(детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей)
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по составлению сказки о диком животном посредством мнемотехники. Тема: «Маленькие сказочники».
Евстафьева А. В.,
г. Сосновый Бор
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Решение проблемной ситуации, рассматривание изображений диких животных, выбор животного по его части (по хвосту), дидактическая игра «Сложи целое», составление сказки по предложенным мнемосхемам.
Ноутбук, мультимедийное устройство, презентация на заданную тему, мнемосхемы (в презентации), экран для вывода презентации, у воспитателя белый чистый лист и ручка для записи ответов детей; дидактическая игра «Разрезные картинки».
Чтение сказок о диких животных (пересказ рассказа по Е. Чарушину «Лиса» с использованием опорных схем, «Заюшкина избушка», «Волк и лиса», «Маша и Медведь», и другие); рассматривание картин о диких животных, театрализованные упражнения: «Отгадай животное», «Зоопарк», лепка «Моё любимое животное»; рисование диких животных.
Воспитатель | Дети |
Ребята, я сегодня шла на работу, встретила маленьких ребят. Они сказали, что уже перечитали все книжки, которые есть у них в группе и очень просили нас придумать им сказку. Поможем малышам? | Конечно, поможем! |
Только вот сказку малыши хотят о диком животном. И чтобы конец у сказки был хороший. Давайте мы вспомним диких животных, которых мы с вами знаем. Это кто? (слайд 3). Верно, это медведь. Он какого роста? Какая у него шерсть? Уши? Чем он питается? Что делает зимой? | Медведь. Он высокий. Шерсть коричневого цвета, мягкая, пушистая, теплая. Уши небольшие, торчат, треугольником. Зимой медведь спит в берлоге. Летом любит кушать ягоды, коренья, ягоды, рыбу. |
А это кто? (слайд 4). Верно, это заяц. Он высокий или низкий? Какие у него уши? Шерсть? А какие лакомства он любит? | Заяц. Он низкий, огромные уши. Белая, пушистая шерсть, очень теплая шуба. Заяц любит летом кушать злаки, бобовые растения, осоку, хвою лиственниц, грибы, а зимой — мелкие ветки и кору деревьев и кустарников, а также сено вокруг стогов. |
А здесь у нас с вами… (слайд 5). Верно, это белка. Она высокая или низкая? Какие у нее лапки? Шерсть? Ушки? А на зиму что белочка запасает? Молодцы. | Это белка. Она невысокого роста. У нее коричневая теплая шубка, она мягкая. Лапки маленькие, как ручки, белка ими держит грибы, орехи, шишки. И у белки небольшие рыжие ушки с кисточками. |
А здесь мы видим красавицу… (слайд 6). Какого цвета у нее шерсть? Она длинная или короткая? | Лисичку. У нее длинная, рыжая шерсть, теплая шубка. Небольшие треугольные уши. Тоже рыжие. На груди белый галстук, и белый кончик на хвосте. Лиса охотится на зайцев, мышей, ловит рыбку. |
Какие вы молодцы… Слайд 7 (большой знак вопроса). Теперь нам надо выбрать, о ком же мы хотим с вами писать сказку. А выбирать мы будем животное... По ушкам. | |
Слайд 8. Эти ушки узнали? Как вы узнали, что в кустах прячется заяц? | Заячьи уши. Они очень большие. |
Слайд 9. А эти уши принадлежат… | Медведю. |
Слайд 10. А здесь прячется… | Белка. |
Слайд 11. А эти уши выдают нам… | Лису. |
Слайд 12. (большой знак вопроса). Кого мы с вами выбрали по ушкам, о ком мы с вами будем писать сказку? | |
Теперь нам надо отдохнуть. Мы очень устали. Давайте поиграем. Физминутка «Мишки». | |
Слайд 13. Теперь давайте посмотрим план, по которому мы будем писать нашу сказку. Только давайте договоримся: один говорит, остальные слушают. Скажут все, кто хочет сказать. На слайде по щелчку мыши появляется: знак вопроса. О ком же будет наша сказка? Теперь решим: в какое время года это было: зимой, весной, летом или осенью? (по щелчку мыши появляются 2 значка: снежинка и лето). Теперь надо определиться: в какое время суток (появляются еще 2 значка: солнце и луна): утро, день, вечер или ночь? Великолепно. А что же наш герой делал? (появляется значок: смайлик со знаками вопроса). Ребята, мы с вами просто молодцы. А вот что же было дальше? (появляется значок: задумчивый смайлик). И что у нас из всего получилось? (появляется значок: гномик, сидящий на книге). Воспитатель записывает ответы детей на листе бумаги. А потом читает детям окончательный вариант получившейся сказки. | |
Ребята, какая у нас замечательная сказка получилась! Вам тоже понравилась? | Да, понравилась!!! |
А теперь давайте поиграем в такую игру. Я вам даю разрезанные картинки, а вы должны собрать целую картинку. | Дети собирают разрезные картинки. |
А как вы считаете, Лиса удачно на охоту сходила? | Да, удачно. |
Почему? А хороший друг – это всегда здорово! | Удачно: она наловила рыбы, покушала. |
А она нашла еще что-то или кого-то, кроме еды? | Лиса еще нашла себе друга – мышку. |
А хороший друг – это всегда хорошо. | |
Звучит мелодия «Друг в беде не бросит» | Танцуют. |