Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Морозные чудеса"»
Конспект занятия по рисованию с детьми подготовительной группы «Морозные чудеса»
Программное содержание:
- вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы;
- развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве;
-совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования;
- акварельные краски фиолетового или синего цвета;
- кисть с широким ворсом;
- стаканчик с водой;
- ноутбук, презентация «Морозные узоры» Предварительная работа: наблюдение за узорами на окнах в зимнее время, беседа о зимних явлениях природы. Ход занятия.
Организационная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. У нас сегодня необычный день: к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнёмся им и начнём свое занятие. А теперь все сядем на стульчики.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, какое сейчас время года?
^ Дети: Зима!
Воспитатель: Правильно. Зима самое замечательное время года. Зимой происходят разные чудеса! Вот и к нам в группу пришла небольшая посылка, а в ней сундучок. Хотела в неё заглянуть, да вот беда, она не открывается? Кажется, я знаю, в чём дело. Она откроется только тогда, когда вы отгадаете загадки. А здесь лежат снежинки с загадками:
Много-много звёздочек, Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло... (снежинки)
Морозно в белом январе,
Деревья тонут в серебре.
Кусты, березы и осины
Украсил блеском светлый… (иней)
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель… (снеговик)
Гуляют в поле,
Летают на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (метель)
Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой,
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (сосулька)
Невидимкой, осторожно,
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это клен, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу – не оторваться:
Веток линии нежны!
А художник – рад стараться,
Даже кисти не нужны. (мороз)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года?
^ Дети. Зимой.
Педагог. А кто же верный и незаменимый помощник зимы?
Дети. Мороз.
Педагог. Правильно. Как только наступает зима, вместе с ней приходят и холода. По своим владениям начинает гулять Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходит он и в наши дома. Стучится в окошко, а мы в это время спим и нечего не слышим. Поэтому Мороз оставляет нам послание: проснёмся мы утром, посмотрим в окошко. А там всё в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал. Тут и веточки – травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки сказочных птиц. Ребята, посмотрите, какие зимние узоры нарисованы на окнах.
Презентация.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как Мороз рисует эти узоры?
Дети: Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
Воспитатель: На самом деле от холодного воздуха капельки воды оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется очень много, они накладываются друг на друга. Вот так получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть знакомые нам предметы. А художником здесь, без сомнений, является Мороз. А теперь вспомните, что вы увидели в рисунках Мороза?
^ Дети: Ёлочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами смогли бы нарисовать узоры так, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза?
^ Дети: Нет
Воспитатель: А на самом деле это возможно: оказывается, есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем невидимые узоры, но, если их сверху покрыть красками, узоры проявятся, как будто проявляется фотопленка. Этот способ рисования называется «фотокопией». Возьмите в руки кусочки свечи и попробуйте провести ими по дополнительному листу бумаги. Мы видим, что свеча не оставляет видимых следов. Теперь покроем сверху краской – наш рисунок проявляется!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрашиваются?
Воспитатель: Свечка состоит из вещества – воска, который отталкивает воду. Поэтому рисунок, выполненный таким материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски. Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство – нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно произнести зимнее заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самого Мороза: Физкультминутка. Лягте, мягкие снега, Стоя в кругу, поднять руки над головой,
На леса и на луга, плавно опустить их через стороны вниз.
Тропы застелите, руки – перед собой, плавно поочередно
покачать ими вверх-вниз.
^ На окошках, Дед Мороз, Имитировать движение рисования кистью
Разбросай хрустальных роз, в произвольном направлении поочередно
Легкие видения, правой, левой руками.
Хитрые сплетения. Поднять руки над головой, плавно
^ Зачаруй сердца людей опустить их через стороны вниз
Красотой своих затей:
Пусть вникают взоры
В светлые узоры.
Ты, Метелица, чуди, Присесть, встать, поднять руки вверх,
Хороводы заводи, покружиться вокруг себя.
Взвейся вихрем белым
^ В поле поседелом. 2.Практическая часть Воспитатель: Что у вас лежит на столе?
Дети: Инструменты художника.
Воспитатель: Всеми ли вы умеете работать?
Дети: Не умеем свечкой.
Воспитатель: Я вас научу, но для начала скажите мне как расположить лист бумаги? Горизонтально или вертикально? Вспомните, где и как Мороз рисует свои узоры?
^ Дети: На стеклах, вертикально.
Воспитатель: Расположите лист также. В какое время суток лучше рассматривать узоры на стекле?
Дети: Ранним утром и вечером.
Воспитатель: Краски какого цвета нам понадобятся?
Дети: Синего и фиолетового.
Воспитатель: Правильно, ребята. А сейчас давайте повторим порядок работы:
Воспитатель: И приступим к нашей работе. 3. Итог занятия
(Когда все дети закончат рисовать, работы разложить на одном большом столе). Воспитатель: Посмотрите какие интересные узоры у вас получились. Что вам напоминают эти рисунки? Каких персонажей или предметов они напоминают? Расскажите о своих узорах. Что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось больше всего?