Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экологии в подготовительной группе.»
Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе
Занятие по экологии. Подготовительная к школе группа. Удивительные часы .
Цель: формировать эмоциональное, положительное отношение к окружающему миру и природе. Задачи: 1. Познакомить детей с природными часами. 2. Развивать познавательную активность и интересы детей. 3. Побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы. 4. Воспитывать желание беречь, любить природу. Материал: картинки с изображением птиц и растений, музыка «Звуки леса», альбомные листы, цветные карандаши; гербарий листьев берёзы, клёна, дуба, рябины, липы, сосны.
Ход.
Воспитатель "Я сорвал цветок, и он увял, я поймал мотылька, и он умер, и тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». Воспитатель: Дети как вы понимаете эти слова? Ответы детей. Да, действительно природой надо восхищаться, любоваться, беречь её. Приходя в лес, надо быть гостем. Не сорить, не шуметь, не рвать, не топтать. А вы часто бываете в лесу? Ответы детей. Я сегодня предлагаю отправиться на прогулку в лес. Согласны? Да. А чтобы было всё по- настоящему, давайте включим грамзапись «Звуки леса».Закройте пожалуйста глаза и послушайте. Воспитатель: Чьи голоса слышны в лесу? Да, это поют птицы, стрекочут кузнечики, жужжат пчёлы, пищат комары, квакают лягушки у озера. Чтение стихов о лесе. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь — мы свои! С. Погорельский В лесу Словно сказочной книги страница Лес открылся, листвою звеня. Понимаю и зверя, и птицу, И они понимают меня.
Может быть, на тропинках звериных В непроглядной лесной глубине Вдруг избушка на ножках куриных Неожиданно встретится мне.
И нельзя мне в лесу заблудиться, Хоть брожу от людей вдалеке. Потому что и звери, и птицы На родном говорят языке. Автор: В. Орлов
Воспитатель: А какие деревья встречаются в лесу? Назовите их. Сейчас я предлагаю вам игру: «Подбери дерево»Я раздам вам по листику, а вы должны прикрепить его к дереву. Молодцы, справились с заданием. Воспитатель: Что ещё растёт в лесу? Правильно, ягоды. Отгадайте загадки. Ягодку сорвать легко — Ведь растет невысоко. Под листочки загляни-ка — Там созрела... (земляника)
Эту ягодку найдете Не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка, Красненькая... (клюковка)
Не на шутку, а всерьез Куст колючками оброс. Темных ягодок сорви-ка. Что за кустик? (Ежевика)
Эти ягоды, все знают, Нам лекарство заменяют. Если вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с(малиной)
Ягоды лесные эти Любят бурые медведи. Не рябина, не калина, А с колючками... (малина)
Много темно-синих бус Кто-то уронил на куст. Их в лукошко собери-ка. Эти бусины —... (черника). Воспитатель: Молодцы, ребята. Физкультминутка Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки) Встанем, глубоко вздохнем. (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз) Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте,) За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право) В верх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны) И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх) Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.) Стали карликами дети. А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе) Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх) Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками.) Крыльями махали. Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши,) Ногами топаем. (Притопы на месте) Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места) И немножечко устали. (И слушают пение птиц.)
Воспитатель: Ой, ребята, мы с вами уже долго бродим по лесу. Сколько же сейчас времени? Вот беда, мы не взяли с собой ни телефона, ни часов. Как же нам быть? Кто знает ответ на этот вопрос? Ребята, кажется я догадалась. Нам в этом помогут живые часы природы. Знаете, что это такое? Нет. Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте. Оказывается, в природе всё взаимосвязано. Сейчас, наверное, никто бы и не задумался об определении времени. У каждого есть часы. Часы везде: на руке, в сотовом, в машине и т. д… Люди уже не могут представить себя без них, они даже не задумываются о том, что природа сама по себе — большие часы. Нужно только уметь ими пользоваться. Интересно, что время действительно можно определить с помощью птиц! Птицы пробуждаются в разное время суток, поэтому они могут быть ориентирами во времени. Так, к примеру воробей,эту птицу можно считать аристократом, потому что она начинает бодрствовать позже всех, не раньше 5-6 часов утра.
Кукушка и иволга-эти птицы начинают просыпаться в районе 3-4 часов утра.
Уже ближе к 4 часам свою активность начинают проявлять щегол и скворец.
Так как воробьи куда более распространены и их громкое чириканье может узнать каждый, то они являются наилучшей точкой отсчета для времени. А ещё можно ориентироваться по цветам. Какие цветы растут в лесу. Ответы детей. Правильно. Одуванчики – это растение можно найти почти в каждом месте, где растет трава. Данные цветы раскрывают свои бутоны примерно в 6 часов утра, а закрываются они около 3-4 часов дня.
Также хорошим вариантом для определения времени в дневное время будет цветок мать-и-мачехи,они начинают свое открытие немного позже, нежели бутоны одуванчика, происходит это в 10-11 утра.
Если же время необходимо узнать вечером, то сделать это благодаря ночной фиалке, раскрываться она начинает ближе к 9-ти часам вечера.
В случае, когда рядом есть водоем, то определить врем легко по кувшинкам, их раскрытии припадает на 9 часов утра, а закрытие происходит в период с 19 и до 20 часов вечера.
Хочу заметить, что даже и в наши дни, когда существуют новейшие технические приспособления для ориентирования во времени, умение обходиться без приборов не утратило своего значения. Люди самых разных профессий неожиданно могут оказаться в условиях, когда знание природы имеет очень важное, а порой и решающее значение. В этой области человечеством накоплен большой опыт. Для ориентировки во времени и пространстве можно использовать самые разнообразные предметы и явления природы — от звезд на небе до камня на земле. И чтобы закрепить весь полученный материал, я предлагаю вам нарисовать живые часы природы: это могут быть либо птицы, либо цветы. Дети рисуют и подписывают время, затем рассказывают о своей работе. Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по лесу. Вы сегодня узнали, что время легко определить и без часов. «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться». Леонардо да Винчи.