Конспекты занятий по самопознанию для предшкольного класса
Конспекты занятий по самопознанию для предшкольного класса
Конспекты занятий по самопознанию для воспитанников предшкольного класса или подготовительной группы детского сада. Предмет "Самопознание" введен с 2010 года, направлен на духовно-нравственное развитие детей.
УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ
Цель занятия: раскрывать детям представления о мире любви и добрых чувств; развивать стремление проявлять любовь к родным, близким, друзьям, к окружающему миру; воспитывать позитивное восприятие мира.
Методы и приемы: беседа, рассказ, объяснение, игра, упражнение.
Ресурсы: хрестоматия, аудиозапись из серии «Звуки природы», мягкая игрушка «солнышко», альбом.
Круг радости
Любим, любим, любим, (руки вверх и в стороны)
Любим мир вокруг,
Рады, рады, рады, (хлопают в ладоши)
Что рядом с нами друг! (обнимают друг друга)
Побеседуем
– Вы любите своих родных и близких?
– Как вы выражаете свою любовь?
– Бывает так, что человек не любит никого?
– Как поступает такой человек? А как об этом мы узнаем?
(Рассуждения детей).
Разминка
Если любишь мир вокруг,
Делай так! (хлопки в ладоши)
Если рядом с тобой друг,
Делай так! (прыжки на месте)
Если дождик вдруг польется,
Делай так! (хлопки над головой)
Если мама улыбнется,
Делай так! (хлопки и прыжки одновременно)
Упражнение “Неоконченные предложения”
Воспитатель предлагает детям предложения, которые нужно закончить:
– «Я люблю…»
– «Меня любят…»
– «Обо мне заботятся…»
– «Я забочусь…»
– «В меня верят…»
(Ответы детей).
Поиграем
Упражнение-игра «Солнечный лучик любви»
Воспитатель демонстрирует игрушку «солнышко» и предлагает детям встать вокруг него.
– Любовь – это маленькое солнышко внутри каждого из нас. У солнышка есть лучики любви, они умеют творить чудеса.
Давайте поиграем. Представьте, что вы все – солнечные лучики. Встаньте вокруг нашего «солнышка». Потяните руки в стороны, как лучи солнца, представьте, что направляете свой «луч» кому–нибудь из близких и родных, скажите ему слова- пожелания. А начать можно с таких слов: «Любви лучик направляю…».
(Далее дети сами формулируют пожелания. Воспитатель при необходимости помогает детям).
Любви лучик направляю,
Всем здоровья я желаю!
Любви лучик направляю,
Маме счастья я желаю!
Любви лучик направляю,
Всем удачи я желаю!
Любви лучик направляю,
Папе радости желаю!
Любви лучик направляю,
С другом я всегда играю!
Любви лучик направляю,
Добрых дел я всем желаю!
Любви лучик направляю,
Помогать друзьям желаю!
Любви лучик направляю,
Беречь дружбу всем желаю!
Любви лучик направляю,
Здоровья бабушке желаю!
Любви лучик направляю,
Всех всегда я защищаю!
Любви лучик направляю,
Брату сильным быть желаю!
Любви лучик направляю,
Спорт любить я всем желаю!
Любви лучик направляю,
Быть заботливым желаю!
Любви лучик направляю,
Любить природу всем желаю!
Любви лучик направляю,
Старших уважать желаю!
Любви лучик направляю,
Долго жить я всем желаю!
При проигрывании этого упражнения-игры пожелания детей могут быть самые разнообразные. Они могут адресоваться любому человеку по желанию ребенка. Пожелания проговариваются ребенком в свободной форме.
Обобщаем
– Любовь – это самое замечательное и теплое чувство, которое ты испытываешь к родным, близким, друзьям. Мы любим природу, своих близких и родных, друзей, Родину. Любовь – это и забота, и помощь, и поддержка, и радость. Любовь – одно из лучших чувств человека.
Круг «От сердца к сердцу»
Любовь, любовь,
Любовь везде! (разводим руки в сторону)
Любовь в тебе, (руки перед собой вытянуты)
Любовь во мне! (руки к груди)
Домашнее задание
– Нарисуйте солнышко любви. Вокруг него приклейте фотографии или нарисуйте тех, кому вы хотите подарить свою любовь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспекты занятий по самопознанию для предшкольного класса »
Занятие 2
УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ
Цель занятия: раскрывать детям представления о мире любви и добрых чувств; развивать стремление проявлять любовь к родным, близким, друзьям, к окружающему миру; воспитывать позитивное восприятие мира.
Методы и приемы: беседа, рассказ, объяснение, игра, упражнение.
Ресурсы: хрестоматия, аудиозапись из серии «Звуки природы», мягкая игрушка «солнышко», альбом.
Круг радости
Любим, любим, любим, (руки вверх и в стороны)
Любим мир вокруг,
Рады, рады, рады, (хлопают в ладоши)
Что рядом с нами друг! (обнимают друг друга)
Побеседуем
– Вы любите своих родных и близких?
– Как вы выражаете свою любовь?
– Бывает так, что человек не любит никого?
– Как поступает такой человек? А как об этом мы узнаем?
(Рассуждения детей).
Разминка
Если любишь мир вокруг,
Делай так! (хлопки в ладоши)
Если рядом с тобой друг,
Делай так! (прыжки на месте)
Если дождик вдруг польется,
Делай так! (хлопки над головой)
Если мама улыбнется,
Делай так! (хлопки и прыжки одновременно)
Упражнение “Неоконченные предложения”
Воспитатель предлагает детям предложения, которые нужно закончить:
– «Я люблю…»
– «Меня любят…»
– «Обо мне заботятся…»
– «Я забочусь…»
– «В меня верят…»
(Ответы детей).
Поиграем
Упражнение-игра «Солнечный лучик любви»
Воспитатель демонстрирует игрушку «солнышко» и предлагает детям встать вокруг него.
– Любовь – это маленькое солнышко внутри каждого из нас. У солнышка есть лучики любви, они умеют творить чудеса.
Давайте поиграем. Представьте, что вы все – солнечные лучики. Встаньте вокруг нашего «солнышка». Потяните руки в стороны, как лучи солнца, представьте, что направляете свой «луч» кому–нибудь из близких и родных, скажите ему слова- пожелания. А начать можно с таких слов: «Любви лучик направляю…».
(Далее дети сами формулируют пожелания. Воспитатель при необходимости помогает детям).
Любви лучик направляю,
Всем здоровья я желаю!
Любви лучик направляю,
Маме счастья я желаю!
Любви лучик направляю,
Всем удачи я желаю!
Любви лучик направляю,
Папе радости желаю!
Любви лучик направляю,
С другом я всегда играю!
Любви лучик направляю,
Добрых дел я всем желаю!
Любви лучик направляю,
Помогать друзьям желаю!
Любви лучик направляю,
Беречь дружбу всем желаю!
Любви лучик направляю,
Здоровья бабушке желаю!
Любви лучик направляю,
Всех всегда я защищаю!
Любви лучик направляю,
Брату сильным быть желаю!
Любви лучик направляю,
Спорт любить я всем желаю!
Любви лучик направляю,
Быть заботливым желаю!
Любви лучик направляю,
Любить природу всем желаю!
Любви лучик направляю,
Старших уважать желаю!
Любви лучик направляю,
Долго жить я всем желаю!
При проигрывании этого упражнения-игры пожелания детей могут быть самые разнообразные. Они могут адресоваться любому человеку по желанию ребенка. Пожелания проговариваются ребенком в свободной форме.
Обобщаем
– Любовь – это самое замечательное и теплое чувство, которое ты испытываешь к родным, близким, друзьям. Мы любим природу, своих близких и родных, друзей, Родину. Любовь – это и забота, и помощь, и поддержка, и радость. Любовь – одно из лучших чувств человека.
Круг «От сердца к сердцу»
Любовь, любовь,
Любовь везде! (разводим руки в сторону)
Любовь в тебе, (руки перед собой вытянуты)
Любовь во мне! (руки к груди)
Домашнее задание
– Нарисуйте солнышко любви. Вокруг него приклейте фотографии или нарисуйте тех, кому вы хотите подарить свою любовь.
Занятие 3
ДОБРОЕ СЕРДЦЕ
Цель занятия: расширять представления детей о мире любви и добрых чувств; развивать у детей чуткость и отзывчивость; воспитывать бережное отношение к чувствам других людей.
Методы и приемы: беседа, объяснение, игра, упражнение.
Ресурсы: хрестоматия, мягкая игрушка в виде сердца, отрывок из мультфильма «Снежная королева», альбом.
Круг радости
Здравствуй, детский сад веселый,
Очень я тебя люблю!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад вас видеть я!
– Сегодня на занятии я расскажу про одного мальчика. Его звали Кай.
Вы догадались, из какой он сказки?
(Ответы детей).
– Посмотрим мультфильм и вспомним, что же произошло с сердцем мальчика Кая?
Просмотр фрагмента мультфильма «Снежная королева» (или чтение отрывка из сказки).
Побеседуем
– Как вы думаете, может жить любовь в холодном, «ледяном» сердце?
– Что произойдет, если у всех людей вместо сердца будет кусочек льда?
– Подумайте, что бы вы сделали для того, чтобы растопить «ледяное» сердце?
(Рассуждения детей).
– Один мудрый учитель написал в своей книге:
«Есть сердце доброе.
Есть сердце злое.
Есть сердце любящее.
Есть сердце ненавидящее.
Есть сердце горячее.
Есть сердце холодное.
Есть сердце щедрое.
Есть сердце скупое.
Есть сердце разрушающее.
Есть сердце творящее.
Есть сердце темное.
Есть сердце светлое».
– Человек сам выбирает, каким станет его сердце: добрым или злым.
Разминка
– Еще сердце можно развеселить.
Раз, два, три, четыре, пять, (дети шагают на месте)
Время солнышку вставать, (поднимают руки вверх)
Ярко солнышко засветит, (разводят руки в сторону)
Веселее станут дети! (прыгают)
Шесть, семь, восемь, девять, десять, (шагают на месте)
Очень любят солнце дети! (прыгают)
Все мы скоро подрастем, (приседают)
В школу с радостью пойдем! (шагают на месте)
Упражнение
«Успокой сердце»
– Ребята, слышите, здесь кто-то плачет. Кто это? (Воспитатель показывает детям мягкую игрушку «Маленькое сердце». Можно использовать любую мягкую игрушку, изображающую какое-либо животное в качестве персонажа, пришедшего на урок. )
(Ответы детей).
– Это – Маленькое сердце. Что случилось с тобой, Маленькое сердце? Скажи мне на ушко. (Воспитатель прикладывает игрушку к уху).
– Оно рассказало мне, что заблудилось, потерялось, не знает, где его дом, не знает, где его семья. Самое грустное, что это сердце одиноко.
Мне так его жалко, потому что оно не знает любви. Что же нам делать, как помочь Маленькому сердцу?
(Рассуждения детей).
– Пусть каждый из вас успокоит, утешит Маленькое сердце ласковыми и добрыми словами.
(Дети по кругу передают игрушку).
– Не плачь, Маленькое сердце, не горюй. Ты больше не одиноко. Оставайся с нами. Живи в нашей группе, радуй нас. А мы будем любить и радовать тебя.
Наедине с собой
Воспитатель предлагает детям приложить руку к сердцу и послушать, как оно бьется.
– Послушаем свое сердце. Помолчим и подумаем...
Воспитатель тоже прикладывает руку к сердцу.
– В моем сердце живет любовь. Я думаю, что в ваших сердцах тоже живет любовь. Только человек с добрым и открытым сердцем может быть отзывчивым и чутким.
Круг «От сердца к сердцу»
– Возьмемся за руки и почувствуем, что мы не одиноки. Я хочу вам пожелать:
Пусть в сердце каждого из вас
Живет любовь.
Пусть ваша любовь согревает
Все вокруг!
– Помните, добрые поступки и слова любви могут растопить любое ледяное сердце!
Домашнее задание
– Рассмотрите страницу. Раскрасьте сердце, как вам нравится, можно воспользоваться подсказкой художника или выполнить аппликацию.
Занятие 4
ЛАСКОВЫЕ СЛОВА
Цель занятия: знакомитьдетей с ласковыми и добрыми словами, развивать потребность использовать их в своей речи; воспитывать вежливость и доброе отношение к людям.
Методы и приемы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение, практическая работа.
Ресурсы: альбом, хрестоматия, аудиозапись из серии «Звуки природы», две одинаковые корзиночки для цветов, цветы, конверты по количеству детей, один большой конверт, почтовый ящик, картинки – символы разных слов.
Круг любви
Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга ласковыми словами и пропеть их.
Игра «Волшебная почта»
– Волшебной почта называется потому, что она помогает пересылать только те письма и открытки, в которых есть слова любви, нежные и ласковые слова, слова утешения.
– Вы знаете такие слова? А кому мы говорим эти слова?
(Рассуждения детей).
– Слова любви мы говорим своим родным и близким, своим друзьям. Чтобы отправить другу письмо по волшебной почте, нужно пройти по дорожке.
Дети делятся на две командыи становятся напротив друг друга на расстоянии 12-16 шагов. Цель игры: встретиться с тем, кто напротив тебя.
Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.
Например: «Айгерим, ты добрая!», «Коля, ты заботливый!», «Серик, ты внимательный!» Красивый! Веселый! (И т.д.).
Побеседуем
– Вам приятно было слышать ласковые слова о себе?
– А что вы чувствовали, когда ваши друзья говорили вам добрые слова?
(Рассуждения детей).
– А бывает так, что вы говорите обидные, плохие и злые слова? (Воспитатель просит детей отвечать честно и искренне).
– А вам говорят обидные слова? Вам приятно слушать их?
– А почему неприятно?
(Рассуждения детей).
– Как вы думаете, на что могут быть похожи злые и плохие слова?
(Рассуждения детей).
– Есть очень хорошая поговорка:
Слово ранит,
Слово лечит.
Помните, пожалуйста, об этом. Не обижайте словами никого.
Почитаем
Т. Лукашова. Рассказ «Про медвежонка»
Жил-был был один медвежонок. У него было много игрушек. Позвал он к себе во двор играть зайчонка. Стали они из кубиков дом строить. Не понравилось медвежонку, как зайчонок стены строил, он закричал: «Не так надо строить!» – и сказал зайчику обидное слово. Не захотелось больше зайчонку с медвежонком играть, и ушел он.
Скучно медвежонку одному – позвал он лисенка. Захотели они на велосипеде покататься. Не сумели договориться друзья, кто первый будет кататься, и снова медвежонок наговорил неприятных слов лисенку. Заплакал от таких слов лисенок и ушел. Вышла мама медвежонка и сказала ему...
– Как вы думаете, что сказала мама медвежонку?
(Ответы детей).
И понял тогда медвежонок…
– Как вы думаете, что понял медвежонок?
(Ответы детей).
– Решил он извиниться перед друзьями и послать им по почте открытки.
Но медвежонок не умеет писать и рисовать, давайте ему поможем.
Творчество
«Письмо»
– Мы поможем медвежонку составить письмо. Но пока вы не умеете писать, поэтому попробуем составить письмо с помощью картинок.
Воспитатель показывает картинки-символы. Картинка с изображением сердечка означает слова «Я тебя люблю!», солнца – «Ты добрый, как солнышко!», цветка – «Ты очень красивая!», игрушки – «Давай с тобой играть!» и т.д. Дети складывают картинки-символы в конверты: одно – в помощь медвежонку, другое – другу. Затем опускают в почтовый ящик.
Обобщаем
– Какие слова радуют и согревают сердце каждого человека?
– Почему ласковые слова необходимо говорить родным и близким?
– Какие чувства мы испытываем, когда нам говорят ласковые слова?
(Ответы детей).
– Ласковые и добрые слова радуют и согревают сердце каждого человека. Сегодня мы узнали, как важно говорить приятные слова своим близким и родным, потому что мы их очень любим. Когда нам говорят теплые, нежные, ласковые слова, мы чувствуем, что нас любят. Всем приятно слышать хорошие слова.
Круг «От сердца к сердцу»
Воспитатель достает из почтового ящика конверты и раздает детям.
Занятие завершается,
Почта закрывается.
Письма все вы получили?
Сказать: «Спасибо» не забыли?
– Давайте поблагодарим своих друзей:
Спасибо всем, кто написал
Слова любви и нам послал.
И пожелаем всем всегда –
Дарить хорошие слова!
Домашнее задание
– В своем альбоме допишите письмо при помощи картинок. Попросите взрослых прочесть его вам.
Отправьте письмо тому, кому захотите.
Занятие 5
СОГЛАСИЕ В СЕМЬЕ
Цель занятия: расширять представления детей о любви и согласии в семье; развивать стремление выражать свою любовь к близким; воспитывать бережное и чуткое отношение к своим близким и родным.
Методы и приемы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение.
Ресурсы: альбом, хрестоматия, аудиозапись из серии «Классики – детям», семейные фотографии детей, мячик, игрушка «Маленькое сердце», 2 плаката с изображением разных сказочных домов (дом-самолет, дом-тыква, дом-дерево и т.д.), картинка–иллюстрация к стихотворению «Дружная семья».
Круг радости
– Здравствуйте, дети! Ребята, положите руки друг другу на плечи и покачайтесь из стороны в сторону.
Дети выполняют действие.
– Вы почувствовали, что вас поддерживает плечо рядом стоящего друга?
– Вот так, дети, и в семье: все любят друг друга и поддерживают своих близких и родных.
Давайте скажем вместе, дружно:
Все мы в группе как семья!
Рады все: и ты, и я!
Очень любим вместе быть,
«С добрым утром!» – говорить!
Побеседуем
– Давайте, ребята, продолжим наш разговор о семье.
– Где ваша семья любит собираться вместе?
– С каким настроением вы возвращаетесь домой, к родным и близким?
– Какие слова любви вы говорите друг другу в семье?
– Как вы думаете, в вашем доме живет любовь и дружба? Почему?
(Рассуждения и ответы детей).
Разминка «Моя семья – самая-самая…»
Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает поиграть с мячом.
Мячик в руки я возьму
И ребятам брошу.
Про любимую семью
Он рассказать поможет.
– Дети! Я буду бросать вам мяч, а вы возвращайте его мне, говоря: «Моя семья – самая …».
Например:
– Моя семья – самая добрая.
– Моя семья – самая веселая.
– Моя семья – самая спортивная.
– Моя семья – самая дружная.
– Моя семья – самая любимая.
– Моя семья – самая заботливая.
– Моя семья – самая трудолюбивая.
Почитаем
Роберт Миннуллин. «Ох, уж эти взрослые»
Ох, уж эти взрослые!
Кто их разберет?
Почему у взрослых
Все наоборот?
Если я играю,
Скажут: «Помогай!»
Помощь предлагаю:
«Ну-ка не мешай!»
Если я гуляю:
«Сел бы почитать!»
А когда читаю:
«Шел бы погулять!»
«Надевай пальто!»
Что бы я не сделал,
Все для них не то.
Смотрю я телевизор –
Заставляют спать.
Сон я утром вижу:
«Пора уже вставать!»
Захочу котлеты –
Есть заставляют плов.
Попрошу конфеты:
«Вредно для зубов!»
Ох, уж эти взрослые!
Все наоборот.
Просто непонятный
И чудной народ!
– Вот такое необычное стихотворение.
– У вас так бывает?
– Что нужно сделать, чтобы в семье все понимали, уважали и любили друг друга?
(Рассуждения детей).
Творчество
«В дождик, стужу или зной – моя семья всегда со мной»
– Ваши родные и близкие очень любят вас. Они всегда носят ваши фотографии с собой, у своего сердца.
Я хочу преподнести вам сюрприз! Ваши родные прислали в садик свои фотографии, чтобы вы тоже в любой момент могли посмотреть и вспомнить их.
По предложению воспитателя дети рассматривают плакат с разными сказочными домами.
– Перед вами разные дома. Все они очень красивые, интересно пожить в каждом из них. Приклейте, пожалуйста, фотографию своей семьи в любой из понравившихся вам домиков.
Семейные фотографии детей должны быть собраны воспитателем заранее. Это должно быть секретом для детей. Обязательное условие, которое должно соблюдаться при выполнении таких творческих работ,– это наличие индивидуальной и семейной фотографии каждого воспитанника. При отсутствии фотографии хотя бы одного ребенка необходимо данное упражнение заменить.
По завершении творческой деятельности детей воспитатель предлагает изготовленный коллаж вывесить рядом с Солнцем Любви, объясняя при этом, что Солнце Любви будет согревать этот необычный дом и наполнять его любовью, светом и теплом.
Воспитатели детских домов могут предложить детям пофантазировать и нарисовать свой будущий дом или свою будущую семью.
Обобщаем
– Семья у каждого человека своя, особенная. Семья – это прежде всего родные и близкие тебе люди, которые уважают и любят друг друга.
Круг «От сердца к сердцу»
– Давайте скажем дружно, звонко, хором:
Как хорошо, что есть Семья!
И у меня! И у тебя!
У птиц, и рыбок, и зверей!
У взрослых есть! И у детей!
Домашнее задание
– Помогите каждому найти в альбоме свой дом, выделите дорогу к нему цветом.
Обведите и раскрасьте сказочный дом для семьи, если хотите, приклейте фотографию или нарисуйте свою семью.
Занятие 6
НАСТОЯЩИЙ, ВЕРНЫЙ ДРУГ
Цель занятия: помогатьосмыслению детьми слов «друг», «дружба»; развивать умение проявлять добрые чувства; воспитывать навыки доброжелательного общения с другими людьми.
Методы и приемы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение.
Ресурсы: альбом, хрестоматия, аудиозапись из серии «Звуки природы», запись песни «Вот что значит настоящий, верный друг», обручи.
Круг радости
Приветствие по усмотрению воспитателя. Например:
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий,
Верный друг.
Наедине с собой
Воспитатель предлагает детям посидеть минуту в полной тишине, не разговаривая.
– Прислушайтесь к себе. Давайте послушаем, помолчим, подумаем…
– Дети, вы слышали какие-нибудь звуки в тишине?
– Какие мысли приходили к вам в эту минуту?
(Ответы детей).
Почитаем
Э. Киселева. Мальчик-Огонек.
(Чтение с остановкой).
Жил на свете маленький горячий Огонек. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, все, как у ребят.
Он попросил Фею Огня, и она превратила его в мальчугана. «Только помни, – сказала Фея, – тебе нужно остерегаться воды». Еще она сказала ему, что если он попадет в воду – то погаснет, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька.
Крепко подружился он с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонек с товарищами не ходил.
Однажды он шел по берегу реки и улыбался солнцу, речке, деревьям, траве и цветам. И вдруг увидел: тонет мальчишка, уже и голова его едва видна над водой.
Что делать?
Вспомнил Огонек слова волшебницы: «Попадешь в воду – погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька». Вспомнил и …
Воспитатель делает паузу и задает вопрос:
– Как вы думаете, что произошло дальше?
(Ответы детей).
Вспомнил и … бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку и спас его. Выбрались они на берег. И тут почувствовал Огонек, что начал гаснуть, и погас.
Воспитатель делает паузу и говорит:
– Хотите узнать, что было дальше?
(Ответы детей).
Остались на песке только черные угольки.
Все это с высокого неба видело солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на угольки и снова превратило их в мальчика- Огонька, у которого было большое любящее сердце.
– Как вы думаете, мальчик-Огонек – хороший человек, настоящий друг? Почему?
– А вы умеете помогать своим друзьям? Расскажите, как.
В самолет мы с другом сели (разводят руки в стороны)
И поехали, и поехали…
Побеседуем
– Человек в своей жизни встречает много разных людей, но не каждый становится другом. Настоящий друг – это тот, кому верим, на кого надеемся, кого мы любим.
Воспитатель предлагает послушать песню «Вот что значит настоящий, верный друг».
– Каким вы представляете настоящего друга?
– Кто из вас может назвать себя настоящим, верным другом? Почему?
(Рассуждения детей).
Поиграем
Упражнение-игра «Рядом с другом»
На полу разложены два обруча. Дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя пытаются разместиться всей командой в одном обруче. Побеждает та команда друзей, в которой все дети поместились в обруче.
Обобщаем
– Надежный, верный друг всегда поможет в трудную минуту, порадуется твоим успехам. Учитесь дружить и дорожить дружбой. Есть такая пословица: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».
Домашнее задание
– Раскрасьте в альбоме рисунок к сказке «Мальчик-Огонек».
В альбоме нарисованы различные картинки, изображающие «подарки» для друзей. Вырежьте те, что вы хотели бы подарить другу. Там же нарисован конверт для ваших «подарков».
Занятие 7
УЧИМСЯ УВАЖАТЬ
Цель занятия: развивать у детей понимание уважения, развивать чувства любви и уважения к себе и другим людям; формировать умение принимать себя и других людей; дать представление об уникальности и неповторимости каждого человека.
Методы и приемы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение.
Ресурсы: альбом, хрестоматия, аудиозапись из серии «Звуки природы», игрушечный телефон, ватман с изображением солнца, предметные картинки, шкатулка с «сокровищами», зеркальце.
Упражнение
«Волшебное зеркало»
– Фея Любви прислала нам волшебное зеркальце. Посмотрите, кого вы в нем увидели?
– Как вы думаете, есть на земле еще такой же человек, как вы?
– Каждый из нас – единственный, каждый из нас неповторим.
Солнце, Небо и Земля!
Хорошо, что с вами – Я!
Всему миру прокричу:
Очень я себя Люблю!
Я – самый хороший!
Я – самый красивый!
Я – самый умный!
Я – самый-самый-самый!
Я – очень люблю себя!
Игра
«Разговор с солнышком»
Звонит игрушечный телефон. Воспитатель поднимает трубку и имитирует разговор в ролях:
– Алло! Здравствуйте! Кто это?
– Это – я, ваш добрый друг Солнце. Каждое утро я заглядываю в окошки детского сада и вижу хороших и веселых ребят. И мне очень хочется познакомиться с ребятами и узнать, какие они.
– Спасибо, солнце, за теплые слова. Дети будут очень рады все рассказать о себе. Они даже расскажут тебе то, за что они себя любят.
– А ты, солнышко, любишь себя?
– Да, люблю себя за то, что я большое, яркое, теплое и бываю даже жаркое. А еще за то, что помогаю расти детям, цвести садам и согреваю землю.
– Ребята, вы хотите рассказать солнышку о себе?
Дети передают телефонную трубку друг другу и рассказывают о себе.Воспитатель подбадривает детей и помогает наводящими вопросами тем, кто затрудняется либо стесняется говорить о себе.
Воспитатель говорит от имени солнца:
– Спасибо, дети! Мне очень приятно было слушать ваши рассказы! Я радо, что вы такие смелые, красивые, умелые, сильные, добрые. Мне очень понравилось, что вы так хорошо, с уважением говорите о себе – значит, вы любите и уважаете себя!
– Да, солнышко, наши дети с уважением относятся к себе и к другим людям!
Разминка
Очень я себя люблю, (дети обнимают себя)
Очень уважаю.
Потому что я расту! (поднимают руки вверх)
Ночью сплю, (приседают, руки под щеку)
А днем играю, (прыгают на месте)
Плаваю и загораю, (изображают движения пловца)
Бегаю и кушаю… (бегают на месте)
Маму с папой (воспитателя) слушаю! (наклоняются вперед)
ВСЕ!
Упражнение «Я люблю…»
Дети сидят в кругу. Воспитатель бросает мяч, спрашивая, что они любит кушать, во что любят играть, какая им нравится одежда и т. д.
Побеседуем
– Дети, есть такая пословица: «Добро творишь – себя возвышаешь, зло творишь – себя унижаешь».
– Нужно ли любить и уважать себя и других людей? Почему?
(Ответы детей).
Обобщаем
– Сегодня на занятии каждый из нас узнал о себе что-то хорошее. Мы поняли: если любить и уважать себя, тогда и другие будут относиться к тебе с любовью и уважением. Когда человек себя любит и уважает, ему хочется стать еще лучше и добрее.
А еще мы узнали, что каждый из нас – единственный и неповторимый.
Круг «От сердца к сердцу»
Воспитатель предлагает детям спеть песню «Я такая, какая я есть».
Я такая, какая я есть.
И я очень счастлива здесь.
Я могу быть маленькой,
Могу быть большой,
Могу быть веселой и грустной.
Но все это неважно.
Я такая, какая я есть.
И я очень счастлива здесь.
Домашнее задание
– Найдите, пожалуйста, в альбоме страницу к занятию. Обведите контуры мальчика или девочки. Раскрасьте.
Вместе со взрослыми прочитайте слова, которые означают качества человека. Выберите те качества, которые есть у вас, и обведите букву «Я».
Занятие 8
ДОБРЫЕ ВОЛШЕБНИКИ
Цель занятия: учить оценивать слова и поступки; развивать у ребенка стремление проявлять добрые чувства; формировать навыки чуткого и бережного отношения к другим.
Методы и приемы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение.
Ресурсы: альбом, хрестоматия, аудиозапись из серии «Музыка из сказок», посылка, в которой лежат конфеты (фрукты, игрушки и т.д.), пушинки из ваты или синтепона и т.д.
Круг радости
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад вас видеть я!
Помечтаем
«Если бы я был волшебником»
– Представьте, что вы стали волшебниками и можете сделать так, чтобы вас все полюбили.
– Как бы вы это сделали?
Звучит музыка.
(Рассуждения детей).
Поиграем
Игра «Письмо Феи Любви»
Воспитатель рассказывает, что в одном детском саду есть такие дети, которые никого не любят – ни себя, ни друзей, ни своих родных. Услышала про таких детей Фея Любви, огорчилась. Она попросила послушать несколько историй, которые произошли с такими детьми, и дать им совет.
История первая
– В одной семье жил-был старенький дедушка. Ему было тяжело передвигаться. Он ходил прихрамывая, опираясь на тросточку. Он часто останавливался, чтобы передохнуть. Рядом с дедушкой жили два брата. Увидев дедушку, они начинали смеяться, подражая его походке.
– Что вы можете сказать о мальчиках?
– Любят ли они себя?
– Уважают ли они дедушку?
– Если бы они его уважали, как они поступили бы?
(Рассуждения детей).
История вторая
– В трамвае много народу. Все едут с работы домой. Одна девочка увидела, что освободилось место, и быстро заняла его. Девочка была довольна, что села именно у окна, не обращая внимания на тех, кто был рядом. А рядом стояла ее мама, и в руках у нее была тяжелая сумка.
– Как бы вы поступили на месте девочки?
– Как вы считаете, девочка уважает свою маму, любит ее?
(Рассуждения детей).
История третья
– Один мальчик получил в подарок игрушку и принес с собой в детский сад. Показал ребятам, но поиграть с ней не дал.
– Что вы скажете о таком мальчике?
(Ответы детей).
– Каждому человеку важно, чтобы его любили и уважали и чтобы он сам любил и уважал своих близких и родных.
Разминка
Дети стоят в кругу.
Поменяйтесь местами те, кто любит солнышко;
Поменяйтесь местами те, кто любит улыбаться;
Поменяйтесь местами те, кого любят бабушка и дедушка;
Поменяйтесь местами те, кто сегодня сказал добрые слова;
Поменяйтесь местами те, кого любят мама и папа;
Поменяйтесь местами те, кто любит свой детский сад;
Поменяйтесь местами те, кого любят друзья.
Круг «От сердца к сердцу»
Упражнение «Теплая пушинка»
В одной сказочной стране, которая называется «Страна теплых пушинок», все люди очень любили дарить пушинки друг другу. Как только они встречали друг друга, то сразу же доставали теплую пушинку из мешочка и дарили ее. Это означало: «Я рад встрече с тобой; ты очень хороший; я тебя очень люблю…». Пушинка мягкая, теплая, разноцветная, и ее приятно держать на ладошке. Каждый человек, который получал в подарок пушинку, сразу же чувствовал тепло, внимание и заботу.
– Фея Любви прислала мешочек с теплой пушинкой для каждого из вас.
Воспитатель раздает пушинки, сделанные из кусочков синтепона, ваты, мишуры, пуха и прочих мягких материалов.
– Каждую пушинку нужно согреть в ладони и прошептать ей нежные и ласковые слова любви. Если подарить пушинку со словами любви, она станет волшебной.
Воспитатель предлагает подарить пушинки друзьям с добрыми пожеланиями.
Обобщаем
– Как вы относитесь к тем, кто вас любит, кто о вас заботится?
– Как вы проявляете свои чувства?
– Помните о тех, кто вас любит, относитесь к ним с уважением, улыбайтесь почаще и будьте счастливы!
Домашнее задание
– Придумайте, пожалуйста, какую пушинку вы хотели бы подарить Фее Любви. Нарисуйте ее.
СЕКРЕТЫ СЧАСТЬЯ
Цель занятия: расширять представления детей о чувстве счастья, его многогранности; развивать стремление радоваться настоящему; обучать навыкам позитивного восприятия мира.
Методы и приемы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение.
Ресурсы: альбом, хрестоматия, аудиозапись из серии «Музыка для души», запись «Фортепианные этюды» А. Скрябина, «Вальс цветов» П.И. Чайковского, корзинка с яблоками.
Круг радости
– Сегодня на занятии мы будем говорить о счастье. Скажем дружно и весело:
Счастье – наш чудесный круг!
Счастье – твой надежный друг!
Счастье – поздороваться с утра
С кем расстался ты вчера!
Наедине с собой
Дети подходят к стульям, садятся. Звучит музыка.
– Похолодало. В природе чувствуется скорое приближение зимы.
А мы представим, что за окном жаркое лето. Светит ласковое солнышко. Оно согревает своими лучами мягкий, золотистый песок. Вы чувствуете босыми ногами, какой он горячий.
Вы не спеша идете вдоль берега голубого моря. Теплая вода ласково касается ваших ног. Она как будто шепчет вам: «Здравствуй, малыш! Посмотри вокруг – как красива и необъятна природа! Какое счастье любоваться ею! Какое счастье видеть солнце! Какое счастье слушать пение птиц и радоваться этому дню! Какое счастье, что ты живешь в этом огромном мире!»
– Послушайте себя (пауза).
– Вы почувствовали себя счастливыми? Как вы это поняли?
(Рассуждения детей).
Почитаем (чтение с остановкой)
О. Хухлаева. Сказка «Хочу быть счастливым»
Жил-был котенок, который очень волновался, вырастет ли он счастливым. Поэтому он часто спрашивал у своей мамы:
– Мам! Я стану счастливым?
– Не знаю, сыночек. Я очень бы этого хотела, но сама не знаю, – ответила мама-кошка.
– А кто знает? – допытывался котенок.
– Может быть, небо, может быть, ветер. А может быть, солнце. Они далеко, им виднее, – отвечала мама, улыбаясь.
И тогда наш котенок решил сам поговорить с небом, ветром и солнцем. Залез он на самую высокую березу в их дворе и закричал:
– Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!
И услышал он глухой сильный голос. Однако кому этот голос принадлежал, он так и не понял, но запомнил на всю жизнь…
(Воспитатель останавливается)
– Ребята, как вы думаете, что ответил ему голос?
(Рассуждения детей).
Воспитатель продолжает:
– И услышал он глухой сильный голос. Однако кому этот голос принадлежал, он так и не понял, но запомнил на всю жизнь:
– Ты хочешь быть счастливым – значит, будешь счастливым!
Побеседуем
– Какой совет получил котенок?
– Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье, счастье каждого человека?
(Рассуждения детей).
– Быть счастливым мечтает и маленький, и взрослый. Ведь человек родился для того, чтобы быть счастливым. Родился человек – это счастье; мама и папа, родные и друзья рядом – это счастье; посадить дерево и вырастить его – это счастье; помочь другу в трудную минуту – это тоже счастье.
Счастье всегда дружит с добротой и радостью, любовью и уважением, миром и красотой.
Упражнение «Эхо Счастья»
Воспитатель выразительно читает текст, соблюдая паузы. Дети повторяют каждую вторую строчку, как эхо, приложив руки «рупором» к губам.
Видеть солнце – это счастье?
Счастье, счастье, счастье…
Улыбнуться маме – счастье?
Счастье, счастье, счастье…
Помириться с другом – счастье?
Счастье, счастье, счастье…
Пожалеть котенка – счастье?
Счастье, счастье, счастье…
Получить подарок – счастье?
Счастье, счастье, счастье…(И т.д.).
Веселое творчество
– Подумайте, на что похоже счастье, и нарисуйте.
Дети выполняют задание, затем рассказывают о своем рисунке, создается выставка.
– Есть замечательное стихотворение о том, как выглядит счастье. (Воспитатель читает стихотворение).
Г.Дробиз «Счастье»
Счастье, счастье, – что за птица?
Где летает, где таится?
Злым и хитрым не дается
И над жадными смеется!
Если хочешь быть счастливым,
Честным будь и терпеливым.
Полюби добро и труд –
Глянешь, счастье тут как тут!
– Кто внимательно слушал стихотворение, тот сможет ответить на мой вопрос:
– В чем заключается секрет счастья?
(Рассуждения детей).
– Вспомните моменты, когда вы чувствовали себя счастливым человеком.
– Поразмышляйте, что нужно еще человеку для счастья?
(Ответы детей).
Обобщаем
– Сегодня на занятии мы узнали много интересного о счастье, пофантазировали, как оно может выглядеть. Счастье похоже на солнечный луч, который согревает своим теплом сердце.
Я желаю вам всегда быть здоровыми и счастливыми!
Круг «От сердца к сердцу»
(Воспитатель и дети встают в круг).
– Фея Любви прислала вам в подарок угощение. Эти яблоки непростые, они из Сада Счастья.
(Воспитатель угощает детей яблоками).
Домашнее задание
– Раскрасьте в альбоме «птицу счастья».
Занятие 11
СЕКРЕТЫ СЧАСТЬЯ
Цель занятия: расширять представление о счастье в жизни человека; формировать у детей представление о символах; закреплять навыки позитивного общения с другими детьми.
Методы и приемы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение.
Ресурсы: хрестоматия, альбом, аудиозапись из серии «Музыка души», аудиозаписи детских песен, заготовки мелких бумажных цветов (плоскостных) или конфетти, картинки с изображением цветов, ленты семи цветов радуги, корзинка, открытка, игрушка, крутящийся барабан или юла для игры, плоскостные фигурки, изображающие Фею цветов, принцессу Юлю и мальчика Максима.
Круг радости
Для проведения данного занятия желательно, чтобы воспитатель внес в свой костюм элементы чего-либо необычного: шляпу, украшенную цветами, шарф, накидку и т.д.
– Я сегодня не просто ваша воспитательница, я – гостья из сказочной страны. А если быть точнее, то я – Фея цветов из королевства Счастья.
Воспитатель кружится под мелодию «Вальса цветов» и обсыпает детей бумажными цветочками или конфетти.
Он предлагает детям встать в круг, держа друг друга под руки.
Все о счастье мы мечтаем,
Счастья всем друзьям желаем!
– Ребята! Посмотрите, что в моей корзинке?
(Дети рассматривают корзинку).
Здесь столько разных цветов! Все они из моего королевства.
Выберите тот цветок, который вы могли бы назвать цветком счастья.
Эти цветы станут для каждого из вас символом счастья.
– А вы знаете, что такое символ? Вы встречались когда-нибудь с этим словом?
(Ответы детей).
– Некоторые чувства, такие, как любовь, радость, мы ощущаем, но не видим. Мы можем представить их похожими на какой-нибудь предмет. Этот предмет и называется символом. Например, изображение сердца – это символ любви, изображение голубя – символ мира.
Побеседуем
– Волшебная корзинка вновь чем-то наполнилась. Интересно, что в ней? Давайте посмотрим.
(Дети рассматривают содержимое корзинки).
– В волшебной корзинке оказалось много разных вещей. Это и игрушки, и открытки, и книжки. Посмотрите, даже есть детское одеяло.
– Это одеяло мне принесла мама Тимура. Она его хранит как очень дорогую вещь. Когда родился Тимур, мама его была очень счастлива. В это одеяльце она заворачивала любимого сына и хранит его теперь как символ счастья, рождения ребенка.
– А эта открытка хранится в семье Оли. На ней написаны слова: «Я вас люблю!». Когда папа Оли уезжает по работе в другой город, он всегда присылает открытку с добрыми словами. Эта открытка – самая первая, поэтому она является символом любви в этой семье.
– Эта игрушка была подарена Мурату бабушкой. Сейчас его бабушка живет в другом городе, а игрушка всегда напоминает малышу о любимой бабушке, о ее любви.
(Воспитатель приводит примеры по своему усмотрению).
– А какие вещи, предметы есть в вашей семье, которые являются символом любви и счастья?
(Ответы детей).
Поиграем
Игра «Угадай мелодию»
– Мне очень нравится передача «Угадай мелодию». Я принесла с собой цветочный барабан. Будем его крутить и угадывать, какие прозвучат песни.
Звучит песенка из мультфильма «Львенок и черепаха»: «Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу. Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу».
– Кто это поет?
– Как вы думаете, почему черепаха такая счастливая?
(Ответы детей).
Звучит песенка из мультфильма «Крошка енот»: «От улыбки станет всем светлей, от улыбки в небе радуга проснется, поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».
– Кто это поет?
– Чему радуется Крошка енот?
– Символом какого чувства является улыбка?
(Ответы детей).
Разминка
Раз, два – повернемся
И соседу улыбнемся.
К солнцу руки поднимаем,
Дружно, весело шагаем,
Приседаем, и встаем,
И ничуть не устаем!
Почитаем
Т. Рик. «Лекарство от плохого настроения»
Феи слетелись со всего сада. Шутка ли, маленькая принцесса Юленька заболела! И болезнь-то у нее необычная!
– Это скука тоскливая, – определила болезнь Фея Ромашек.
– Вовсе нет, это тоска скучная! – заспорила Фея Пионов.
– Это грусть печальная! – вмешалась Фея Ночных Фиалок.
– Ах, о чем вы спорите! – возмутилась Фея Колокольчиков. – Девочка в печали! Весь день слезы льет.
– Ей просто необходимо лекарство от плохого настроения! – заявила Фея Душистого Горошка.
– Я предлагаю изготовить лекарство из лунного света, – сказала Фея Ночных Фиалок, – для этого надо собрать лунный свет в чашечку, поставить его в холодное место, чтобы он загустел, а потом принимать по две капли три раза в день.
– От лунного света еще больше плакать хочется! – возразила Фея Жасмина. – Лучше готовить из цветочной росы.
– Ну нет, – наморщила нос Фея Пионов, – от цветочной росы веселья не прибавится. Лучше из аромата розы.
– А я предлагаю обрадовать нашу девочку, – сказала Фея Ромашек. – Подарить ей новую куклу.
– Не развлечет ее кукла, – печально вздохнула Фея Жасмина, – она же принцесса! У нее этих кукол – пруд пруди!
– Может быть, звездопад устроить? – предложила Фея Ночных Фиалок.
– Ее рано спать уложат, не увидит наша девочка звездопада, – вздохнула Фея Колокольчиков.
Но пока цветочные феи спорили, в дверь дома, где жила принцесса Юленька, позвонили. На пороге стоял синеглазый мальчик Максимка.
– Дождь уже кончился, – сказал он, – сейчас радуга появится. Пойдешь со мной по деревьям лазить?
– Пойду! – обрадовалась принцесса Юленька.
И надо же – плохое настроение само собой куда-то улетучилось!
(Воспитатель по ходу сказки может на фланелеграфе выкладывать персонажей: Фею Пионов, Фею Маргариток и т.д., сначала плачущую принцессу, а в конце, после появления мальчика Максима, улыбающуюся принцессу; можно изменить цвет ее платья).
Побеседуем
– Когда человек грустит или болеет, его можно назвать счастливым? Почему?
– Как можно изменить плохое настроение?
– Как вы думаете, что является символом радости?
(Ответы детей).
– А для меня символом радости является радуга, потому что она красивая и появляется после дождя. Когда я смотрю на радугу, я загадываю желание и надеюсь, что оно сбудется.
Круг «От сердца к сердцу»
– В волшебной корзинке у нас есть вот такие красивые ленты. Из них можно сделать разноцветную радугу. Возьмите за концы все ленты. Встаньте друг против друга. У нас получился радужный мостик. Давайте дружно скажем:
Солнце, я тебя люблю,
Солнце, я тебя прошу:
Подари мне мира и тепла,
Подари мне счастья и добра!
Обобщаем
– Будьте счастливы! Пусть в вашем доме всегда живут любовь и счастье.
Домашнее задание
– Нарисуйте в альбоме символ счастья, как вы его представляете.
СЛУШАЮ СВОЕ СЕРДЦЕ
Цель занятия: формировать представления о нравственных качествах человека; развивать умение анализировать поступки людей и распознавать положительные качества человека; пробуждать добросердечное отношение к окружающим.
Методы и приемы: беседа, рассказ, объяснение, игра, инсценировка.
Ресурсы: иллюстрации к рассказу, аудиозапись «Детский релакс», мягкая игрушка в виде сердца, альбом.
Сердечный круг
С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой…
Дети: Привет!
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…
Дети: Привет!
И вы запомните совет: дарите всем друзьям…
Дети: Привет!
Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы…
Дети: Привет!
Наедине с собой
Звучит музыка.
– Давайте послушаем, как стучит ваше сердце. Можно закрыть глаза и подумать, что ваше сердце умеет грустить и радоваться, умеет любить и скучать, ваше сердце умеет понимать и прощать. Оно может быть добрым, искренним и чистым.
Музыка не звучит.
– Посидим минутку в тишине. Подумаем и послушаем свое сердце…
Мысленно скажите своему сердцу: «Спасибо, сердце, что ты такое доброе!»
– Ребята, кто-нибудь хочет поделиться своими чувствами, мыслями?
(Рассуждения детей).
Побеседуем
– Ребята, почему люди могут быть злыми? Как вы думаете, может человек родиться со злым сердцем?
– Что нужно сделать, чтобы сердце каждого человека стало добрым и отзывчивым?
(Рассуждения детей).
Почитаем
Чтение с показом иллюстраций
Каражанбасу подарили щенка. Щенок радостно бегал по комнате, смешно тявкал, таскал папины тапочки по комнате, а потом принялся грызть ножку стула.
Решил Каражанбас заняться воспитанием щенка. Он требовал от него выполнения команд, а если щенок не выполнял их, бил его веревкой. Время шло, щенок превратился в большую злую собаку. Каражанбас смотрел на выросшего щенка и ничего не понимал.
– Ребята, почему собака выросла злой?
– А как бы поступили вы?
(Рассуждения детей).
– Однажды Ариша пришла в детский сад нарядная, у нее был день рождения. Все ребята подошли к Арише, поздравили ее, осторожно трогали белое воздушное платье, говорили ей о том, какая она красивая.
Вдруг к Арише подбежал Ефим, дернул ее за красивый бантик. Он развязался, косичка расплелась, Ариша расплакалась.
– Как вы думаете, какое сердце у Ефима? Почему вы так думаете?
– Как бы вы поступили на месте ребят?
(Рассуждения детей).
Разминка
Воспитатель предлагает детям показать то, о чем он будет говорить.
Дождь покапал и прошел.
Солнце в целом свете.
Это – очень хорошо
И большим и детям.
Мальчик радостный пошел,
и решила кроха:
«Буду делать хорошо,
И не буду плохо».
Поиграем
Игра «Конкурс хвастунов»
Воспитатель предлагает провести конкурс на лучшего «хвастуна». Но хвастаться нужно не своими успехами или красотой, а другом, который стоит справа.
– Посмотрите внимательно на своего друга, который стоит справа, и подумайте:
– Какой он человек, какое у него сердце? Что он умеет делать и что у него хорошо получается?
Например: «Акмарал – очень умная, добрая, веселая, у нее доброе сердце» и т.д.
Когда все дети расскажут о своем друге, можно выбрать лучшего «хвастуна». Воспитатель спрашивает у каждого ребенка, что ему понравилось больше – говорить хорошие слова о друге или слушать, как рассказывают о тебе?
Обобщаем
– Сегодня на занятии мы узнали, что добрый человек из доброго сокровища – своего сердца –выносит доброе. Злой человек – выносит злое. Если сердце человека бесчувственно, а поступки его плохие, люди скажут о таком человеке: «У него нет сердца, он злой человек». Если сердце его, дела и поступки добрые, о таком человеке скажут: «Он добрый, сердечный человек».
Круг «От сердца к сердцу»
Дети передают игрушку в виде сердца друг другу, называя качества сердца: отзывчивое, любящее, теплое, доброе, понимающее, горячее, радостное, печальное, открытое, щедрое и т.д.
Воспитатель предлагает взяться за руки и почувствовать тепло сердец друзей.
Домашнее задание
– Нарисуйте в альбоме, каким вы представляете человека с добрым сердцем, а каким – с недобрым сердцем.
Занятие 18
ОТЗЫВЧИВОСТЬ
Цель занятия: формировать представления детей о чутком и отзывчивом человеке; учить давать нравственную оценку поступкам, обосновывать свой выбор; воспитывать стремление проявлять чувствительность и отзывчивость.
Методы и приемы: беседа, сказка, объяснение, игра.
Ресурсы: альбом, макет большого сердца, картинки с сюжетами разных поступков детей.
Круг добрых слов
Воспитатель предлагает детям начать круг с добрых слов.
Ведущий произносит какое-либо слово, следующий ребенок произносит первое слово (слово ведущего) и добавляет свое, третий произносит первых два слова, затем добавляет свое и т.д. Если группа детей большая, то возможно через 5-6 человек остановить наращивание «снежного кома» и начать снова с тех детей, которые еще не принимали участие.
Наедине с собой
– Ребята, а кто знает, как называют доброго человека? Какими словами?
(Ответы детей: ласковый, нежный, умный и т.д. )
– Молодцы. А еще такого человека называют «сердечный». Почему, как вы думаете?
(Рассуждения детей).
– Да, верно. У него доброе сердце. Тепло и любовь к другим людям исходят из сердца.
– Положите руку на сердце. Послушайте, как оно бьется...(пауза). Ваше сердце полно жизни, добра, любви, чуткости и отзывчивости.
Почитаем
Т. Лукашова. Сказка про ежика
Жил-был ежик. В лесу никто не хотел с ним дружить.
«Посмотри, какой у меня красивый пушистый хвост, – говорила лиса.– Разве я могу дружить с такой серой колючкой, как ты!»
«Ты слишком маленький, – говорил ему медведь.– Я могу раздавить нечаянно тебя одной лапой!»
«Ты такой неуклюжий. Не попрыгаешь с тобой», – пищал заяц.
Однажды утром ежик, как обычно, отправился на лесную поляну поискать себе грибов и ягод на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса, за которой гнался охотник. Ежик свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги. Охотник споткнулся об острые иголки ежа и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса успела убежать, а ежик спрятался за куст.
Спасая лису, он повредил себе лапку. Совсем грустно стало ежику: как же он будет грибы и ягоды собирать? Он еле-еле добрался до своей норы. А там его уже ждала лиса:
«Спасибо тебе, ежик, за то, что ты спас меня! Ты очень смелый! А еще у тебя очень чуткое и отзывчивое сердце! Ты настоящий друг!»
Лиса приносила ему лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у ежика болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок. У него был настоящий друг.
Однажды ежик встал рано утром, собрал цветы и подарил их лисе со словами: «Спасибо тебе, лиса, и за твою чуткость и отзывчивость!»
– На кого в этой сказке, дети, вы хотели бы быть похожими и почему?
– У кого из героев сказки чуткое, отзывчивое сердце?
(Рассуждения детей).
Разминка
Воспитатель сопровождает разминку движениями по своему усмотрению.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится - вьется.
Побеседуем
– Вы знаете много сказок, видели много мультфильмов, подумайте:
– У кого из известных сказочных героев чуткое и отзывчивое сердце? Почему вы так думаете?
– Кого из героев сказок и мультфильмов можно назвать бессердечным? Почему?
– Какой поступок может совершить бессердечный человек?
(Рассуждения детей).
– Человек с чутким и отзывчивым сердцем всегда почувствует и заметит тех, кому нужна поддержка. Его сердце отзовется на чужую беду и поспешит на помощь.
Творчество
Воспитатель показывает макет, изображающий большое сердце, который крепится на доску.
Далее предлагает детям подумать и выбрать из изображенных на сюжетных картинах те дела и поступки, которые совершит человек с добрым, чутким и отзывчивым сердцем, объяснить свой выбор. Выбранные детьми картинки прикрепляются к макету сердца.
Обобщаем
Воспитатель предлагает детям закончитьпредложение:«Человек с чутким и отзывчивым сердцем…».
Например:
«Человек с чутким и отзывчивым сердцем поможет другу в беде».
«Человек с чутким и отзывчивым сердцем утешит малыша, который плачет».
«Человек с чутким и отзывчивым сердцем поделится с другом» и т.д.
Круг «От сердца к сердцу»
– Я точно знаю, что у каждого из вас отзывчивое и чуткое сердце и вы всегда придете на помощь.
Воспитатель предлагает детям на спине своего друга нарисовать сердечко, написать букву «С».
Домашнее задание
– На маленьких бумажных сердечках вы можете нарисовать все, что вам нравится. Подарите рисунки своим родным, близким, друзьям.
Занятие 19
УМЕНИЕ ЗАБОТИТЬСЯ
Цель занятия: расширять представления детей о заботе и воспитывать чувство ответственности; развивать стремление заботиться об окружающих.
Методы и приемы: беседа, рассказ, объяснение, игра, инсценировка.
Ресурсы: хрестоматия, альбом, атрибуты для инсценировки.
Круг радости «Пойми меня»
Дети приветствуют друг друга жестами без слов.
Почитаем
Т. Лукашова. «Попугайчики» (чтение с остановкой)
Одной девочке очень понравились попугайчики в зоомагазине. Она попросила маму купить клетку и попугайчиков домой. «Но ведь нужно ежедневно кормить, чистить клетку и менять воду, – сказала мама, – а мне некогда, ведь я каждый день на работе. Я устаю, и мне хочется отдохнуть, когда же я буду заботиться о попугайчиках?»
«Нет! Нет, мамочка! Не переживай, это я буду о них заботиться», – сказала девочка.
И вот попугайчики переселились в дом и стали весело щебетать и радовать всю семью. Но прошел один, другой день, и попугайчики перестали весело щебетать, сидели понурые и ждали….
– Как вы думаете, кого они ждали? –
Конечно, девочку, которая все чаще и чаще убегала поиграть, забыв….
– Что забывала девочка?
(Рассуждения детей).
– Да, покормить попугайчиков.
Однажды мама пришла с работы, смотрит – у попугайчиков нет ни воды, ни корма – и сказала своей дочке…
– Как вы думаете, что мама сказала?
(Рассуждения детей).
Стыдно стало девочке, и она пообещала маме…
– Что пообещала девочка?
(Рассуждения детей).
– Что мешало девочке заботиться о попугайчиках?
– Что значит быть ответственным?
(Рассуждения детей).
Разминка
Приплыли тучи дождевые:
– Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
– Лей, дождь, Лей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет!
(Дети сопровождают слова движениями).
Побеседуем
– Ребята, а что такое забота?
– Как вы думаете, вам нужно заботиться о своих близких, родных? Как вы это делаете?
– Расскажите, как вы заботитесь о себе?
– О ком может еще заботиться человек?
(Рассуждения детей).
Чтение–инсценировка
В. Сухомлинский «Потребность человека в человеке»
Воспитатель читает рассказ в сокращении.
Однажды в выходной день пошли в лес всей семьей: отец, мать, пятиклассник Толя и четырехлетний Саша. В лесу было красиво и весело. Родители показали детям поляну, на которой цвели ландыши.
Рядом с поляной рос куст шиповника. На нем зацвел первый цветок – розовый, ароматный. Вся семья села под кустом. Отец читал интересную книгу.
Вдруг послышался грохот грома. Упали первые капли, а потом дождь полил как из ведра.
Отец отдал свой плащ маме, и дождь был ей не страшен. Мама отдала свой плащ Толе, и дождь ему стал не страшен.
Саша спросил:
– Мама, почему это так: вам отдал свой плащ папа, Толю своим плащом одели вы, а меня своим плащом одел Толя? Почему каждый не надел свой плащ?
– Каждый должен защищать того, кто слабее, – ответила мама.
– А я почему никого не защищаю? – спросил Саша.– Значит, я самый слабый?
– Если ты никого не защищаешь, ты действительно самый слабый, – с улыбкой ответила мама.
– Но я не хочу быть самым слабым! – решительно сказал Саша.
Он подошел к кусту шиповника, отвернул полу плаща и прикрыл розовый цветок шиповника: ливнем уже оторвало два лепестка, цветок поник – слабый, беззащитный.
– Теперь я не самый слабый, мама? – спросил Саша.
– Да, теперь ты сильный и мужественный, – ответила мать.
– Ребята, поразмышляйте, почему человеку надо защищать тех, кто слабее его?
– Как вы думаете, для чего Саша прикрыл плащом цветок, ведь цветок – не его братик и не человек?
– Как называют человека, который стремится защищать, оказать внимание, помочь?
(Ответы детей).
– Правильно ребята, его называют заботливый человек.
Затем рассказ инсценируется.
Игра «Я позабочусь»
Если бы я был птицей, я бы заботился …….
Если бы я был тигром, я бы заботился …….
Если бы я был муравьем, я бы заботился …….
Если бы я был рыбой, я бы заботился …….
Если бы я был цветком, я бы заботился …….
Если бы я был взрослым человеком, я бы заботился….
И т. д.
Обобщаем
– Что значит быть заботливым?
– Какого человека называют ответственным?
(Рассуждения детей).
– Наш мир так устроен, что все живое умеет заботиться друг о друге. Заботливый человек всегда чувствует ответственность и умеет доводить дело до конца. А если дал слово, пообещал, то обязательно его исполнит.
Круг «От сердца к сердцу»
Песня «Мой путеводный огонек»
Мой путеводный огонек (2раза)
Пусть он горит.
Пусть горит, пусть горит, пусть горит.
Мой путеводный огонек (2раза)
Обойдет вокруг земли.
Пусть горит, пусть горит, пусть горит.
Домашнее задание
– Рассмотрите картинку и укажите стрелкой, кто о ком заботится.
Занятие 20
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ДРУЖБА?
Цель занятия: расширять представления о дружбе, друзьях; развивать умение оценивать свои поступки и поступки других; воспитывать дружелюбное отношение к окружающим людям.
Методы и приемы: беседа, игра, упражнение, объяснение.
Ресурсы: альбом, хрестоматия, мяч, кегли, кубики (прямоугольники, квадратики).
Круг радости «Доверяем друг другу»
Дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего и идут по кругу с закрытыми глазами.
Дружно все идем по кругу,
И надеемся на друга.
Плечо другу подставляйте
И друг другу доверяйте!
Побеседуем
– В одном детском саду Оля подошла к Майе и сказала: «Давай с тобой дружить!»
Майя спросила: «Оля, а почему ты хочешь дружить со мной?»
– Как вы думаете, что ответила Оля?
– Ребята, как вы думаете, с чего начинается дружба?
(Рассуждения детей).
Блиц- игра «Да и нет»
Воспитатель бросает ребенку мяч со словами:
Дружба начинается, если улыбнешься кому–то?
Дружба начинается, если защищаешь кого–то?
Дружба начинается, если рвать яблоки из чужого сада с кем–то?
Дружба начинается, если делиться игрушками с кем–то?
Дружба начинается, если подставить подножку кому–то?
Дружба начинается, если помочь отремонтировать машинку?
Дружба начинается, если плеваться жвачкой?
Дружба начинается, если толкаться?
Дружба начинается, если драться?
Дружба начинается, если обзываться?
Дружба начинается, если быть вежливым?
И т. д.
Упражнение «Паровозик»
Дети делятся на «вагончики» и «паровозики» по следующему принципу.
В шкатулке или мешочке у воспитателя равное количество прямоугольников –«паровозиков» и такое же количество квадратиков – «вагончиков». Детям предлагается взять по одной фигуре и разделиться на «паровозики» – вагончики» (в зависимости от взятой фигуры). Причем «паровозик» становится позади «вагончика» и кладет руки ему на талию.
«Вагончик» чувствует поддержку друга. Главное условие – тот ребенок («вагончик»), который стоит впереди, закрывает глаза, а ребенок, который стоит позади («паровозик»), управляя первым, движется к цели. Ребенок, выполняющий роль «паровозика», направляет «вагончик» движением руки на талии, подбадривает товарища словами.
Целью может быть место, обозначенное кубиком или другим предметом, а стартом – место напротив, на расстоянии 4-5 метров.
На пути следования можно поставить препятствие (стулья, кегли и т.д.).
Маршрут следования можно обозначить цветной нитью или по-другому. Играют все дети, а затем меняются. Тот, кто был «вагончиком», становится «паровозом» и наоборот.
– Что вы чувствовали, когда были «паровозиками»?
– Что чувствовали «вагончики»?
– Хотелось вам– «вагончикам»– открыть глаза?
– Доверяли вы своему товарищу?
– Как вы думаете, что такое доверие?
(Рассуждения детей).
Побеседуем
– Сережа обещал воспитательнице принести в детский сад интересную книгу, чтобы почитать ее всем ребятам, и забыл про свое обещание. Утром он пришел в группу, подошел к своему другу Алику и сказал: «Если Галина Ивановна будет спрашивать, принес ли я книжку почитать, я ей скажу, что я дал ее тебе посмотреть, а ты книгу забыл дома. Если ты так не сделаешь – значит ты мне не друг».
– Согласился ли Алик поддержать своего друга?
(Рассуждения детей).
– Можете вы назвать себя хорошим другом? Почему?
(Рассуждения детей).
Обобщаем
– Очень важно для каждого человека иметь друзей и уметь дружить. Еще важнее научиться дорожить дружбой и быть хорошим другом.
Круг «От сердца к сердцу»
Воспитатель предлагает детям встать парами по кругу лицом друг к другу. Внутренний круг движется по часовой стрелке, а внешний круг остается на месте. При этом пары меняются, и дети в каждой паре произносят, соединив ладони,: «Ты и я, мы – друзья!».
Домашнее задание
– Раскрась картинку, на которой нарисованы друзья.
Занятие 21 ЧТО ТАКОЕ МИЛОСЕРДИЕ
Цель занятия: формировать представление о милосердии как чувстве человека; развивать стремление быть милосердными; воспитывать умение сострадать, оказывать помощь, проявлять заботу.
Методы и приемы: беседа, объяснение, рассказ, инсценировка.
Ресурсы: хрестоматия, альбом, атрибуты для инсценировки, сюжетные картинки, аудиозапись с музыкальным материалом.
Круг приветствия
Игра-тренинг «Поздоровайся с другом»
Воспитатель просит детей встать парами по кругу, образуя внешний и внутренний круги, и выполнить следующие действия: «поздороваться» указательными пальцами, мизинцами.
Инсценировка
Воспитатель предлагает детям представить и изобразить ситуацию: у старушки упала корзинка, и рассыпались фрукты и овощи, которые она несла домой из магазина. Мимо шли два мальчика. Один из них стал собирать рассыпанное и укладывать в корзинку, помогая старушке, а второй мальчик просто прошел мимо, даже не обратил внимания на то, что происходит вокруг.
На роль старушки приглашается взрослый, а на роль мальчиков – двое детей. Сценка проигрывается, дети внимательно наблюдают, затем обсуждают.
Побеседуем
– Дети, как можно назвать поступок и действия мальчика, который помог старушке?
(Рассуждения детей).
– А как назвать поступок мальчика, который прошел мимо и не обратил внимания на старушку?
(Рассуждения детей).
– Ребята, а вы знаете или слышали такое слово – «милосердие»?
Я произнесу это слово медленно. Какие два слова вы услышали?
(Ответы детей).
– Правильно. Милое сердце. Какие дела может совершать милое сердце: добрые или злые?
(Рассуждения детей).
Разминка «Мы тоже можем так»
(Слова разминки сопровождаются движениями)
Смотри скорей, который час–
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево раз! Направо раз!
Мы тоже можем так!
Чтоб стать похожим на орла,
Петух расправил два крыла...
Мы тоже можем так.
Пастух в лесу трубит в рожок –
Пугается русак.
Сейчас он сделает прыжок...
Мы тоже можем так.
Идет медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг
На двух ногах, на двух ногах…
Мы тоже можем так!
Рассказ по сюжетным картинкам
– Сердце может быть добрым, отзывчивым, умеющим любить, а может быть равнодушным и жестоким, не чувствующим сострадания и любви.
Предлагаю вам рассмотреть картинки и порассуждать, какое сердце у того или иного лесного жителя.
Однажды зайчик подвернул лапу. Доктор Айболит перевязал зайчишке лапу и отправил его в больницу. Зайчику несколько дней нельзя было прыгать и бегать. Все лесные звери-соседи узнали об этом, переживали и ...
Дети рассматривают сюжетные картинки и составляют рассказ о том, кто как поступил по отношению к больному зайчику.
Дома у зайчика остались мама и папа, братишки и сестренки. Когда мама и папа зайчика ходили к нему больницу...
– большая медведица сидела с маленькими зайчатами...
– ежик приносил морковку и угощал малышей...
– мудрая сова читала им сказки.
Только лисенок бегал по лесу веселый, радостный и, если его просили поиграть с малышами- зайчатами, всегда отвечал: «Некогда мне! И вообще это не мое дело и не моя забота – с вашими зайчатами возиться!»
– Как можно назвать лисенка: милосердным или равнодушным?
– Какое сердце оказалось у лисенка?
(Рассуждения детей).
– У некоторых людей тоже бывает равнодушное сердце: они не хотят помогать тем, кто слабее, кто нуждается в заботе и утешении.
Наедине с собой
– Каждый человек может спросить себя: «Могу ли я быть милосердным и отзывчивым?
Хочется ли мне быть таким?»
Если вам хочется, вы можете закрыть глаза, послушать музыку и подумать, хочется ли вашему сердцу быть отзывчивым, добрым, милосердным.
Звучит музыка.
– Кто хочет поделиться своими мыслями?
(Рассуждения детей).
Обобщаем
– Мы сегодня познакомились с таким чувством человека, как милосердие.
Я хочу узнать, как вы понимаете, что значит милосердный человек, что он стремится делать?
(Рассуждения детей).
– Быть милосердным – значит уметь прощать, забывать обиды, утешить обиженного, ободрить печального, произнести добрые слова, помогать слабым, больным и старым людям.
Меня радует, что вы растете неравнодушными людьми. Это очень хорошо. Не надо стесняться быть добрыми и милосердными.
Круг «От сердца к сердцу»
– Возьмемся за руки и скажем:
Давайте прощаться,
Друг другу желать
Добрыми быть,
Милосердными стать.
Домашнее задание
– Рассмотрите рисунки. Помогите ребятам найти тех, кто нуждается в их помощи. Нарисуйте дорожку, по которой пойдут помощники.
Занятие 31
(для детских садов)
НАШ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Цель занятия: прививать детям любовь к детскому саду, уважение его к традициям; развивать чувство принадлежности к коллективу детского сада, к группе; воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.
Методы и приемы: объяснение, рассказ, объяснение, игра.
Ресурсы: хрестоматия, альбом, конверты, «шапки-невидимки», схема – таблица детского сада с окошечками, в которых вклеены фотографии сотрудников и детей группы (по количеству детей), фломастеры, аудиозаписи с музыкальным материалом, блюдце с краской, нитки, листы белой бумаги.
Круг радости
Перед занятием воспитатель раскладывает в группе или в коридоре, ведущем в кабинет самопознания, конверты в виде сердечек с посланиями для детей. Воспитатель обращает внимание детей на конверты, приглашает их встать в круг.
– В круг мы радости пойдем и послания прочтем!
Сегодня день радостных сюрпризов! Хочется быстрее прочитать эти открытки!
Очень я детей люблю,
И всегда я их лечу,
Им желаю не болеть,
Закаляться, здороветь.
– Кто это нам написал? (Имена врача, медсестры).
Рано, рано я встаю,
Деткам кашу я варю.
А когда ее варю,
То с любовью говорю:
– Варись, каша, побыстрей,
– Вырастай, малыш, скорей!
(Имена поваров).
Весело танцуем, весело поем,
Очень любим деток,
И всегда их ждем!
(Имена музыкального работника, хореографа).
Я с любовью убираю,
Мою, чищу и стираю,
Чистота всегда нужна,
Для детей она важна!
(Имена обслуживающего персонала).
– Приятно слышать и говорить хорошие слова и знать, что кто-то заботится о тебе с любовью.
– Давайте возьмемся за руки и поблагодарим всех-всех, кто прислал нам эти открытки.
Спасибо всем, кто нам писал,
Тепла частичку нам послал,
Очень любим детский сад,
Каждый в нем друг другу рад!
Помечтаем
– А сейчас, ребята, я приглашаю вас в путешествие по детскому саду. Мы наденем «шапки-невидимки», чтобы никому не мешать, и посмотрим, как живет наш любимый детский сад, а волшебная музыка поможет нам быть легкими, как маленькие облака.
Представьте себе, что вы идете по нашему детскому саду. В нем светло и радостно. В каждой группе слышны веселые голоса детей, все с радостью приходят в детский сад (пауза).
Дети у нас дружные, им хорошо вместе (пауза).
В музыкальном зале звучит музыка.
– Прислушайтесь, дети поют о маме, о солнце (пауза).
А в другом зале дети занимаются физкультурой, чтобы стать сильными и здоровыми (пауза). Малыши весело играют на прогулке. Старшие дети рисуют и читают книги. Хорошо здесь!
– За что вы любите свой детский сад?
– С каким настроением вы идете в детский сад?
(Ответы детей).
Побеседуем
– Красивое название – детский сад. В настоящем саду растут деревья, цветы, а в нашем саду растут дети. И всем взрослым очень нравится ухаживать за детьми, играть с ними, кормить их и веселиться вместе с ними.
Детский сад, детский сад…
Почему так говорят?
Потому что дружно в нем
Мы в одной семье растем!
Оттого и говорят:
– В этом доме детский сад!
Разминка «Наш любимый детский сад»
(сопровождается движениями детей)
Наш любимый детский сад –
Радует всегда ребят.
Мы танцуем и поем,
Очень весело живем!
Мы дружить с тобой умеем,
Запускаем в небо змея.
Рано-рано поутру
Я к тебе, детсад, бегу!
Творчество в технике ниткография
Воспитатель готовит блюдце с краской, разведенной до состояния жидкой сметаны. Раздает детям нитки длиною до 20 см., лист белой бумаги. Дети обмакивают нитку в краску, затем произвольно выкладывают ее на половине листа, закрывают второй половиной и, прижимая одной рукой лист, вытягивают нитку. Получившуюся открытку украшают, дорисовывая элементы. По окончании творчества дети вместе с воспитателем с благодарностью дарят открытки сотрудникам детского сада.
Обобщаем
– Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своим друзьям, к детскому саду.
Домашнее задание
– Используя шаблон в альбоме, смастерите футляр для слов любви и благодарности.
Во внутренней части футляра напишите слова, которые вы хотели бы сказать. Подарите его своему детскому саду.
Занятие 32-33
ПОЗНАЕМ СЕБЯ
Цель занятия: обобщить знания детей, полученные на уроках самопознания; закреплять чувство принадлежности к Казахстану; воспитание патриотизма.
Методы и приемы: беседа, объяснение, игра, практическая работа.
Ресурсы: голубые и желтые галстуки, мяч, карта страны Самопознания, картинки по тематике уроков самопознания за год, карта Казахстана на ватмане, мозаика для составления карты Казахстана, фрагменты видеофильма (вид Земли из космоса).
Игра «Полет в космос»
– Я приготовила для вас сюрприз. Он лежит в этой коробке.
Как вы думаете, что это?
(Предположения детей).
– Давайте посмотрим все вместе.
Воспитатель открывает коробку. В ней лежат шелковые косынки или шарфы двух цветов: голубого и желтого.
– Кто из вас, ребята, догадался, почему косынки голубого и желтого цвета?
(Ответы детей).
– Молодцы, что сразу узнали цвета нашего флага.
– Сегодня мы – команда космонавтов. И в полет мы возьмем эти косынки, которые будут напоминать нам нашу Родину – Казахстан.
Дети повязывают косынки-галстуки на шею.
– Команда космонавтов готова. Я приглашаю вас на космодром Байконур. (Дети рассаживаются на стульчиках).
Воспитатель предлагает просмотр фрагмента видеофильма, где демонстрируется вид Земли из космоса.
– Кто хочет поделиться впечатлениями?
(Ответы детей).
Разминка «Созвездия»
Воспитатель называет детям какое-то число, которое обозначает количество «звезд» в созвездии (2-3 и т.д.) Дети объединяются в группы согласно названному воспитателем числу.
Упражнение «Откуда эти фотографии?»
– Пролетая над страной Самопознания, наша фотокамера сделала снимки над разными городами.
Помогите мне разобраться, над каким городом были сделаны эти фотографии?
Воспитатель готовит небольшие картинки по тематике уроков и кладет в коробку. Дети передают по кругу коробку, вынимают картинки и рассуждают. Например: «Я думаю, что этот снимок сделан над городом Любви, потому что малыш обнимает маму, он ее любит.
«А эта фотография сделана над городом Счастья, потому что здесь счастливая семья».
(Рассуждения детей).
– Пришла пора возвращаться на Землю, в Казахстан. Приготовьтесь, наша ракета идет на посадку.
Разминка «Воздух, земля, огонь»
Воспитатель называет какое–либо слово, дети выполняют движения:
Воздух – дети свободно двигаются по комнате
Земля – приседают
Вода – имитируют движения пловца
Огонь – приседают и встают, поднимая руки вверх.
Творческая работа
– Я предлагаю вам вспомнить какой-нибудь замечательный, удивительный и счастливый момент и нарисовать его.
Дети рисуют на частях мозаики, а затем рассказывают о том, что они нарисовали. После обмена впечатлениями воспитатель прикрепляет рисунки на ватман с контуром Казахстана, выкладывая карту Казахстана из детских рисунков по принципу мозаики.
Обобщение
– Все, что изображено здесь: и улыбки, и солнце, и папа с мамой, и цветы, и деревья, и все все-все – это наша Родина Казахстан, наш общий дом.
Наш край казахстанский широк и богат:
Есть золото, уголь, свинец,
Есть у нас самый заветный клад –
Богатство людских сердец.
Круг «От сердца к сердцу»
– Дети, а сейчас я приглашаю вас в круг.
Воспитатель протягивает руку в центр круга ладошкой вверх, дети стоят по кругу, кладут правую руку на плечо стоящего справа товарища, левую руку протягивают в центр круга и кладут на ладонь воспитателя. Идут по кругу и поют песню благодарения.
Спасибо за сегодня, (3 раза)
Спасибо за сейчас.
Домашнее задание
– В альбоме разрежьте страницу на квадратики. Наклейте на плотную бумагу так, чтобы получилась картина. Раскрасьте ее.