Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг» Социальный мир. »
Конспект занятия в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг» Социальный мир.
Цели:
1 .Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.
2. Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре.
3. Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
Методические приемы:
Игровой;
Наглядный;
Словесный.
Оборудование: знак опасности, символ огня, сказка «Огонь – друг, огонь – враг», картинки, презентация.
Предварительная работа: экскурсия в пожарное депо, дидактическая игра «Кому что нужно», чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».
Словарная работа: пожарные, языки пламени, задымление, ожог.
Ход занятия
Педагог. Дети, сейчас я вам покажу один из знаков, а вы должны сказать, как он называется. Правильно, это знак опасности. А сейчас давайте поиграем. Я встану вот здесь, а вы будете называть какую – нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни, и подходить ко мне по одному.
Дети по очереди перечисляют: пожар, землетрясение, авария, наводнение, потоп, ядовитые грибы и ягоды, опасные животные и люди, и т.д.
Педагог. Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни. А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, а вы постарайтесь ее отгадать:
Он друг ребят,
Но когда с ним шалят,
Он становится врагом
И сжигает все кругом.
(Огонь.)
Верно, это – огонь (показывает символ огня).
А сейчас я вам расскажу сказку про огонь: «Огонь – друг, огонь – враг».
Жил – был Огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь, где хотел – по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.
Как вы думаете, почему?
Дети. Он сжигал все подряд.
Педагог. И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Давай, Огонь померяемся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой» мериться». А человек настаивал на своем, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой за языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.
Скажите, для чего человеку нужен огонь?
Дети. Для того чтобы приготовить еду, согреться, может осветить, зажечь свечу и т.д.
Педагог. Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по марям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, он плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо.
Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги огонь может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.
Скажите, от чего может возникнуть пожар?
Дети. От спички, непотушенного окурка, невыключенной газовой плиты и электроприборов.
Педагог. А что может загореться дома, в лесу?
Чем кроме огня еще опасен пожар?
Дети. Дымом – им можно задохнуться.
Педагог. А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется «Не ошибись». Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки, вверх, изображая языки пламени, а если не горит – руки нужно опустить.
Педагог. Молодцы, садитесь. А сейчас поиграем в игру «Кросс – вопрос». Здесь спряталась картинка, если мы ответим на все вопросы, то сожжем назвать, что там изображено.
Вопросы к детям:
Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (Пожарные.)
Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома.)
Какая у них работа? (Трудная, тяжелая, нужная людям.)
Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закаленными, ловкими, решительными.)
Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне, дыму.)
Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении.)
По какому номеру вызывают пожарных? («01».)
Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Что случилось и точный домашний адрес.)
Педагог. Молодцы ответили на все вопросы, и у нас открылась картинка – это пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар.
А теперь встаньте, мы с вами поиграем с мячом. Игра называется «Лови – бросай, сразу отвечай».
Для чего пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все слышали и уступали дорогу.)
Почему пожарная машина красного цвета? (Чтобы ее было заметно на дорогах: красный - цвет огня.)
Зачем машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи.)
Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава.)
Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (В колодцах, из реки.)
Педагог. А что нужно обязательно знать, чтобы не случилось беды? Нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Их мы закрепим в игре «Разрешается – запрещается».
Возьмите в руки свои знаки – светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый – если это делать можно:
В случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;
Бросать горящие спички;
Кричать и звать на помощь взрослых;
Оставаться в помещении, где начался пожар;
Открывать окна и двери во время пожара;
Закрывать рот, нос и голову мокрым полотенцем;
Прятаться в угол под шкаф под кровать;
Оставлять без присмотра включенные электроприборы;
Двигаться ползком или пригнувшись к выходу;
Обливать водой стены и пол во время пожара;
Пользоваться лифтом;
Не бояться слушаться во всем пожарных;
Тушить водой горящие электроприборы;
Обращаться к соседям за помощью;
По возможности пытаться тушить пожар;
Включать газ электроприборы и свет.
Педагог. Молодцы, все правила назвали.
Огнь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома – пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?
Дети. Он получает ожоги, задыхается от дыма.
Педагог. Очень важно оказать первую медицинскую помощь человеку. Посмотрите, что нужно делать, если у вас небольшой ожог.
Педагог. Вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но все – таки пользы от него больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь теплее, уютнее. Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила, и беда обойдет вас стороной.