Целью занятия: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи.
Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: 2 магнита, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса», банка со змейкой, аквариум.
Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная баночка, металлические скрепка и гвоздик, заготовки для рыбок, ножницы.
Ход ННОД:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Ребята, у нас в группе сегодня оказался необычный цветок. Он волшебный. С его помощью мы можем отправиться в путешествие. Вам нравится путешествовать?
Дети: Даааа
Воспитатель: Но для этого, нам нужно произнести волшебные слова:
(воспитатель предлагает одному из детей оторвать один лепесток и всем вместе произнести волшебные слова)
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели.
(Слайд 1)Воспитатель: Ой! Ребята а куда это мы с вами попали?
(на экране появляется картинка лаборатория фиксиков)
Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.
Педагог, используя подсказку (слайды с изображением научной лаборатории), подводит детей к выводу, что оказались они в лаборатории.
Спрашивает детей, кто работает в лаборатории и чем занимаются люди данной профессии.
Воспитатель: — Ребята! Я предлагаю вам посетить нашу лабораторию и на некоторое время стать учеными — исследователями. А для этого у нас есть наш волшебный цветочек. Давай те попросим его переместить нас в лабораторию. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова)
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели.
Перемести нас в лабораторию.
Воспитатель: Ой ребята посмотрите… Сколько здесь всего интересного. Мы же с вами будем научными сотрудниками , а для этого давайте оденем халаты, как настоящие ученые.
Предлагает надеть халаты.
Обращает внимание детей на стенд со схемами «Правила безопасности работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.
Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших сотрудников и лаборантов.
Воспитатель вносит коробку с большим магнитом. Коробка — закрыта.
— Сегодня к нам в институт привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это?
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей…
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: — «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет…
Дают определение — «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..».
Воспитатель задает вопрос — «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»
Ответы детей…..
Воспитатель: — «Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.
— Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем младшим сотрудникам и лаборантам в лабораторию № 1… Хотите туда попасть?
Дети: даа…
Воспитатель: Давайте попросим наш волшебный цветочек:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели.
Перемести нас в лабораторию.
— «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»
Дети перечисляют…
1. мягкая игрушка
2. деревянный карандаш
3. пластмассовая пуговица
4. стеклянная баночка
5. металлические скрепка и шайба.
Опыт № 1.
«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…
«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
(Демонстрация схемы через проектор).
Воспитель: Ребята вы наверное устали? Давайте с вами сделаем перерыв и немного поиграем. Мы поиграем в игру, которая называется «Магнетизм». Я буду большим магнитом, а вы предметы, которые я назову. Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне, если не притягивает – стоите на месте.
Встали в круг (скрепка, конфета, болтик, фантик, булавка, камень, копейка, носок)
Воспитатель: Я приглашаю вас подойти к столам. Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде
(на столах стеклянные стаканы, скрепки, магнит)
Воспитатель: Нужно бросить скрепку в стакан с водой и достать ее, не замочив руки. Как это можно сделать?
Ответы детей. (Можно вылить из стакана воду, можно надеть резиновые перчатки и тогда руки останутся сухими, можно достать с помощью магнита)
Воспитатель: Надо двигать магнит по стенке стакана вверх. Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через преграду стекло и воду?
Дети: Да. Магнитная силаможет действовать через стекло и воду. Поэтому мы легко достали скрепку из воды.
Вывод: Магнитные свойства сохраняются в воде. Магнит действует на расстояние (на экране слайд).
Воспитатель: Ребята вам нравится в нашей экспериментировать?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте обратимся к нашему волшебному цветочку. Какой еще он сюрприз для вас приготовил?
Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова…
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели.
На мольберте нарисована трасса для машинок, на столе лежат маленькие металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой, который двигает ее по трассе.
— А теперь попробуйте сами. Возьмите по машинке, попробуйте управлять ими с помощью магнита.
— Какой можно сделать вывод?
— Магнит действует через картон.
Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.
— Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.
— Какими свойствами обладает магнит?
(На экране выставлены схемы — подсказки).
Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему. (Одновременно схемы появляются на экране).
1. Магнит притягивает только металлические предметы.
2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.
3. Магнит действует через стекло, картон, воду.
Воспитатель: ребята у нас есть еще стебелек на нашем волшебном цветочке. Может он еще что-то для вас приготовил? Давайте узнаем.
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели.
Появляется игрушка «Фиксик с воздушными шариками для детей».
Воспитатель: Дети а вы знаете, что с воздушными шариками тоже можно проводить опыты, но об этом я думаю вам расскажут ваши воспитатели и родители.