~~Задачи: 1. Закреплять знание геометрических фигур и понятий: «большой - маленький», «длинный- короткий».
2. Формировать умение составлять изображение простейших предметов из геометрических фигур, счетных палочек и анализировать их зрительно-осязательным способом.
3. Способствовать развитию умения действовать по элементарному плану-схеме.
4.Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику и связную речь.
5. Способствовать развитию самостоятельности, инициативности, чувства взаимопомощи.
Необходимые материалы и оборудование: мнемотаблица к сказке «Три медведя», блоки Дьенеша, падлочки Кюизенера, счетные палочки, плоскостные геометрические фигуры.
Предварительная работа: чтение сказки «Три медведя», рассматривание иллюстраций к сказке, рассматривание заборов, домов, кроватей различных форм.
Форма организации: занятие проводится в форме работы детей в малых подгруппах, где учитывается выбор детей желаемого вида деятельности, выбор материала. В такой организации занятия проявляется инициативность, самостоятельность, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Содержание совместной деятельности:
В: Ребята, а у меня для вас есть интересная необычная загадка. Давайте попробуем ее разгадать вместе.
(вносится мнемотаблица с изображением сказки «Три медведя») (Приложение 1)
Дети с педагогом рассматривают таблицу и высказывают свои предположения о загаданной сказке.
В: Давайте попробуем с вами (создать, нарисовать сказку), но рисовать мы ее будем необычным способом, а из различных фигур. Что же нам нужно выложить, чтоб мы могли рассказать и показать сказку? Дети предлагают свои варианты, педагог фиксирует ответы схематично на бумаге (в результате получается план - схема).Если дети затрудняются ответить, педагог задает наводящие вопросы: «Где жил медведь?», «А где мог находится дом медведей? (в лесу, городе и т.д.), «Как был огорожен дом медведя?» и т.д.
А теперь давайте, чтоб работа у нас шла быстрее, мы распределим задания между друг другом. (дети распределяются по подгруппам по желанию).
Педагог лишь координирует работу детей.
1 подгруппа: Постройка дома – дети выполняют задание: выкладывает дом из счетных палочек по схеме
2 подгруппа: Постройка забора:
В.: А из чего мы можем построить забор? Но забор у медведя был особенный – бревнышки у забора чередовались одно – короткое, другое - длинное .Найдите в группе необходимые материалы. (блоки Дьенеша, палочки, маленькие брусочки, палочки Кюизенера) – выбор детей. Дети выкладывают на ковре забор вокруг дома.
3 подгруппа: выкладывание стульчиков. Детям так же предлагается самим выбрать материал, из которого они будут выкладывать стульчики и тарелочки. Выкладываются 3 стульчика по размеру и к ним ставятся три тарелочки в соответствии с размером.
В: (если возникают сложности педагог задает наводящие вопросы) Какой стульчик мы выложим для Мишутки? И т.д.
4 подгруппа: выкладывание кроватей. Педагог уточняет как звали медведей и их размеры, кто самый большой, кто поменьше, дети определяются с размерами кроватей. Дети сами выбирают геометрические фигуры и дидактический материал, с которым они будут работать. (плоскостные фигуры, счетные палочки, блоки Дьенеша и т.д.)
В: (При возникновении сложностей с выполнением задания педагог задет уточняющие вопросы) Ребята, а сколько было медведей в сказке? Какие они были по размеру? Кто был больше, кто меньше? Какого медведя мы положили бы на большую кровать и т.д.
5 подгруппа: выкладывание медведей из геометрических фигур.
Дети, закончившие выполнение своего задания, присоединяются к выкладыванию забора.
Далее дети совместно с воспитателем презентуют выполненные задания, в форме поэтапного рассказывания сказки. Педагог по ходу занятия задает уточняющие вопросы: «Из каких фигур выложили медведей, кровати и т.д., сколько понадобилось и каких геометрических фигур? И т.д.»
После рассказа сказки, воспитатель предлагает детям угадать какие гостинцы приготовили для Машеньки бабушка и дедушка. Для это необходимо положить рядом 2 квадрата, а 2 треугольника положить справа и слева от квадратов. (получилась конфета). Воспитатель угощает детей конфетами.