вас получились! Молодцы. А теперь давайте своих рыбок поместим в аквариум. Посмотрите, сколько друзей теперь у нашей рыбки! Какая рыбка вам больше всего понравилась? Почему?
Конспект НОД по лепке. Тема: «Морское дно».
Цель: Развитие творческих способностей детей.
Задачи:
Расширять представления детей об обитателях морских глубин.
Познакомить с возможностью использовать разнообразные способы аппликации для создания художественного образа.
Воспитывать коммуникативные навыки, опыт сотрудничества и сотворчества.
Материал: запись «шум моря», установка мультимедиа, презентация «Подводный мир», заготовки из цветной бумаги, салфетки бумажные, гофрированная бумага, крашеный геркулес, рис, кисточки для клея, клей, салфетки, подставки для кисточек.
Предварительная работа: беседы о подводном мире и его жителях, рассматривание иллюстраций, аппликация «Аквариум»
Словарная работа: (актиния, коралл).
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, а вы были когда-нибудь в подводном царстве?
Дети отвечают. А хотите попасть в мир волшебства и красоты, подводный мир растений и необычных обитателей? Тогда решайте, на чем можно опуститься на дно. (На подводной лодке, на батискафе, в акваланге, в водолазном костюме.)
- Так как мы впервые опускаемся на дно морское, то, думаю лучше всего это сделать в подводной лодке. А кто главный на корабле? Дети: Капитан. Воспитатель: Молодцы!! Я буду вашим капитаном. А теперь отгадайте загадку. Нет тельняшки без полос, Кто в тельняшке, тот …… Дети: Матрос!!! Воспитатель: Правильно. Вот и мне капитану нужны матросы. Своими Пальчиками слева – направо нарисуйте полосатую Тельняшку друг другу.
Упражнение массаж «Тельняшка». Дети рисуют друг другу полоски
Воспитатель: Капитан есть? Матросы есть? Готовы к путешествию? Дети: Да!
Воспитатель: Проходите, садитесь на места. Улыбнитесь друг другу и пожелайте приятного путешествия! В нашей лодке мы можем только впереди увидеть, кто живет в подводном царстве. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её. На счет три – погружаемся. Закройте глаза и считайте громко до трех.
( Дети считают до трех.) Звучит шум моря.
Показ слайдов, где изображены морские обитатели.
-Вот уже и слышен шум моря. Мы с вами погружаемся в подводное царство. Откройте глаза.
Появляются первые обитатели.
Прямо по курсу
Через море океан,
Плывет чудо – великан.
-Кто это? Правильно, это кит, как-будто большой пароход.
-Видите, там, вдали подставляя людям спины
В море нас спасут… (Дельфины). Озорные, веселые рыбки. Вон как резвятся.
- Держим курс на юг. Ребята, а вы видите, кто это там плывет навстречу? Узнали?
-Да, это же злобная акула. Посмотрите, Зубы в пасти: в три ряда. Это не страсти, а беда. Вы её боитесь? Что-то страшновато. Давайте - ка скорее отсюда уплывем, не хочется попасть ей в пасть.
- Посмотрите, сколько разных красивых рыбок. Какого они цвета? Да морские рыбки бывают разной окраски: желтые, синие красные, полосатые пятнистые, серебристые…
Физминутка
Море очень широко,(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
-Итак, двигаемся дальше. Посмотрите, как красиво. Что это? Что вам напоминают? На что похоже? На кусты, на деревья, как будто лес только под водой. Ребята, это кораллы. Они бывают разные в разных морях и океанах.
-Ох, посмотрите, а это кто?
Загадка:
И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме... (черепаха)
Правильно, это черепаха, она отличается большими размерами и долголетием.
-А это что такое вы знаете? Правильно это водоросли. Водорослями питаются рыбы и другие морские обитатели.
- Ой, ребята, (на экране актиния), что это такое? Дети высказывают предположение (на цветок не совсем похоже и на рыбу тоже).Имя этой незнакомки – актиния. Запомним название и повторим его громко, тихо, шепотом.
Далее воспитатель рассказывает и показывает это морское животное, напоминающее своей формой цветок.
Если объяснять примитивно, то любая актиния (фото представлены) – это один сплошной рот на ножке. «Лепестки», похожие на цветочные – это щупальца, ответственные за доставку еды. Наблюдая поведение этих существ, уже не станешь озадачиваться: актиния - это животное или растение? Сразу становится ясно, что она не просто животное – она хищник.
-Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбёшкой пляшет.
-А мы продолжаем погружаться все дальше в глубину, здесь уже темнее становится, солнечные лучи не могут пробиться через толщу воды.
-Ребятки, а это кто? Вы знаете? Осьминог. А почему его так назвали, кто-нибудь знает? Оказывается , у него восемь ног.
-Я кого – то вижу на дне, отгадайте загадку кто это?
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
-Конечно это морская звезда. Сколько у неё лучей? Пять. Какого цвета? Правильно красного.
- Ребята, посмотрите в бинокль (дети делают пальцами два кольца, имитируя бинокль, смотрят слайд), на нас плывут медузы, давайте с ними поиграем! Дети (да!).
Пальчиковая играМедузы.
(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы,
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!
Какое интересное и необычное путешествие у нас получилось! А теперь пора возвращаться в детский сад. Ой, что это такое? Кажется пещера.
-Поплывем в неё или вернемся в детский сад? Или вы боитесь? Нет. Тогда поплыли. Там, наверное, интересно. Посмотрите ребята, тут, что-то написано «Сказочная подводная мастерская».
–А чтобы туда попасть, нам нужно поиграть в игру Пальчиковая гимнастика "Рыбка" Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла. Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
(Грозят пальчиком) (Медленно сближают ладони.) (Снова изображают, как плывет рыбка.)
(Делают хватательное движение обеими руками.) (Снова «плывут»).
Ворота открываются. Тогда идемте вперед в пещеру. Сколько здесь фотографий обитателей морского царства. Они вам знакомы? Да здесь есть и те, которые повстречались нам в пути.
Ребята, а давайте вместе сделаем красивую картину «На морском дне» и родители увидят, где мы с вами сегодня побывали. Кого бы вы хотели сделать? (Спросить каждого ребенка). Хорошо. Тогда пора приступать к работе.
-Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа.
-Молодцы. А теперь давайте поселим наших жителей в подводное морское царство.
- Ребята, вы молодцы! Какое у нас получилось морское царство! Посмотрите, какая чудесная, яркая и красивая картина морского дна.
- Нам пора уже возвращаться в детский сад. Ну, тогда занимайте места в подводной лодке. Приготовились к всплытию. Закрыли глаза и считаем до трех. Вот мы уже и вернулись.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Спасибо вам за работу.
Воспитатель. За такую хорошую творческую работу у меня для вас сюрприз со дна морского – ракушки и камушки, в память о нашем путешествии.
Дидактические игры.
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
Где снежинки?
Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Ход игры:
Вариант№ 1.Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
Вариант№ 2.Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы:
- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).
Летает, плавает, бегает.
Дид. задача: закреплять знания об объектах живой природы.
Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например : при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
Опыты.
1. «Вода не имеет формы». Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом. Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял. Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.) Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
. 2. «Лед легче воды». Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется. Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.
3. «Превращение в воду». Принести ведро со ЛЬДОМ. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. ЛЁД тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду
4. «Пар - это тоже вода». Открыть термос с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром зеркальце, на котором образуются капельки воды. Вывод: пар-тоже вода.
Подвижные игры.
«На болоте»
Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей. Подвижная игра «Караси и щука» Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательнойдеятельности.
«Море волнуется»
Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений. Подвижная игра
«Мы – капельки».
Развивать воображение детей, активность в игре.
Игра малой подвижности «Ручеек»
Знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе.