Конспект интегрированного занятия по развитию речи по теме «Ознакомление с картиной И. Э. Грабаря
Конспект интегрированного занятия по развитию речи по теме «Ознакомление с картиной И. Э. Грабаря
Программное содержание: развивать умение воспринимать характерные особенности зимы посредством различных видов искусства (художественного слова, музыки, живописи); развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы и эмоционально откликаться на него, выражая чувства, впечатления в детском творчестве; учить внимательно рассматривать художественное полотно, формировать интерес к средствам пейзажной живописи, развивать чувство композиции; обогащать словарь детей; упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных; формировать умение выражать свои мысли ясно для окружающих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного занятия по развитию речи по теме «Ознакомление с картиной И. Э. Грабаря»
Конспект
интегрированного занятия
по развитию речи по теме
«Ознакомление с картиной И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (старшая группа)
Составила Лукина Л. И.,
воспитатель МБДОУ «Детский
сад №6 «Сказка» г. Цивильск».
2016г.
Программное содержание: развивать умение воспринимать характерные особенности зимы посредством различных видов искусства (художественного слова, музыки, живописи); развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы и эмоционально откликаться на него, выражая чувства, впечатления в детском творчестве; учить внимательно рассматривать художественное полотно, формировать интерес к средствам пейзажной живописи, развивать чувство композиции; обогащать словарь детей; упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных; формировать умение выражать свои мысли ясно для окружающих.
Оборудование и материалы: репродукция картины И.Грабаря «Февральская лазурь», магнитофон, аудиозапись пьесы «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года» П.И Чайковского, стихотворение С. Есенина «Береза», альбомные листы, акварельные краски, гуашь.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, к нам в группу залетела снежинка. Снежинка не простая, а с загадкой. Вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте:
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. Что это?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно. А как ласково можно назвать зиму?
Дети: Зимушка.
Воспитатель: Правильно. Наша природа очаровательна и прекрасна в любое время года, но особенно сказочной и таинственной она становится с приходом белоснежной зимы. Ребята, вам нравится зима? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас выполним артикуляционно-дыхательные упражнения.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в такую игру: я буду называть признаки зимы, а вы будете отвечать на вопрос какая зима? Если зимой холодно, значит зима (какая?) - холодная, если зимой много снега, значит зима (какая?) - снежная, если зимой сильные морозы, значит зима (какая?) - морозная,
если часто гуляет вьюга, значит зима (какая?) - вьюжная, если на улице стужа, студено, значит зима (какая?) – студеная. Воспитатель: Молодцы. Вот как много мы рассказали о зиме. Это поистине чудное, сказочное время года восхищало талантливых людей на создание настоящих шедевров. Послушайте, пожалуйста, как описывает красоту зимней природы поэт С. Есенин.
Чтение детьми стихотворения «Береза».
Воспитатель: Вам понравилась есенинская березка?
Ответы детей.
Воспитатель: А вот какой увидел берёзку зимой художник Игорь Грабарь. Рассмотрите репродукцию. Какими словами из стихотворения Есенина можно описать её?
Дети: Береза принакрылась снегом, точно серебром; ветки пушистые и т. д.
Воспитатель: Художник Игорь Эммануилович Грабарь очень любил зиму. Однажды зимой он приехал на дачу. Ночью был сильный мороз. Утром, выглянув в окошко, художник увидел чудную зимнюю картину и сказал сам себе: «Скорее, скорее написать, пока ветер, метель и вьюга мне не помешали!». Художник рисовал, а зимушка ходила все вокруг него и напевала свои песенки. Так появилась картина, ставшая знаменитой во всем мире, - «Февральская лазурь». Рассмотрите, пожалуйста, внимательно картину и скажите, ребята, о чем эта картина? (Художник передает красоту зимнего дня).
-К какому жанру живописи она относится? (Это пейзаж)
- Какой февральский день изобразил художник? (Морозный, солнечный, ясный зимний день).
- Какова берёза на переднем плане картины? (Берёза белоствольная, ветвистая, высокая, густая, нарядная, пышная, стройная, она занимает главное место на картине.
- Рассмотрите небо. Как меняется цвет неба, какое оно наверху, какое у горизонта? Есть ли на нём облака? (Небо высокое, чистое, прозрачное, тёмно-синее вверху, серое, серо-голубое на горизонте. На небе нет ни одного облака.)
- Рассмотрите снег. Много ли его? Какого он цвета на солнце? А в тени? (Снега много, на солнце он блестит, сверкает, яркий, лазоревый в тени, голубовато-розовый, чуть фиолетовый и даже кое-где зеленоватый на солнышке - это от цвета неба, солнца и деревьев. Снег как бы вобрал в себя все краски окружающего мира.
- Рассмотрите задний план картины. Что виднеется на горизонте? Что можно сказать о других берёзках? (На горизонте темнеют тонкие, белоствольные березы.
- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? (Хочется прижаться к стволу берёзы, почувствовать её, подышать этим февральским морозным воздухом. Возникает ощущение того, что ты сам находишься среди этих деревьев.)
- Как бы вы назвали эту картину? («Белая береза», «Зимний день»).
- Почему же художник назвал свою картину «Февральская лазурь»? Что такое лазурь? (Лазурь - светло-синий цвет, цвет неба, моря; лазоревый - нежно-голубой.
Несмотря на то что в центре картины береза, взгляд зрителей приковывает чистое, прозрачно голубое, лазурное небо, именно его цветовой гамме художник уделил большое внимание).
Динамическая пауза.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы на улице возле этой красавицы-березы.
Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся в хоровод),
И к березке подойдем в белом сарафане (идут в центр хоровода),
Разойдемся в круг большой (расходятся) И покружимся с тобой (кружатся).
Дует ветер на тебя (вдох – выдох)
И садятся птицы (приседают),
А на ветках у тебя
Иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки).
На дворе сейчас зима –
Холодно, морозно (поглаживают плечи),
Шубу снежную надень, белая береза (кружатся).
Воспитатель: Ребята, поэты в стихах, художники в картинах, а композиторы - в музыке воспевают красоту природы. Послушайте, пожалуйста, пьесу П. И. Чайковского «Февраль» из цикла «Времена года».
Включается аудиозапись.
Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам отправиться в художественную мастерскую и нарисовать свой зимний пейзаж. (Дети рисуют). Итог занятия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? С какой картиной вы познакомились? Спасибо вам за интересные рисунки, вы все хорошо потрудились. Ваши работы мы разместим на нашей выставке.