Просмотр содержимого документа
«Конспект по Изобразительному искусству "Скатерть- самобранка"»
«Скатерть для чаепития»
Цели и задачи:
Закрепить знания детей о традициях русского народа и умения детей правильно рисовать кистью различные узоры.
- Обогатить и активизировать речь детей словами самовар, сарафан, передник, оберег, символы - обереги;
- Учить детей составлять на бумаги простой узор из элементов народного орнамента.
- содействие развитию у детей: внимания, познавательной активности, образного и логического мышления;
-развивать мелкую моторику.
-развивать творческое воображение детей.
- Воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям.
Предшествующая работа: Чтение русских народных сказок. Беседы на тему «Российские мастера» и «Знаки и символы русского народного творчества». Рассматривание красивых изделий: платков, фартуков и т. п., и предметов декоративно-прикладного искусства (матрешки, свистульки, ложки и т. д.).
Материалы и оборудование: Картинка с изображением русской народной одеждой. Игрушки - гости «Волк», «Лиса», «Медведь». Стол и стулья для чаепития. Самовар, баранки. Листы бумаги. Кисточки. Салфетки. Клеенки. Баночка с водой. Акварельные краски.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько гостей пожаловало к нам. Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные.
Воспитатель: Ребята, из каких русских народных сказок пришли к нам гости?
Дети: «Маша и Медведь», «Лиса и журавль», «Лиса и Волк»(дети перечисляют недавно прочитанные русские народные сказки).
Воспитатель: Ребята, а когда к нам приходят гости, чем мы с ними занимаемся?
Дети: Играем с ними. Пьем чай.
Воспитатель: Верно. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. На столе красовался самый главный …. Послушайте загадку, и попробуйте отгадать, кто же красовался на столе.
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит,
И как зеркало блестит.
Дети: Самовар.
Воспитатель: На столе всегда стоял горячий самовар. А угощением к чаю были по русской традиции сушки, бублики, баранки, сухари. Давайте пригласим наших гостей пройти к столу и угостим их чаем.
Воспитатель вносит в группу самовар: Ребята, по русским обычаям мы должны застелить на стол красивую скатерть. Но у нас ее нет. Я предлагаю вам скатерть сделать самим.
Воспитатель: - Посмотрите, перед вами лежат белые листы бумаги. С помощью кисточки и красок вы превратите их в красивые скатерти.
-Давайте внимательно посмотрим на картинки и подумаем, как украшались сарафаны, передники, рубашки, полотенце мастерицы русского народа?
Дети: Узорами, яркими полосками ткани, вышивкой.
Воспитатель: - Какие знаки вышивали мастерицы?
Дети: Кресты, цветы, круги.
Воспитатель: Эти знаки-символы вышивали не случайно. Мы с вами уже знакомились с некоторыми из них. Посмотрите на эти красивые полосы (Демонстрация образцов узорных полос). Как вы думаете, что означают эти волнистые линии?
Дети: Символ воды.
Воспитатель: А что означают красные круги на вышивке?
Дети: Символы солнца.
Воспитатель: Да, правильно, каждый знак имел своё значение. Даже цвета имели своё значение:
Красный цвет - благополучие,
Желтый цвет - тепло и ласка,
Синий цвет - радость,
Чёрный цвет - богатство.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, зачем вышивали символы?
Дети: Чтобы эти символы всегда оберегали человека.(помочь детям с ответом)
Воспитатель: Верно. Поэтому их называли оберегами. Расписывая свою скатерть, каждый из вас будет вышивать не нитками, а краской и кисточкой. Выберите свой узор-оберег, какой вам больше нравятся.
Воспитатель: Но перед работой нам нужно повторить методы рисования узоров. Давайте вспомним метод «примакивания», которым мы изображаем цветы
(Воспитатель показывает у доски).
-Что мы будем рисовать кончиком кисти?
Дети: Волнистые линии, крестики, точки.
(Воспитатель показывает у доски)
Точки, волны, крестики
Воспитатель: Как будем рисовать круг?
Дети: Концом кисти, не отрывая руки.
(Воспитатель показывает у доски) Круги
Не забудьте о чередовании, только тогда у вас получится настоящий орнамент. Просто помните, что узор – всего лишь повторение форм. А чтобы руки были послушными, подготовим их к работе.
Пальчиковая гимнастика «Мебель»;
Воспитатель: Ребята, рассаживайтесь на свои места. Возьмите в руки кисточки и приступайте к работе - мастера!
(В процессе выполнения задания детьми, воспитатель следит за осанкой детей, за техникой работы, за последовательностью в изображении узора, за расположением узора на скатерти.)
Готовые работы раскладывают на столе.
Воспитатель: - Посмотрите, какие красивые скатерти у вас получились!
Воспитатель: Ребята, вы настоящие мастера! Все работы достойны похвалы! Скатерти красивые и яркие. Нашим гостям понравятся все скатерти! Спасибо вам за работу!